Кому платил дань Дмитрий Донской?

Евгений Валентинович Сахаров
          Крупнейшим правителем Московской Руси XIV в. был князь великий Дмитрий Иванович Донской (годы правления – 1359-1389), с именем которого связано начало борьбы московского государства с Золотой ордой. В 1378 г. Дмитрий разбил войска темника Мамая на реке Воже, а в 1380 г. нанес ему сокрушительное поражение в Куликовской битве.
          Имя Дмитрия Донского, который первым поднял знамя борьбы против иноземного владычества, безусловно, величественно и овеяно славой его побед. Однако в свете церковных обрядов XIV в., которые несли определенную политическую нагрузку, а также некоторых средневековых источников, возникает ряд непростых исторических вопросов. В частности, чьим данником был Дмитрий, и где произошла Куликовская битва?
          Начнем с первого из них. Традиционно считается, что князья северо-восточной и южной Руси были данниками царей Золотой орды. Однако имеются основания считать, что русские князья находились в вассальной зависимости от Византии. Дело в том, что в правление Дмитрия Донского, на богослужении (в ектенье) наряду константинопольским патриархом, поминали византийского царя [1, с. 109]. Эта практика указывает на то, что последний был сюзереном московского князя. В связи с этим отметим, что историки-византинисты собрали значительный «фактический материал, недвусмысленно свидетельствующий, что на берегах Босфора рассматривали Русь как безусловно подчиненное государство» [2, с. 104].
          Это входит в противоречие с традиционной версией подчиненности русских князей царям Золотой орды. Поскольку нельзя одновременно служить двум сюзеренам, признавая их царям и обоим платить дань, и при этом не вызывать противоборства между ними. Это противоречие снимается в случае принятия нашей гипотезы, изложенной в статье «Взаимозависимость историографических образов Византийской империи и Золотой орды», о том, что Ордой в русских летописях названа Византия [3, с. 300-305]. На прилагающимся к статье рисунке показана корреляция длительностей правлений царей Византии и Орды.
          В связи со сказанным отметим, что одновременно с тем, как у Дмитрия Донского возник конфликт с Ордой, его отношения с Византией также стали напряженными. Дело в том, что Дмитрий решил отменить на богослужении поминание византийского царя и патриарха, тем самым заявив о том, что более не признает царя Византии своим господином. После этого константинопольский патриарх Антоний IV (1389-1390, 1391-1397) «прислал грозное протестующее послание» [1, с. 109; 4, с. 867].
          Считается, что у сына-наследника Дмитрия Донского – Василия I (годы правления – 1389-1425) отношения с Византией и с Ордой также как были непростыми. В 1393 г. Василий I воспретил упоминать имя византийского царя в богослужениях [5, с. 92]. Практически в то же самое время владычество Орды над Русью сильно ослабло, и в 1405 г. Василий I официально заявил об отказе платить Орде дань, что следует рассматривать как непризнание ордынского царя своим господином [6, с. 65] {в 1408 г. ордынский темник Едигей совершил поход на Русь, целью которого, как считается, являлось восстановление владычества Орды [6, с. 65; 7, с. 716]}.
          Таким образом, источники фиксируют одновременное проведение московскими князьями мер, направленных на обретением независимости как от Византии, так и от Орды. Это обстоятельство служит дополнительным аргументом в пользу нашей гипотезы о том, речь идет об одном, а не двух государствах, называемых в разных случаях по-разному.
          Теперь рассмотрим вопрос о месте знаменитой Куликовской битвы между войсками московского князя Дмитрия Донского и ордынского темника Мамая, которая окончилась безоговорочной победой русского оружия.
          Традиционно считается, что Куликовская битва произошла на территории современной Тульской области, рядом с местом впадения реки Непрядвы в Дон. Однако в том месте совершенно отсутствуют археологические следы большого сражения – нет ни останков павших, ни старого оружия. В ХХ в., на площади поля в 25 гектаров, археологи нашли лишь 4 наконечника стрел, одно железное колечко (предположительно от кольчуги), один или два фрагмента железных пластин и несколько мощевиков [8, с. 6, 9, 23]. Отсутствие археологических следов крупнейшего сражения указывает на то, что Куликовская битва произошла не там, где она локализуется традиционной историографией.
