Батько махно

Аркадий Польшаков
                БАТЬКО МАХНО
                Нестор Иванович Махно
               
    (Отрывок из повести Аркадия Польшакова "Айдаровские родноки")             

«По Чумакцькому Шляху,
По всему Гуляй-Полю,
Поднялись «малороссы»
Под знамена Махно.
***
Припев:

Любо, братцы, любо!
Эх! Любо, братцы, жить,
Наказав нам батько -
Красных-белых бить!
Наказав нам батько -
Жить и не тужить!
***
Хлопец Лева Задов
Любив «краснозадых»…
«Вчитель» Чернокнижный
Белых пачкунов…
***
Припев:
***
Фомка Кожин с другом,
Сеней Веселовским,
Весело гуляли
Под Кременчугом…
***
Припев:
***
По Чумацькому Шляху
Рыщут «красные волки»,
По всему Гуляй-полю
Ищут Батька-Махно.
***
Припев:
***
Красным басурманам,
Не сыскать отамана,
Он из «Гуляйполя»,
Вольных казаков.
***
Припев:
***
На Майдане столицы,
«Диты»  Киевской Руси,
Помнят славные даты,
Поют песни отцов…
***
Любо, братцы, любо!
Эх! Любо, братцы, жить,
С Батькой – Головою:
Жить, та не тужить!
Выпьем же за батька,
За всех его орлов.
За киеворусов,
Вольных казаков.
Любо, братцы, любо!
Эх! Любо, братцы, жить,
Наказав нам батько -
Волей дорожить!
Любо, братцы, любо!
Эх! Любо, братцы, жить,
Самостийным внукам
Незалежным быть!..
Любо, братцы, любо!
Эх! Любо, братцы, жить,
Наказав нам батько -
Ридный край любить!»

(Аркадий   Польшаков, хоровая песня из сценария к кинофильму «БАТЬКО МАХНО»)

