Необычный памятник непокорному Баху

Галина Лагутина
«Бах почти заставляет меня поверить в Бога»
                Роджер Фрай

« Не ручей, а море должно быть ему имя»
                Бетховен
«Цель музыки – трогать сердца»
                И.С.Бах


Сегодня у меня  День Иоганна Себастьяна Баха.
С утра  по радио слушала "Итальянский концерт". 
Очень хорош! Все три части принесли  огромное удовольствие: искромётная первая,  раздумчивая и чистая в  каждом  звуке  вторая,  напористая, виртуозная, мелодически выразительная  третья.

Потом пошли «Страсти по Матфею».
Это совсем другое произведение: масштабное, с ариями, речитативами, почти оперное.
 Его нужно слушать не один раз, к нему надо привыкнуть.
Для  понимания, о чём поют,  нашла  либретто и слушала, следя за текстом.
 Но и без этого интересно  наблюдать за дирижёром, оркестром, хором, солистами.  Это  высокохудожественный спектакль, рождённый божественной музыкой Баха и  каторжным трудом всего творческого коллектива.  Ведь «Страсти» звучат два с половиной часа!

В поиске материалов о Бахе нашла в интернете  необычный памятник композитору  в городке Арнштадте. Странная, совсем не академическая, скульптура  удивила меня.
Молодой человек,  хрупкого телосложения,  запечатлён сидящим  в  непринуждённой,  будничной  позе.
Он  одет просто, без  строгого костюма и  парика; нет также никаких признаков того, что перед нами музыкант.  Только сосредоточенный взгляд юноши выдаёт напряжённую работу мысли.  Возможно, он погружён в мир звуков или воспоминаний, или размышлений о будущем?
Почему  скульптор Бернд Гёбель  изобразил Иоганна Себастьяна Баха  так и таким?

Для ответа на этот вопрос интересно познакомиться с   основными  этапами жизни  Баха в первое двадцатилетие от его рождения.
 Он появился на свет в 1685 году в городе Айзенахе. Уже к десяти годам остался полным сиротой: в девять лет умерла  мама, в десять ушёл из жизни отец.

Хорошо, что у мальчика был старший брат, Кристоф, который жил  самостоятельно в соседнем городке Ордруф.   В течение пяти лет Кристоф  содержал Иоганна, воспитывал его   и  учил игре на органе и клавире, поскольку сам был органистом.  Младший брат  учился с огромным желанием и успехом.
   
В 1700 году, когда  Иоганну исполнилось пятнадцать лет, он  уезжает далеко на север,  в город  Люнебург, учиться в вокальной школе святого Михаила.
За три года  пребывания в Люнебурге   Бах    получил всесторонние знания   в области музыки,  богословия, истории, географии, физики, латыни, иностранных языков.
 Он зреет духовно, знакомится с творчеством знаменитых музыкантов,  посещает   Гамбург,  Целле,  Любек, -  города, в которых кипела музыкальная жизнь Германии.
 Здесь Иоганн  пишет свои первые произведения для органа и клавира.

В 1703 году, закончив школу,  восемнадцатилетний юноша получает  первую  в своей жизни должность придворного музыканта у герцога  Эрнста в городе Ваймере.
 Прекрасное владение многими инструментами  быстро возвысило Баха как исполнителя, но вскоре эта роль ему наскучила: он мечтал о творческой свободе.
 Поэтому, когда в том же году  его пригласили   на должность органиста Новой церкви святого Бонифация в Арнштадте,   Бах без колебаний соглашается на переезд.

 Арнштадт  был хорошо знаком Иоганну.  В этом старинном городе уже  с  семнадцатого века   постоянно жили многие поколения  большого  музыкального семейства Бахов.    Здесь юный органист  мог навещать своего дядю и пользоваться его покровительством.
 
Но, к сожалению,  годы, проведённые  в Арнштадте,  сложились для Баха не совсем удачно.
Сначала всё шло хорошо. Орган Новой церкви  радовал Иоганна. Он был в хорошем состоянии и  настроен по новой системе, которая расширяла возможности для композитора и исполнителя.
По воскресным дням, в утренние часы, во время богослужения, Бах исполнял на органе духовную музыку. 
 Работа по уходу за инструментом тоже была не напряжённой – всего три раза в неделю. Стало быть, оставалось достаточно времени для сочинительства
.
Правда, в обязанности вменялась также работа с церковным хором.
Этот хор приносил Баху немало огорчений.  Иногда возникали с учениками ссоры, да такие жаркие, что  готовы были  перерасти в потасовки. Характер у маэстро был горяч и несговорчив.

 Среди консервативных прихожан росло недовольство органистом, позволявшим себе  вольные импровизации. Не нравилось некоторым и «странное» хоральное сопровождение; в вину Иоганну  ставилось его, якобы, неумение управлять хором. Словом, жалоб и кляуз  было предостаточно.

