Инженеры! Где Вы? Ау!
Эта статья должна была появиться много, много лет назад, но пусть, хотя бы с большим опозданием она все-таки будет. При этом хочу отметить, что желающих высказаться на эту тему всегда было много, но на них никто не реагировал. Понимаю, что и эта статья будет только малой слезинкой, но не высказаться просто не могу
Люди моего "почтенного" возраста любят вспоминать годы своей молодости и зрелости. Вот и меня одолевают те же мысли. И тема на этот раз – в каком окружении мы жили ранее и живем сейчас, А также понять какими мы были и кем стали. Причем я имею ввиду не семью и не коллектив, в которых мы жили и проживаем сейчас.
Имею ввиду наше окружение в вагоне поезда, соседей по столу в доме отдыха, друзей по водномоторному туристскому клубу, знакомых по палаточному городку на берегу какого-то водоема и т.д. Во время знакомства и спонтанно возникающих бесед, мы выясняли профессии друг друга. В большинстве случаев это были люди созидательных профессий: инженеры, учителя, станочники, строители, врачи и т.д.
Но вот произошла перестройка, сопровождаемая соответствующими изменениями. И страна вдруг решила, что созидание - отрасль второстепенная. Главное отстаивать свои права, подсчитывать и распределять доходы, охранять тех, кто этим занимается. Не забывается и необходимость хорошего сервиса.
Вспоминается высказывание, в начале девяностых, только вступившего в должность мэра Санкт-Петербурга Собчака А.А., смысл которого был: "Петербург город музей, центр мировой культуры и ему не нужны заводы. Как город туризма, он успешно проживет на туристском бизнесе, торгуя сувенирами и обеспечивая соответствующий сервис".
Возникло бесчисленное количество университетов, академий и факультетов права, менежмента, экономики или того и другого вместе. Во многих уважаемых технических ВУЗах появились юридические и экономические факультеты, не свойственные их профилю
Теперь просматривая различные передачи, где каждый участник, называет свое место работы и должность, например в судебных заседаниях, или посвященных здоровью мы слышим: бизнесмен, адвокат, экономист, менеджер, охранник и т. п. Общаюсь в обиходе с различными людьми - тот же результат. Специалисты, перечисленные в первом абзаце, встречаются редко.
Смотрим различные современные заседания и ток-шоу. В каждом говорится о необходимости развития собственного российского производства, обеспечивающего изготовление импортнозамещающих изделий. Кто это все будет осуществлять? Надеяться на юристов, экономистов, политиков? Сомнительно. Однако, участники этих ток-шоу, дружно призывающие к развитию собственного российского производства не могут додуматься до того, чтобы хотя бы на эти обсуждения пригласить производственников, которые могут сформулировать задачи и пути их решения для восстановления и реконструкции разрушенных предприятий и создания новых.
Уже два года, как против России введены санкции. С их началом сверху посыпались заверения, что " вот ужо теперь то" Россия возьмется за импортозамещение и оно будет осуществлено в ближайшие годы. Но за прошедшие два года мы слышим умные призывы, самые умные мысли, но не видно засученных рукавов, а потому не просматриваются, какие-либо коренные изменения в нужном объеме. Если что то и осуществляется, то в таких мизерных для нашей громадной страны объемах, что вспоминается поговорка – "Один жаворонок весны не делает".
Об этом говорят эти бесполезные, как ток-шоу, так и серьезные совещания. А чтобы появилась польза, в, первую очередь, следует поднять реальный престиж инженерной профессии. И в первую очередь нужно повысить оплату их труда. И начать следует с тех, кто учит будущих инженеров.
Задача по восстановлению инженерного корпуса сегодня очень непроста. Все эти годы инженерный труд, в связи с упадком промышленности не был востребован в нужном количестве. И теперь эту обидную паузу нужно преодолевать. Ранее инженер после окончания института, попав в опытный производственный коллектив, достаточно длительное время учился у опытных специалистов, прежде чем начинал работать самостоятельно. И он проходил все ступени роста: инженер, старший инженер, ведущий инженер, руководитель группы и т.д.
В девяностые годы вся эта система была разрушена. Выпускнику института негде было работать и не у кого учиться. Многим пришлось отойти от техники. Большинство тех, у кого он мог учиться вышли на пенсию. И эту систему нужно восстанавливать. Но это восстановление не должно быть копированием прежней системы, поскольку техника, как технологически, так и организационно, за это время ушла далеко вперед. И было бы неплохо привлекать для этой работы специалистов поработавших в передовых странах. Нужно верить, что молодежь полна энергии и тяги к современным знаниям, а потому быстро освоит новые технологии. Но нужно им создать требуемые условия.
Неплохо и пишущей братии в своих трудах писать больше о творцах новой техники, пусть даже это будет в ущерб статьям о преступности, мистики и другой желтизны.