Лолита Торрес

Артем Кресин
                Лолита Торрес
             О. Генри назвал свое произведение «Короли и капуста» по той причине, что там ни разу не упоминались ни короли, ни капуста.  Суть настоящего  очерка, также имеет очень малое отношение к самой Лолите Торрес, как к актрисе.
              Сейчас в различных дискуссиях, не без успеха отдельные деятели вновь ведут работу по возвеличиванию имени  Сталина.  Остановимся на двух доводах, не самых важных, но интересных.  Первый довод, при Сталине не было преступности, второй – при Сталине успешно работали артели. Оба довода не выдерживают критики. Преступность была очень активная, это я помню как современник. Не было поездки в трамвае, чтобы не поймали очередного карманника, Не было квартиры, где не побывали воры. 
          Об артелях и преступности, одновременно, я намерен рассказать в этом очерке. Попутно дам объяснения. Артели работали почти кустарно, с применением самой малой механизации, и располагались в подвальных помещениях, или во временных бараках . По мере роста технической оснащенности  промышленности, стало целесообразным выпускать изделия не на кустарных артельных приспособлениях, а с помощью современных технологий, которые внедрялись на крупных заводах и фабриках.
            Это особенно было целесообразно для такой крупной страны, как СССР, где требовалось  выпускать изделия с очень большим тиражом.
 А теперь к самому очерку.
В 1954 году на экраны вышел   иностранный фильм «Возраст любви».  Главную роль в этом фильме играла актриса Лолита Торрес.             
Когда она пела со слезой в голосе: 
«Я не знала, что тебе мешала,                Что тобою избран другой путь»                публика плакала.
Я до сих пор вспоминаю этот фильм с удовольствием. Мне было 24 года, и даже  по названию, он мне был небезразличен.
      Прошло несколько лет. Приблизительно  в конце пятидесятых я во время застолья встретился с человеком, который, был во  времена выхода на экран этого фильма начальником цеха в одной из артелей.  И он после некоторого подпития, когда языки развязываются, рассказал  такую историю.
      Кроме того, что Лолита была необыкновенно красива, она была очень модно одета. Гвоздем красоты ее туалета  был широкий блестящий пластиковый  пояс.  Артельщики (иногда их в шутку называли артиллеристами), увидели здесь возможность хапнуть большие деньги.  Все мы знаем, что когда женщина видит что-то очень модное, да еще освященное именем великой актрисы, то для нее  не существует ограничений в виде цены, вещь будет куплена.
        Артельщики поставили задачу наладить производство широких пластиковых поясов. Конечно же, значительная часть этих изделий должна была пойти в левую, торговлю. Но проблема – где взять пластик?  Этот материал был строго фондирован, и выделялся только на военные заводы и другие, особо важные, предприятия. Законным способом артели этот материал получить  не могли.
          Мой рассказчик по сговору с другими артельщиками  нашел выход на заместителя министра химической промышленности, который поставил условия: в письме  с просьбой на  выдачу  пластика не должно быть слова «Артель»,  и положить ему в карман по два рубля за каждый килограмм пластика.  Посланником от ленинградских артельщиков в Москву был  мой рассказчик. Речь шла о 20 тоннах пластика.  Посланец из рук в руки выложил заместителю министра  40 тысяч рублей. В те послевоенные бедные годы, когда хорошей зарплатой были 1000 рублей, это была заоблачная сумма.  За цифру 2 рубля я не ручаюсь, наверное, это было больше, но другие цифры я просто произнести не могу, более высоко мои представления не распространяются.  Получив деньги, заместитель министра, подписал документ, на отпуск подателю 20 тонн пластика, соответствующим химкомбинатом.
Далее мой рассказчик продолжал.                Прошло несколько лет, участники той  сделки встретились по какому то поводу. Один из них сделал шутливое предложение.  А что ребята, мы тогда хорошо заработали и  должны были бы поставить памятник Лолите Торрес. Все рассмеялись, и каждый выразил готовность внести свой взнос.