Чтобы любознательный читатель имел некоторое представление  о Несторе Ивановиче Махно, катакомбах Старобельска, расскажем вам об этом ниже.
Как  уже упоминалось  сам город, его катакомбы, как и крутая, на события биография батьки Махно, были  окутаны туманом канувших влета революционных событий, неразгаданных тайн, манящих различных исследователей.
Очевидно, и нам стоит  поговорить о загадочном батьке Махно, миражах и легендах связанных с городом Старобельском. Ну и конечно о катакомбах и кладах, якобы зарытых там.
Эти  катакомбы всегда были интересны многим искателям подземных кладов и конечно черным копателям, не только чисто с практической стороны дела, найти заветный клад батьки Махно, но также с созерцательной, исторической и эстетической стороны.
Виды подземелья, различных его ответвлений, завалов, загадочных перекрестков, заполненных родниковой и талой водой подземных озерков и ручейков, вряд ли кого-то оставят равнодушными. Тем более,  что там можно найти, откопать различные исторические находки, начиная от казацких шашек, до немецких винтовок и пулеметов.
А поверья о призраках обитающих там, просто завораживают любознательных людей, желающих знать правду об этих загадочных созданиях. Об этот и другом, можно много интересного узнать от старожилов и рассказов бывалых людей. Особенно интересен был в этом плане столетний дед (Б)Польшак и его жена Татьяна, на подворье которого якобы жила Ксения – сестра последнего императора России Николая ;;.
Внуки и правнуки говорили, что он умел общаться с духом или, как сейчас принято называть, призраком самого Чернокнижника и Ксении. А они  были связаны с  батьком, и  уж точно знали, где Махно спрятал казну.
В этом городе в те времена бытовала старинная традиция, когда  в канун большого и светлого праздника молодые парни и девчата вечером бродили  по улицам, показывая в окна домов пустотелые чучела  изготовленные из гарбуза  (тыквы) со свечкой внутри.  В нем были вырезаны большие глаза, нос и зубатый рот, которые устрашающе светились в ночи, со стороны казалось, что вам в окно смотрит само подземное чудище или приведение.  Жителя города спокойно воспринимали эти старинные традиции, а вот гости иногда были шокированы этими «приведениями» заглядывающими в их окна.
О призраках населяющих местные подземелья можно говорить много и долго. Призраки бытовали и бытуют там и поныне. Мы не можем сказать, видели до того призраков сами хозяева, строившие свои дома и подземелья, но когда со временем их дома и особняки переходили к другим владельцам, то новые хозяева обнаруживали под строениями сохранившиеся подвалы, потайные комнаты и целые поземные галереи. Это подтверждает версию о том, что именно там они (прежние хозяева) хранили в смутные времена, когда враг стоял у ворот их домов, ценности, утварь, вино, продукты питания.
В подземных галереях старообрядцы, революционеры, партизаны, подпольщики, оппозиционеры и прочие люди вынужденные скрываться по той или иной причине от властей, собирались на свои сходки, собрания, молились своим святым или втайне от властей совершали запрещенные обряды.
И хотя потом новые хозяева засыпали ненужные им подвалы, замуровывали входы и выходы в подземелье, то привидения или иная какая-нибудь чертовщина в них оставалась, и эта чертовщина порой время от времени давала себя знать, как-то себя проявляла.
Так, например, такие аномалии наблюдались в каменном доме-вилле купца Марченко, стоящем на берегу реки Айдар. И хоть здание со временем подверглось значительной реконструкции, старожилы, вздыхая, говорили: «В доме Марченко и его окрестностях, как жили приведения, так и остались. Они порой куражатся там по ночам пугая людей и рыбаков».
Старобельский монастырь также имел подвалы и ходы в катакомбы. Сейчас мало кто верит, что эти подземные сооружения, с разветвленными лабиринтами, населены странными сущностями, природу которых никто до конца пока прояснить не могут. И хотя в разные годы, мы выше уже об этом упоминали, эти катакомбы использовались, как убежища различными людьми, с различными целями, их использовали и военные, и криминальные структуры, даже эти смелые и отважные люди углубляться далеко в катакомбы, в хитросплетение их ходов не рисковали.
Поэтому неожиданное появление в каком-нибудь месте, дворе, улице, как бы «из-под земли», странных незнакомых людей или их теней рождали слухи о привидениях. Все это потом обрастало многими  домыслами богатых на воображение людей.
