На выставке И. Айвазовского. Продолжение 31

Удивительно Удивительно
http://www.proza.ru/2016/11/07/955

Но вот, что меня поразило на выставке. В отдельных картинах Айвазовского чувствовалось присутствие второго художника. Надо заметить, что художник этот даже не дополнял Айвазовского, а просто проявлял себя в картинах. Каждый из двух художников выполнял свою часть работ.
В чем причина такого восприятия?
Возможен ли такой вариант скрытого сотрудничества Айвазовского с каким-нибудь неизвестным ныне миру художником?
Думаю, что да.
Ведь, если покопаться в этом направлении, то можно найти важные предпосылки к такой творческой деятельности уже в годы обитания Айвазовского в стенах академии.
Например, авантюризм наставника, юноша успел впитать на ранних этапах своей бурной деятельности в области изобразительного искусства, написав втихаря пять картин для выставки.
Разумеется, что и уроки с использованием подмастерьев в академии художеств, не могли остаться не вызубренными Айвазовским. Сам он, ведь, тоже работал на Таннера.
Не случайно, же, он позже стремился к созданию художественной школы у себя в Крыму. Открытие художественной школы позволило бы художнику выбирать даровитых детей, молодежь себе в подмастерья. И надо заметить, что он все же создал для всех склонных к искусству, прежде всего для местной молодежи в 1865 году на собственные средства в Феодосии «Общую художественную мастерскую».

Жить он тоже предпочитал в Феодосии, а не в Санкт Петербурге.
Вероятно, понимал, что там его проделки с легкостью могли бы развенчать другие художники, критики, и тогда вместо славы его ожидал бы позор.
 
Но покопавшись в интернете, пока не обнаружила информации о его возможных подмастерьях, несмотря на то, что картины выдают двух мастеров, а порой и более, с двумя разными подходами в работе.
И тем не менее, для того, чтобы утверждать свою версию, следует основательно изучить картины художника. Разумеется, на такую роскошь у меня не было ни сил для стояния в очередях, ни денег, ни времени. Поэтому могу на данном этапе располагать только собственными ощущениями, через восприятие увиденного на выставке в течение пяти часов (в общем счете).

В целом, опираясь на картины, можно дать полную характеристику не только произведению, но и самому художнику.

Например, Чехов писал о нем: "Недалек, но натура сложная и достойная внимания." "Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?"

К глубокому моему сожалению, именно недалекость художника прослеживается в его творчестве.
Каким образом?
Ну хотя бы в том, что дальше цветовых эффектов в своих картинах он не продвинулся.
В чем причина этого?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос.
Возможно, основная причина в его меркантильности.
Другая причина может крыться, в недостаточности образования и нежелании самообразовываться.
И как следствие, - ленность души. Почему она может проявляться таким образом?
Потому что душу насилуют тем, что уводят её от истинного предназначения в земном мире. Складывается такое впечатление, что Айвазовского увели от истинного его предназначения. Ибо, душа его молчала.

Да. Он создавал картинки с изображением моря, порой, - моря яркого, красочно взрывного.
Но это были всего лишь картинки с цветными прозрачными волнами. В них не передается реальность. Все зыбко, поверхностно.
За всю свою жизнь я всего дважды побывала на Черном море и один раз на Каспийском море, в Махачкале.
Тем не менее, практически вся моя жизнь прошла у прудов, озер, рек.
Стихия воды меня всегда привлекала. Я люблю наблюдать за движением волн в водоемах,  я с удовольствием любуюсь отражением облаков, деревьев, скал, городских массивов на зеркальной поверхности вод.
Проживая в Буденновске, наблюдала за переменчивостью состояния водной стихии на протяжении шестнадцати лет, т.к. мой дом стоял у самого озера Буйвола. В любое время я могла выглянуть в окошко с девятого этажа или выйти на лоджию, балкон и полюбоваться не только восходом, заходом небесного светила, отражавшимся в озере, но и наблюдать за лунной дорожкой.
Поэтому обидно мне за примитивизм в картинах Айвазовского, изображавшего море по однотипному шаблону.

Недавно специально просмотрела в интернете множество фотографий, сделанных разными людьми на Черном море, посмотрела несколько видео со штормами, но нигде не увидела ничего подобного, что изображено в раскрашенных картинках мариниста.
Для меня он остается мальчишкой, научившимся шаблонно малевать картинки с изображением моря. Из возраста мальчишки в возраст художника он не вырос. Это моё личное мнение.
Вот это и есть та недалекость Айвазовского, о которой писал Чехов, прослеживающаяся и в его живописи.
Печально то, что такое творчество уводит зрителя от реально существующих картин живого моря.
Ладно бы эти картины писал человек, видевший море один раз, но эти холсты принадлежат кисти художника, жизнь прожившего у моря.
Получается, что дурачил он своих зрителей?
Посмотрите вдумчиво хотя бы вот на эту картину Айвазовского И.К. "Морской берег." 1840. Несомненно, она одна из ранних его работ, но к тому времени он уже окончил академию и предстает перед нами, как талантливый выпускник.
На что я хочу обратить в этой картине внимание?
На сочетание неба и воды.
Темная-претемная часть моря в той части картины, где на небе нет ни единого облачка. Почему?
Глубина моря?
Но я не чувствую глубины. Она не передана художником. Там наблюдается тень от мощной темной тучи, но небо-то чистое?
Мелочь?
Может быть. Но из таких мелочей и выстраивается правда жизни.
Стоя у картин и рассматривая их, обращаешь внимание на недочеты, которые сами очень явно выпячиваются перед зрителем напоказ. Каждый ли из зрителей готов их видеть или не задумываясь безоговорочно склонен доверять проводникам в мире искусства: искусствоведам?
Да, море писать не просто, но при желании можно написать и достаточно правдоподобно. Для этого надо не штамповать картины одну за другой, а активно писать этюды в огромных количествах отдельных фрагментов морской стихии и только тогда можно создать поистине морской шедевр. Но это уже не про Айвазовского. Для этого потребуется художник трудоголик сродни А.А.Иванову.


Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/11/1918
Айвазовского И.К. "Морской берег." 1840