3 и 4. структура мировоззрения

Моисей Харитонов

Отношение к миру (рисунок над текстом) и к себе базируется на разнообразных знаниях.

Житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни.
Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Взаимодействие с миром связано с чувствами, окрашено эмоциями, трансформировано страстями.

В сложном, переменчивом отношении с знаниями и эмоциями переживаются убеждения и принципы (нормы и ценности) – эти пары переживаний могут усиливать или ослаблять друг друга. Как показывает практика и фиксируют психологи, влияние убеждений и принципов на поступки часто бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Приверженность национальным ценностям и переживание национальной идентичности лежат в основе этнонационального самосознания. Индивидуальная социальная идентичность невозможна без идентичности национальной. Для каждого народа это - уникальное явление и требует обстоятельного и глубокого анализа.
Эмоциональная, аффективная связь с прошлым – одна из основ, наряду с суммарным давлением современных вызовов существования, в «мы-идентичности» людей, составляющих нацию.  Уместно вспомнить Л.Н. Гумилева - «никакими усилиями и желаниями человек не может сменить свою этническую принадлежность. … этническая стихия человечества» предопределяет сознание и поведение людей. Здесь «аффективные компоненты» часто и сильно превалируют над рассудочностью и прагматизмом. http://nicbar.ru/polit_soc_12.htm

Практический уровень мировоззрения составляют поступки - все решительные действия человека отражают его отношение к миру.

В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

При попытках определения силы Государства Израиль – силы, необходимой для выживания в условиях нарастающего противоборства цивилизационных гигантов, в системе факторов, составляющих «силу», надо учитывать мировоззренческий спектр населения и пути управления его развитием. Здесь возникает задача учета конкурирующих влияний различных интересантов.

Для начала попытаюсь определить основных интересантов в отношении еврейского (израильского) мировоззрения. Для примера сформулировал версию интереса Американского руководства:
 
• «рядовые» зрелые израильтяне
• Дети-внуки-правнуки «рядовых» израильтян
• Идейная элита
• Корыстная элита (деловая, политическая)
• Американское руководство - Чтобы Израиль состоял из 3-х мировоззренческих групп:

1. Израильтяне, по своему мировоззрению настроенные ценою своей жизни и жизни детей до предела сдерживать исламистский накат на «американский мир»;
2. Израильтяне, по своему мировоззрению готовые работать на Америку и своевременно, с позиций выгодности для Америки, быть эвакуированными в Америку перед уничтожением Израиля исламистским накатом;
3. Израильтяне, по своему мировоззрению ведущие себя минимально мешающим образом по отношению к первым двум группам.

• Недруги Израиля


Основной целью предложенной Евгением Белиловским Декларации является «законодательная фиксация разграничения религии иудаизма с еврейской национальностью и, соответственно, с еврейским государством, при подтверждении именно еврейского характера государства и без разрыва с вытекающей из иудаизма еврейской традицией. На основе этого Декларация делает возможным обеспечение для не придерживающихся иудаизма и не являющихся евреями по крови граждан страны, прежде всего для арабских граждан, полного фактического, а не только формального равенства, избавление их от положения «чужака» в своей стране».

Практически «еврейский характер государства» не может поддерживаться только законодательной Декларацией, нужна система законодательных мер, административной поддержки закона и культурно-идеологической поддержки еврейского большинства. Принятием Декларации подтверждается существующее формальное равенство арабских граждан с евреями, но еще раз будет подчеркнуто отсутствие полного фактического равенства – коллективным политическим субъектом в еврейском государстве являются только евреи. Иначе это государство не будет еврейским. А оно создавалось и общемировой смысл его существования именно как еврейское государство.


4. КОММЕНТЫ ПО ТЕКСТУ ДЕКЛАРАЦИИ

 «Основной целью настоящей Декларации является законодательная фиксация разграничения религии иудаизма с еврейской национальностью и, соответственно, с еврейским государством, при подтверждении именно еврейского характера государства и без разрыва с вытекающей из иудаизма еврейской традицией. На основе этого Декларация делает возможным обеспечение для не придерживающихся иудаизма и не являющихся евреями по крови граждан страны, прежде всего для арабских граждан, полного фактического, а не только формального равенства, избавление их от положения «чужака» в своей стране».

Комментарий 1. Практически «еврейский характер государства» не может поддерживаться только законодательной Декларацией, нужна система законодательных мер, административной поддержки закона и культурно-идеологической поддержки еврейского большинства. Принятием Декларации подтверждается существующее формальное равенство арабских граждан с евреями, но еще раз будет подчеркнуто отсутствие полного фактического равенства – коллективным политическим субъектом в еврейском государстве являются только евреи. Иначе это государство не будет еврейским. А оно создавалось и общемировой смысл его существования именно как еврейское государство. Такой характер государства предполагает покровительственное и ограничительное отношением евреев к израильским арабам.