Вдобавок в более или менее приличных подземных казематах некоторые криминальные структуры устраивали свои «игорные заведения», где резались в карты на крупные суммы, таким образом, надежно скрываясь от милиции-полиции. Если кто-то из «лопухов» проигрывался в пух и прах, и не имел средств расплатиться, он подобно призраку исчезал в каменных лабиринтах подземелья. Но уйти далеко не всем кудавалось, ибо тут же появлялся «призрак кагебиста Кузнецова» (а такой действительно служил в местном отделении КГБ), явно работавшего с «каталами» за приличные проценты. И карточные долги с процентами возвращались сполна.
Каждый подвал, подземный ход, лабиринт здесь уникальны, они совершенно не похожи на другие. Они имеют свою изюминку, свои особенности. В некоторых подземных коридорах имеются причудливые каменные изваяния, которые в полутьме кажутся живыми. Обыденные домашние предметы, старинные картины и вещи, вырисовываясь из ночных теней, кажутся нестареющими, такими, какими были они давным-давно, напоминая нам о том, как изнуренное жизнью старческое лицо после смерти вновь молодеет и становится юным.
Дух,  призрак батьки Махно, который частенько наведывался в эти подземельные  лабиринты,  заманивая людей, тоже выглядел молодым, нестареющим  борцом за народное дело. Что он там делал, для многих было понятно без лишних слов - стерег свои сокровища, хотя это не было совсем верно и  далеко не так.  У батьки были свои боле значимые мотивы появляться здесь. Но об этом поведем разговор несколько ниже.
Чтобы продолжить повествование о жизни и борьбе батьки Махно за народное дело, приведем  характерную справку о нем.
                * * *
СПРАВКА
О Несторе Ивановиче Махно написано много статей и библиографических очерков.  Об этом любой любознательный  читатель может посмотреть и прочитать  в Интернете.
Здесь же приведем  отдельные выжимки из  всего того, что написано о батьке - Махно.
Надо сказать, что в советское время, подчиняясь идеологической указке партии большевиков Ленина-Сталина, так называемые  «ученые  историки» создали немало отрицательных мифов о Несторе Ивановиче и его народной освободительной армии.  Цель их  была понятна и направлена на полную  дискредитацию Нестора  Махно, как революционной политической фигуры того времени,  и выпячивание себя - Кремлевских руководителей в виде настоящих революционных вождей всего многонационального народа бывшей империи.
Однако, после развала Союза ситуация в этом вопросе заметно изменилась в пользу «батьки». Современные историки  убедительно опровергли наклепы и вымыслы на  "батька", как о бандитском вожаке украинского кулачества, контрреволюционере, союзнике Деникина, Врангеля, всех белополяков, кровавом и безжалостном маньяке-убийце.  Все это оказалось неправдой, он был действительно защитником украинского трудового народа.
Дело в том, что в детстве и юношестве все "прелести" классового неравенства Нестор  познал ещё в детстве. Его семья была очень бедной, а когда Махно ещё не исполнилось и года, он лишился отца. Мать одна воспитывала пятерых сыновей.
Чтобы хоть как-то помочь родным, Нестор в семь лет устроился подпаском в родном селе Гуляйполе. Через год он поступил в начальную церковно-приходскую школу и совмещал учебу с работой.
В 12 лет юный Махно отправляется на заработки. Через два года работы в помещичьих хозяйствах немецких колонистов Нестор всей душой возненавидел своих эксплуататоров. Неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы мальчика не определили учеником в типографию. Именно здесь подросток завёл дружбу с анархистами, которые объяснили ему суть своего мировоззрения и помогли устроиться в училище.
В 1903 году Махно получил диплом и работу сельского учителя, однако совсем скоро его уволили и выслали обратно в Гуляйполе за пропаганду идей анархизма среди учеников. Возможно, это была главная ошибка властей, так как в родном селе Нестор приобрёл невероятную популярность и стал непререкаемым авторитетом.
Поэтому врут те знатоки истории, которые выставляют его в виде малограмотного человека,  пьяницы и  бандита.  Следует сказать, что для своего времени Нестор Иванович был довольно образованный и начитанный человек, с большими организаторскими способностями, сумевший создать за короткий срок многотысячную армию.
Махно был поперек горла и красным, и белым. Не жалуют его и нынешние власти России. Однако надо заметить, что в ту революционную пору простые люди за ним шли охотно и добровольно.
Как говорят «От тюрьмы и сумы не зарекайся!», поэтому не удивительно, что в ту переходную пору Махно  попал за решетку.  В тюрьме Махно (по кликухе  - Спокойный, такова была характерная тюремная кличка Нестора Махно) читает труды Бакунина и Кропоткина. На свободу, которую он обрел впервые дни Февральской революции, Махно выходит уже убежденным анархистом.