          А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский выдвинули версию о том, что Куликовская битва произошла на территории современной Москвы [8, с. 40-146]. В частности, они отмечают, что согласно Архангелогородскому летописцу, в 1402 г. митрополит Киприан (1381-1382, 1390-1406 гг. [4, с. 886]) и москвичи встретили икону Владимирской божьей матери на Куличкове поле, где стоит каменная церковь Сретенья. Описанное в летописце московская география сегодня хорошо известна – это улица Сретенка, недалеко от которой находится церковь Сретенья и район Кулишек, название которых еще в XIX в. связывали с Куликовым полем [8, с. 40-41]. Важно отметить и то, что согласно некоторым сведениям, на кладбище московского Спасо-Андроникова монастыря были погребены многие герои Куликовской битвы [8, с. 195].
          Укажем также на русскую песню XVI в. «Грозный царь Иван Васильевич», в которой говорится о том, что Иван Грозный приказал казнить своего сына, царевича Федора, на Куликовом поле (всего в песне это поле, как место казни царевича, упоминается четыре раза) [9, с. 70]:
                «Говорит тут Грозный царь Иван Васильевич
                Громким голосом да во всю голову:
                “Ай же вы, мои слуги верные,
                Палачи мои немилосливые!
                Берите-ка моего сына царского,
                Того ли Федора Ивановича,
                За него за ручушки за белыя,
                За него за перстни за злаченые,
                Ведите-тко на поле на Куликово,
                На это-то на место на торговое,
                Срубите-тко ему буйную головушку
                За его изменушка великую”».
          Из дальнейшего повествования становится ясно, что Куликово поле находится в Москве. Получив приказ о казни, сын Малюты Скуратова – Иван, ведет Федора на Куликово поле и собирается отрубить ему голову. Мать же Федора – царица Анастасия, бежит «по славной каменной Москвы» к терему своего брата Никиты Романовича [9, с. 71] {Анастасия умерла в 1560 г., поэтому она не могла быть участницей событий, происходивших в то время, когда ее сын Федор (годы жизни: 1558-1598) был взрослым}. Узнав о предстоящей казни, тот бросается спасать племянника:
                «Ехал он по славной каменной Москвы,
                Ехал Микитушка он улицмы,
                Перемахивал Микита переулкамы» [9, с. 71].
          Прискакав на Куликово поле, Никита Романович убивает Ивана Скуратова, тем самым спасает уже положенного на плаху Федора, затем возвращает его раскаявшемуся в своем решении царю [9, с. 72-74].
          Таким образом, согласно этой песни, в XVI в. в Москве было торговое место, известное как Куликово поле. Однако за два века Москва значительно выросла и Куликово поле, ранее находившиеся рядом с городом, могло оказаться в его черте. Это позволяет предположить, что Куликовская битва произошла на территории современной Москвы.
          Кратко повторим основные выводы, изложенные в данной статье. Во-первых, в правление Дмитрия Донского и Василия I во время церковных богослужений поминался византийский царь, что указывает на то, что василевсы Византии были сюзеренами московских князей. Это находит свое объяснение в рамках нашей гипотезы о том, что в русских летописях, в текстах которых Византия именовалась Греческим царством, она также была названа Ордой, царям которой, как считается, русские князья платили дань.
          И, во-вторых, согласно исторической песни XVI в. «Грозный царь Иван Васильевич», в Москве находилось Куликово поле, что дает возможность для локализации Куликовской битвы на территории современной Москвы. Таким образом, в русской средневековой истории существует много темных мест, с которыми еще предстоит разобраться историкам.

Список использованной литературы

1. Никольский Н.М. История русской церкви. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1983. – 448 с. – (Б-ка атеист. лит.)
2. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Отв. ред. Н.Ф. Котляр. – Киев: Наук. думка, 1992. – 224 с.
3. Сахаров Е.В. Взаимозависимость историографических образов Византийской империи и Золотой орды. // Цивилизация знаний. Труды Десятой Международной научной конференции, Москва, 24-25 апреля 2009 г. В 2-ч. Ч. II – М.: РосНОУ, 2009. – 447 с.
4. Сычев Н.В. Книга династий / Николай Сычев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 959, [1] с. – (Историческая библиотека).
5. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV – XVI вв.: Подвижники русской церкви. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 397 с.
6. Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII – XVI вв. 1238 – 1598 гг. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири). Справочник. М.: «Международные отношения», 2001. – 189 с.
7. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV веках. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. – 899.
8. Носовский Г.В., Фоменко А.Т., Фоменко Т.Н. Где ты, поле Куликово? – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 218, [6] с.
9. Игнатов В.И. Русские исторические песни. Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов/Сост. В.И. Игнатов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. – 223 с.