Несмотря на все неприятности, жизнь молодого композитора была интересной и насыщенной  любимым творчеством.
Бах очень любил орган, который Моцарт позже назовёт «королём инструментов».
 В Арнштадте    он написал много органных произведений,  в том числе Токкату и фугу ре минор,  в наши времена всемирно известное сочинение.

Но вот осенью 1705 года  Иоганн совершает, по мнению властей города, из ряда вон выходящий  проступок. Он очень хотел послушать игру самого  выдающегося органиста  и  композитора  того времени Дитриха Букстехуде  (1637 – 1707.)  Для этого Бах взял отпуск на четыре недели и отправился, как гласит легенда, пешком в Любек,  до которого было около четырёхсот километров.

Букстехуде  был органистом  высочайшего класса.  К нему, в церковь святой Марии,  съезжались музыканты со всех концов Германии. Там систематически проводились концерты органной музыки.
Знакомство состоялось; Бах был восхищён Букстехуде, его исполнительским мастерством и даром композитора,  а он, в свою очередь,   произвёл очень  благоприятное впечатление на старого маэстро.
Букстехуде  уже искал преемника на своё место  и  предложил его одновременно двум музыкантам – ровесникам:  Баху и Генделю.  При этом было поставлено условие: место получит тот, кто женится на его дочери. Такова была традиция.
Но оба юноши отказались от женитьбы и, как следствие,  от почётной службы.

Пребывание Баха в Любеке затянулось вместо четырёх недель на четыре месяца! Он явился в Арнштадт  только в следующем, 1706 году. Пренебрежение служебными обязанностями, нарушение сроков отпуска явились последней каплей, переполнившей чашу терпения местной  администрации.  Ни влиятельный дядя, ни благосклонно относившийся к Баху пастор не смогли успокоить праведный гнев отцов города и церкви.

Так Иоганн Себастьян   Бах лишился работы в Арнштадте.
К счастью, молодость быстро прощает обиды . Тем более, что душа Баха к этому времени наполнилась любовью.
 В Арнштадте он познакомился со своей кузиной, чудесной девушкой Марией Барбарой, на которой вскоре женился, в  возрасте двадцати двух лет.

 Арнштадтцы  не долго помнили  молодого неугодного органиста. Только, когда он стал очень знаменитым, а это случилось много позже после его смерти, о нём стали говорить «наш Бах», а город называть «город Баха».

Памятник  Баху, о котором идёт речь,  воздвигли во времена ГДР, в 1985году, к трёхсотлетию со дня рождения композитора.
Он вызвал неоднозначные мнения горожан.  Критика звучала со всех сторон.  Возмущались, что скульптура  выполнена не в традиционной манере и зря  поставлена на главной площади города;  памятник называли  позором для города и  хламом;  ворчали, что даром потрачены деньги и что место его возле кирхи, где работал Бах.

Автор скульптуры Гёбель  защищал своё детище. Он убеждал, что место для памятника  на центральной рыночной площади выбрано правильно, потому что композитор запечатлён после поездки  в Любек и взгляд его обращён в сторону города, где он получил благословение от своего великого предшественника и учителя Дитриха Букстехуде.

Это пояснение Гёбеля помогает проникнуть в  замысел его работы. Вероятно, нам представлен Бах, отвергнутый  Арнштадтом. Он мысленно прощается с ним. В его выражении нет ни горечи, ни обиды. Он просто погружён  в прекрасные воспоминания,  неизбежно связанные с будущим . А там, через радости и печали, его  ждёт Гениальность.
 
 

p.s.1
Новая церковь святого Варфоломея в Арнштадте в 1935 году была переименована в церковь Иоганна Себастьяна Баха. Орган, на котором играл юный Бах, работает до сих пор.

Бах обладал беспримерной трудоспособностью.
 Его музыкальное наследие составляет более тысячи церковных и светских  произведений, написанных в самых  разных жанрах  и для различных инструментов.
Как говорят специалисты, ни одна работа Баха не считается слабой,  несовершенной, недостойной исполнения.

Имя гениального композитора не было забыто во времени.
Его любили Моцарт и Бетховен, но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по Матфею в марте 1829 года в  Берлине, организованного великим почитателем музыкального  гения   Феликсом Мендельсоном Бартольди.

8 ноября 2016

p.s.2.
В сентябре 2019 года мне посчастливилось побывать в Арнштадте в гостях у величайшего композитора всех времён Иоганна Себастьяна Баха. Памятник оказался симпатичнее, чем на фото, а в церковь Баха
мы, четверо родственно связанных туристов, просто влюбились. Необыкновенно светлая и уютная, она долго нас не отпускала. Мы не следили за временем, сидели и  слушали музыку, тихо лившуюся из динамиков, и я видела просветлённые лица моих друзей. Наверняка наше общее возвышенное  настроение отражалось и в моих глазах. 
Служитель церкви любезно подарил мне на русском языке проспект-историческую справку о церкви и о фактах из биографии композитора.
Интересно, что в 1879 - 82 годах, во время посещения  Арнштадта, на церковном органе играл Ференц Лист. Он жил неподалёку в Ваймаре.