Он не усомнился в своем выборе даже после встречи с Лениным. Наоборот, он очень быстро понял, что большевики обманули народ, диктатура псевдо пролетариата, эта та же диктатура властной кучки революционеров. Как потом написал батька в своих «Воспоминаниях», партия Ленина «оседлала революцию», всеми средствами стараясь остаться у власти.
 «Я говорил своим товарищам, что для революции было бы лучше, если бы большевики и левые эсеры не создавали блока, ибо среди них нет той идеи, которая удержала бы их от стремления властвовать над революцией, и это их, в конце концов, столкнет между собой, и они своим взаимоистреблением принесут много зла для революции. Уже теперь, говорил я друзьям, видно, что свободой пользуется не народ, а партии. Не партии будут служить народу, а народ - партиям. Уже теперь мы замечаем, что во многих случаях в делах народа упоминается лишь его имя, а вершат дела партии. Народ знает лишь одно - слушать, что правители ему говорят!»
Революция для Махно была средством уничтожения государства,  как машины  подавления и закабаления  народа верхушкой власти. Анархисты считали, что только сам народ должен решать, как ему жить.
Соратник и биограф Махно, исследователь махновского движения Петр Аршинов отмечает, что у батьки была мысль «организовать многочисленное крестьянство,  как самостоятельную историческую силу». Поэтому махновское движение опиралось на   анархические  принципы: «право полной инициативы трудящихся; право их хозяйственного и общественного самоуправления; принцип безгосударственности в социальном строительстве».
Надо заметить, что свои идеи Махно пытался осуществить у себя на родине. Осенью  1917 года в районе Гуляйполя стали возникать первые   сельскохозяйственные коммуны. Четыре из них организовывал непосредственно Махно. Каждая коммуна насчитывала 100 - 300 человек, в нее входил примерно десяток крестьянских семей. Земли крестьяне брали ровно столько, сколько могли обработать. Орудия труда и «животина» распределялись всем миром, для чего существовали районные съезды земельных комитетов. Особых распрей при дележе не возникало - крестьянин с крестьянином всегда договаривался. В коммуне для всех был общий стол. От работы никто не увиливал. Кстати, и сам Нестор Махно участвовал во всех сельскохозяйственных работах. Руководителей у коммун не было - все были на равных. Наиболее важные  вопросы ведения хозяйства вырабатывались общими совещаниями.
Коммуны просуществовали недолго и были разогнаны Красной армией. Видя такое дело,  Махно решил защищать трудовое крестьянство и взялся за оружие. Для защиты «своей» идеи он создал хорошо организованную, мобильную армию, которую недруги боялись как огня.
Большинство крестьян Гуляйпольского района было на стороне махновцев. Они защищали и от немцев, оккупировавших часть Украины, и от белых, и от красных. Доставалось от повстанческой армии  Махно всем. Неудивительно, что на Махно началась настоящая охота.
 Надо сказать, что "батька" не скрывал временного характера всех своих союзов с красными. По его словам, он был вынужден идти на это из-за постоянной нехватки боеприпасов. Но даже тогда он не переставал стоять на страже интересов крестьян, не давая большевикам разоружить их и вывести в своё полное подчинение. Он считал, что Украиной должен управлять неподконтрольный коммунистам-большевикам  крестьянский съезд.
Поэтому большевики и в частности, Троцкий считали, что лучше отдать всю Украину Деникину, чем допустить распространение махновщины.
- Деникин – барин, говорил он. - И трудящийся люд всегда можно сагитировать против него.
Махно - сам представитель народа. Тем и опасен он был для власти коммунистов-большевиков…
Для ликвидации этого, по их мнению, главаря «банды» при Всеукраинской Чрезвычайной комиссии была создана специальная группа, куда набирались налетчики, приговоренные к расстрелу. Им обещали свободу в случае выполнения задания.
Входя в село или город, большевики брали заложников и расстреливали их - как сочувствовавших бандитам. По самым скромным подсчетам, на Украине, таким образом, погибли около 200 000 крестьян и рабочих.
Действия красных только увеличивали число сторонников  Махно.
Успехи повстанческой армии не были случайными. Махно обладал незаурядным полководческим талантом. Об этом может судить тот факт, что  руководимая им «Повстанческая  армия»  на то время складывалась из: 40 тыс. штыков, 10 тыс. сабель и 20 орудий. Его армию обслуживали 13 тыс. человек, включая штабы, связь, гараж, снабжение и кучера.
Причем пехотинцы передвигались на тачанках (это не телега, а быстрый, легкий рессорный экипаж).
         