Ограничительная компонента в этих отношениях имеет весьма серьезные основания. Процитирую Меира Кахане, 2008, http://samsonblinded.org/rublog/723.htm: «Средний еврей может не отдавать себе отчет в том, что представляет собой Израиль, какие вулканические извержения прорываются из-под земли, какие ужасающие конфликты и противоречия разделяют евреев и арабов. И если невежество еврея Изгнания можно считать трагедией, то житель Израиля, который отказывается видеть – это больше, чем просто трагичный персонаж. Это преступник, который навлекает катастрофу на себя, на своих детей и на всех окружающих. ... менталитет израильского араба ….. Того, кому не нужно еврейское государство, де-факто делающее его не равным по отношению к гражданам-евреям».

Арабское меньшинство Израиля принадлежит более крупному вненациональному организму, существующему в различных национальных формах вдоль границы с Израилем. За годы с момента написания Меиром Кахане этих слов этот «вненациональный организм» развил в себе замах на межцивилизационное противоборство в масштабах планеты. При всем множестве замечательных случаев искреннего сотрудничества и дружбы израильских евреев и арабов, в подсознании или в потаенной части сознания арабов,  ТЕКУЩИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД – период жизни нашего-детей-внуков-правнуков, - коренится неприятие здесь, в этом регионе еврейского национального очага. Это место получено сочетанием борьбы, труда, жертв евреев с игрой политических гигантов; многими евреями это место воспринимается как заповеданной историей и некоей «надисторией»; другого места для нас нет.

Указанные МЕНТАЛЬНЫЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ  обстоятельства делают абсолютно неверным и провокативно опасным тезис о возможности «для арабских граждан, полного фактического, а не только формального равенства, избавление их от положения «чужака» в своей стране».

«Становится также ясным, что в религиозном отношении Государство Израиль является таким же галутным государством, как страны исхода, (Комментарий 2. Неверно; в странах исхода иудейские верования, организационная структура и отправления вызывали неприязнь коренного окружения и приходилось «подлаживаться» под «хозяев». В Государстве Израиль «харедим» и религиозные видят и, в значительной степени, имеют возможность влиять и, даже, влиять определяющим образом - на решение государственных вопросов. Одним из следствий этого обстоятельства является проявление «мессианских претензий некоторых иудаистов») что устраняет как мессианские претензии некоторых иудаистов, так и возражения против еврейского характера государства со стороны некоторых палестинских лидеров. А отрицающие  даже в этих условиях реальное Государство Израиль воинствующие исламистские и иудаистские ортодоксы могут быть выведены из гражданства без ущерба для имиджа страны. (Комментарий 3. «Воинствующие исламистские ортодоксы» могут быть выведены, но масса «выжидающих, готовящихся» - останется и будет участвовать в комплексе двух процессов:

• нарастание давления внеизраильской арабской и общеисламистской массы к уничтожению Государства Израиль;
• изменения в свою пользу демографической ситуации в «государстве всех израильтян».

«Воинствующие иудаистские ортодоксы» могут быть выведены, но масса воздерживающихся от воинственных проявлений - останется и … будет ждать прихода Мошиаха, эвакуировавшись куда-нибудь с территории нынешнего уничтожаемого Государства Израиль.)  В совокупности это означает сохранение и укрепление еврейского характера государства путём отказа от не соответствующего современным условиям «статус-кво» и возвращения вместо этого к основам сионизма, разработанным Теодором Герцлем, который подчёркивал необходимость чёткого разделения еврейского государства и иудаисткой религии».

Комментарий 4. Неверно. Основа сиони;зма – цель объединения и возрождения еврейского народа на его исторической родине, в Израиле (Эрец-Исраэль). А над «основой» Т. Герцлем были выстроены конкретизирующие надстройки, включая идею о «чётком разделении еврейского государства и иудаисткой религии». При практическом создании и поддержании существования Государства Израиль конкретика уточнилась – основную угрозу существованию еврейского государства составляют союзничество внутриизраильских арабов и огромного внеизраильского арабского мира, являющегося частью исламистского мира. «сохранение и укрепление еврейского характера государства» обеспечивается, прежде всего, работой с этой угрозой. И отношение государства с иудаистской религией надо регулировать именно в соотнесении с ЭТОЙ работой.

«Указанные в Декларации вытекающие из иудаизма три составляющих современного еврейского мировоззрения были определены Альбертом Эйнштейном, а четвёртая составляющая, противоречащая ортодоксальному иудаизму – выдающимся французским политическим деятелем Леоном Блюмом. При этом А. Эйнштейн также подчеркнул, что он является евреем, но не иудеем по вероисповеданию».

Комментарий 5. Далее будет показано, что эти 4 составляющие «современного еврейского мировоззрения» повторяют, в обедненном варианте, то, что в 1948 г. было записано в Декларации Независимости создаваемого Государства Израиль.

«проект Декларации обеспечивает возможность полной реализации составляющих современного еврейского мировоззрения и на основе этого как существенное улучшение жизни в стране, так и создание примера для решения существующих проблем во многих государствах мира».

Комментарий 6. Приводимый анализ не подтверждает это заверение Автора.

«возникла необходимость принятия новой Декларации, характеризующей на современном уровне идеологическую основу государства и соответствующее ему законодательство и обеспечивающей дальнейшее развитие государства».

Комментарий 7. Здесь уместно четко определить ту идеологическую основу государства, которой будет противопоставлен «современный уровень». Попытаюсь в следующем разделе.