Бриллиантовая заколка. Макс Эйве

Евгений Хацкельсон
Отрывок из книги "Бриллиантовая заколка"
***
Голландский гроссмейстер Макс Эйве, представитель нового поколения  блестящих мастеров, к 1935 году был одним из пяти-шести сильнейших гроссмейстеров мира.  Высокий, подвижный, галантный и вежливый, всегда в прекрасном настроении, с неизменной доброжелательной улыбкой на приятном умном лице, этот молодой профессор математики был любимцем и надеждой всей Голландии, как некогда Капабланка был любимцем всей Северной и Южной Америки. Именно голландское правительство и организовало его матч с чемпионом мира, который должен был, разумеется, проходить на Родине молодого претендента. И не только организовало, но и пригласило на работу в команду Макса  сильнейших шахматистов мира: Грюнфельда,  Флора, Кмоха, Мароци. Пригласили бы и Ласкера, но он к этому времени уже жил в Советском Союзе.  Но и без Ласкера претендент на шахматную корону располагал очень опасным штабом.

 А что же представлял собой  сам Эйве?  Он обладал исключительно крепкой и устойчивой нервной системой. Внимательный, осторожный, уравновешенный, великолепно знающий шахматную теорию, опытный и грозный матчевый боец. Именно в матчах голландец с его великолепным самообладанием был опаснее всего. К шахматам он подходил, как к точной науке. Любая свежая идея, любой интересный и нестандартный ход, сделанный кем-либо на серьезном турнире, обязательно подвергались самому тщательному анализу и оседали в его личной картотеке, которая для профессионального шахматиста является чем-то вроде арсенала вооружений. Пожалуй, не было у Алехина противника,  который лучше знал современную шахматную теорию, чем Макс Эйве.  И уж конечно, можно было не сомневаться, что голландец изучил все партии чемпиона мира, знает все его сильные и слабые стороны, как это когда-то сделал сам Алехин, готовясь к матчу с Капабланкой.

Что ему мог противопоставить русский гроссмейстер, который, как был, так и остался одиночкой? Свой искрометный талант и неистощимую фантазию, свою способность «электризовать шахматы», по выражению Савелия Тартаковера, извлекать из позиции такие возможности, которые не могут увидеть обычные шахматные мастера, такие эффектные жертвы и продолжения,   которые попросту  недоступны  взору  «подслеповатой дамы», как выразился все тот же Тартаковер о шахматной теории. Но чемпион мира к 1935-му году находился в самом  плачевном физическом и моральном состоянии.
***

Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию свой сборник новелл "Бриллиантовая заколка".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и посвящена четырем гениальным шахматистам XX века — чемпионам мира Эммануилу Ласкеру, Хосе Раулю Капабланке, Александру Алехину и Михаилу Ботвиннику, их взаимоотношениям, соперничеству друг с другом, личной жизни, любимым женщинам, истории их взлетов и падений, побед и поражений. В тетралогии прослеживается жизнь и творчество знаменитых виртуозов в историческом контексте эпохи: русской революции, русской эмиграции, прихода к власти в Германии нацистов, сталинских репрессий, двух мировых войн. Каждая часть тетралогии написана с точки зрения главного героя. Об одних и тех же событиях рассказывается с разных позиций, в каждой содержатся размышления и воспоминания главного героя о своих великих противниках.

https://ridero.ru/books/brilliantovaya_zakolka/