          Рис. Фото  пулеметной тачанки из отряда батьки Махно…
(С надписью: «Бей белых - пока  не покраснеют!»;  «Бей красных - пока не побелеют!»)


 Такое «ноу-хау»  позволяло армии делать по 60-70 верст в день, а когда нужно, и 100. Поэтому удары всегда были для противника внезапными.
Можно смело сказать, что Михновские отряды на тачанках – это прообраз современных армейских моторизованных частей.
В 1918 году один воин-крестьянин батьки Махно придумал своеобразного троянского коня,  для того чтобы взять Екатеринослав (ныне город Днепр),
Махновы так и сделали,  в базарный день под видом крестьян погрузили на подводы пулеметы, замаскировали их и свободно заехали в город. Кроме того Махно загрузил еще  железнодорожный состав бойцами, и эшелон под видом рабочего поезда прибывает прямо на городской вокзал. После короткого боя  город был взят с наименьшими потерями.  Город, магазины и банки были изрядно почищены, Казна батьки изрядно пополнилась. Часть её «батько»  велел законсервировать на строительство своей анархической республики.
Махно успешно воевал с  белогвардейцами,  так например,  один из соратников батьки Петр Аршинов в своих "Воспоминаниях" писал о боях с Деникиным: "Глубокой ночью все части махновцев, стоявшие в нескольких селах, снялись и двинулись на восток - на врага, расположившегося главными силами под селом Перегоновка, занятым махновцами".
Им противостояли офицерские полки - 1-й Симферопольский, 2-й Феодосийский и Керчь-Еникальский, 51-й Литовский, а также кубанские пластуны из 1 -го и 2-го Лабинского полков, и конница генералов Попова, Назарова и полковника Амбуладзе. Всего: 20 тыс. штыков, 10 тыс. сабель.
Ночной бой за Перегоновку превратился в сплошной пулеметный рев (с обеих сторон использовались сотни пулеметов), у махновцев уже заканчивались боеприпасы, но "пропавший" еще ночью из поля зрения батька неожиданно в девять утра с тыла атаковал деникинцев. "Молча, без призывов устремился он со своей сотней... на неприятеля и врезался в его ряды", - пишет П.Аршинов.
Об этих событиях писал  также  Максим Думич в своих воспоминаниях: "Рубка по обе стороны Синюхи началась страшная. Ужасное ржание раненых коней, ругня и стоны, глухие удары сабель по телам, револьверные выстрелы... Все слилось в кроваво-страшную мелодию боя".
На другой день после разгрома деникинцев под Перегоновкой Махно находился уже за сто с лишним верст, от места боя. Еще день - и махновцы заняли Долинскую, Кривой Рог и подошли к Никополю. А еще через день на рысях был захвачен Кичкасский мост через Днепр и занят город Александровск... За Александровском последовали Пологи, Гуляйполе, Бердянск, Мелитополь, Мариуполь. В неделю-полторы весь юг Украины был очищен от войск и властей Деникина".
Так была завоевана победа над белогвардейцами Деникина.
В течение лета 1920 года махновцы дважды вступали в бой с частями белогвардейцев другого генерала Врангеля. Но в тыл им наносила Удар Красная армия. Махно понял: при борьбе на два фронта его полки будут разбиты, поэтому пошел на союз, предложенный большевиками.
Очередное соглашение красные заключили с батькой Махно, когда нужно было разбить Врангеля. Красные тогда не чурались такой дружбой с Махно.
Очевидцы и соратники батьки Махно  утверждали,  что через «холодные воды Сиваша» переправлялись не «красные герои», а «бандиты батьки Махно».
Вот что писал один из участников тех  боев  Петр Аршинов: «Роль махновцев в очищении Крыма от врангелевцев была следующая. В то время, когда под самым Перекопом стояли красные части, махновцы, согласно оперативному приказу, взяли левее Перекопа на 25—30 верст и стали переправляться через Сиваш. Первой пошла конница под руководством Марченко -  гуляйпольского крестьянина-анархиста, затем -  пулеметный полк под руководством Кожина. Переправа шла под ураганным обстрелом со стороны противника и стоила больших жертв. Однако упорство и смелость наступавших обратили врангелевцев в бегство. Тогда Семен Каретник, командующий крымской армией махновцев, направил все свои части на Симферополь, который и был взят».
Таким образом, можно сказать, что Крым тогда был захвачен украинцами из повстанческой армии батьки Махно, а  не красными москалями.
20 ноября 1920 года появляется коварный приказ командующего Южным фронтом Фрунзе.
Суть его в следующем:  «Врангель разбит, следовательно, задача партизанской армией Махно выполнена, и она подлежит расформированию, бойцов распределить по другим частям Красной армии».
Таким образом,  было нарушено предварительное соглашение, по которому эти полки сохранялись,  как самостоятельные единицы. Естественно, махновцы такому приказу не подчинились.
Тогда последовала другая военная  директива Фрунзе: «С махновщиной надо покончить в два счета».
И в тыл отрядам батьки ударили четыре армии: на три тысячи повстанцев из армии батьки Махно,  порой наваливалось с боями до пятнадцати тысяч красноармейцев.
Лихая конница Махно была разгромлена еще раньше в Крыму, как только взяли Симферополь. Тогда, ничего не подозревавших махновцев окружили, и из полторы тысячи  его бойцов кавалеристов прорвались только около двухсот пятидесяти, остальных порубили или взяли в плен.
За такое подлое нападение,  на допросе в ВЧК анархист Волин обвинил советскую власть в предательстве по отношению к Махно. На что начальник оперативного отдела ВЧК Самсонов ехидно возразил: «Вы считаете это предательством? А по-нашему, это показывает лишь, что мы - умелые государственные политики: когда Махно был нам нужен, мы сумели его использовать; а когда он стал не нужен, мы сумели его ликвидировать».
Несмотря на огромное численное превосходство, частям Красной армии не удалось добиться полного успеха. Последняя охота на Махно окончилась неудачей.
Батьке с небольшой группой соратников  удалось прорваться и уйтиза границу  в Румынию. Далее  Нестор Иванович вместе с женой Галиной Кузьменко перебрался в Польшу, где местные власти определили супругов в концлагерь. Однако все же поляки их Советской власти не выдали.
Эти страницы истории перекликаются с событиями, которые произошли в 1774 году, после совместно похода на  Крым,  где наряду с войсками императрицы Екатерины участвовали в боях и казаки запорожского атамана Петра Калнышевского.  После подписания Россией  мира  с Турцией,  когда запорожские казаки стали не нужны, Екатерина, также отдала подленький приказ и  ликвидации Запорожской Сечи, аресте и заключении в Соловки атамана Перта Калнышевского, который просидел  в этой страшной тюрьме 25 долгих лет (см. роман Аркадия Польшакова «Кошевой атаман»).
Так что история повторяется, подленькие такие  «царьки» никогда не гнушались откровенным предательством в отношении соседних братских народов.  Поэтому вера в добропорядочность и нынешних правителей России сильно пошатнулась, соседи с опаской смотрят на «большого» брата.
После суда Махно был освобожден поляками, и он поселился в городе Таруне.
Дальнейшие сведения о его судьбе отрывочны: батько перебрался в Германию, затем в Париж, где прожил 10 лет. Жена работала прачкой, батька занялся литературой, писал мемуары и воспоминания об этих кровавых революционных событиях  в Российской империи, которые кончились крахом так называемого  «Союза» и её многомиллионной партии власти, руководимой одним человеком – Генсеком.
То, что Нестор Махно  был действительно талантливым человеком,  причем не только в военном искусстве, а и в творчестве,  далеком от ратных дел, об этом свидетельствуют  также его стихи, причем очень и очень даже неплохие.  Правильно говорят, что талантливый человек талантлив и в других областях деятельности.
Приведем для любознательного читателя, пусть  не полностью, а хотя бы частично несколько его  стихов  из сборника «Воспоминания  о былом», написанные с болью и покаянием в сердце:

Я  В  БОЙ  БРОСАЛСЯ С ГОЛОВОЙ

Я в бой бросался с головой,
Пощады не прося у смерти,
И не виновен, что живой
Остался в этой круговерти.

Мы проливали кровь и пот,
С народом откровенны были.
Нас победили. Только вот
Идею нашу не убили.

Пускай схоронят нас сейчас,
Но наша Суть не канет в Лету,
Она  воспрянет в  нужный час
И победит. Я верю в это!..\

                * * *

ПРОКЛИНАЙТЕ МЕНЯ, ПРОКЛИНАЙТЕ

Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.

И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?

В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.
* * *
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал!
* * *
Не ругайте меня,  не ругайте,
Я за правду, горою стоял!..

Нестор Иванович умер в Париже в 1934 году в сравнительно молодом возрасте, ему было всего 45 лет. Умер, по словам очевидцев в бедности и был даже похоронен на кладбище за счёт муниципалитета. Его тело кремировали и захоронили на кладбище Пер-Лашез. Таким образом, последним пристанищем  Нестора Махно  стал – колумбарий на кладбище Пер-Лашез.
Его жену Елену в 1943-м году фашисты угнали на работы в Германию.  После войны в 45-м и освобождения из плена кагебисты Берия-Сталина,  её и дочь Галину Кузьменко объявили врагами народа, они,  как и десятки тысяч таких же несчастных замордованных женщин, были отправлены в политлагеря построенные в малолюдных степях Казахстана.  Один из них известен в Казахстане под названием «Алжир» .Там они прошли все круги Советского Ада, построенного  «мудрыми» Кремлевскими вождями.
Но благодарные потомки не забыли подвиги народного вожака батьки Махно, который до конца жизни защищал интересы украинского  трудового крестьянства, и соорудили на его родине памятник.
               

                Фото. Памятник  Нестору  Махно
Такова далеко не полная  «Справка»  про  Н. Махно и его товарищей.
В заключение хотелось бы добавить, что идея построения анарахическо-коммунистической  республики  с условным  названием «Махновия»,  где все равны и свободны,  в те далекие революционные временны  больше смахивала на утопию.  Поскольку сознание народа не достигло, не перешагнуло порог «Культуры»,  которая изображена на «Шкале  Поля» приведенная  ниже (См. «Формулу построения стабильно государства»  Аркадия Польшакова).    Только перешагнув этот порог среди людей  действительно возможно построение такого свободного  от диктатуры сообщества людей.

 

                Рис. Диаграмма «Шкала Поля»
Эволюционный путь развития человечества предполагает планомерное, последовательное преодоления ступеней социально-общественного развития, без перескоков и перекосов. Нельзя перепрыгивать через ступени мироздания не преодолев все нижележащие ступени развития.
Поэтому теоретики анархизма и коммунизма сильно заблуждались в своем понимании того, что можно перепрыгнуть,  минуя очередную ступень развития общества.   И из низшей ступени развития  попасть сразу на более высокую ступень, с более прогрессивным общественным строем. Сознание людей сразу не перестроить, оно формируется веками.
Как показала практика построения коммунизма в одной отдельно взятой стране (СССР) , где сознание в обществе людей не доросло до нужного порога «Культуры», то история все поставила на свои места и дело здесь обернулось крахом, распадом страны.
Правильно говорят люди, что мечтать не вредно, но надо мечты осуществлять планомерно, с хорошим нравственно-материальным заделом за спиной.
А не по щучьему велению,  и хотению какого-то задрыпанного вождя, темного дремучего народа.
Вот так-то, друзья!

    Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 

1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса - 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет - 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!

===============================================