Время стиляг

Александр Таубин
Конец пятидесятых и начало шестидесятых было временем так называемой «оттепели». После 20 съезда КПСС догматы идеологии зашатались вопреки задумке организатора критики культа личности, и стали пробиваться ростки новых понятий. Интересно, что идеологическая трещина прошла по линии танцевально-песенного жанра. Дело в том, что правильный советский человек должен был танцевать либо народные танцы, либо официально принятые и отвечающие официальной идеологии:  вальс, фокстрот, какую-то муть, вроде «конькобежцев» и в этом духе. Категорически нельзя было танцевать танцы которые пришли из-за бугра: буги-вуги, рок-н-ролл, ча-ча-ча,  твист, румба.... Даже аргентинское танго было какое-то время под запретом. Но, есть законы психологии, и молодежь тянуло как раз на то, что было запрещено. И раскачивали систему именно отпрыски из семей правящей элиты. Они первые узнавали, что модно за границей, и на своих закрытых вечеринках предавались греху следования ненашенской культуре. Свою роль тогда сыграл Всемирный Фестиваль молодежи и студентов 1957 года, который проводился в Москве и Ленинграде. Задуман был он для пропаганды социализма, но уследить за контактами и потоками информации, плохой или хорошей было невозможно. Модные мелодии копировались на так называемых «костях». Так называлась пленка для рентгена, которая неплохо подходила для записи грампластинок. На этом молодые дельцы ухитрялись делать бизнес. Низкокачественную запись можно было купить за 50 копеек, а это была значительная сумма для школьника. Натуральная пластинка стоила безумно дорого и была предметом большого хвастовства перед друзьями. Но это было не всё. Главное отличие было в одежде. Всё только импортное. Пестрые галстуки, желательно с пальмами, толстенная подошва на сапогах, зауженные короткие штаны, пиджак в клеточку и кок на голове. Купить все это в магазинах было абсолютно нереально. Плановая социалистическая экономика хронически буксовала. Практически мгновенно возникла субкультура, размах которой поставил в тупик тогдашнее идеологическое руководство. Они несли с собой дух бунтарства и индивидуализма, которые не соответствовали тогдашней установке на коллективизм. Все средства агитации и пропаганды беспощадно обрушились на отщепенцев со всех амвонов и как всегда переборщили, поэтому привлекательность этих ребят росла, и ряды стиляг не редели. Послушные партии, руководящие комсомольцы их тоже громили с трибун, а у себя на вечеринках и не то выделывали. Такая вот была лицемерная эпоха!
Летом, кажется, 1958 года в Зеленогорске я, будучи подростком, вместе со  своими друзьями присутствовал со стороны, но по малости лет не был участником полузакрытых вечеринок и признаю, что с завистью и с восторгом следил за танцами тогдашних типичных стиляг - старших парней в пестрых галстуках и с коками на головах. Они лихо закручивали в танцах красивых девиц в платьях с пышными широкими юбками. Самое интересное, что типовые стиляги с присущими им атрибутами существовали только у нас. Их больше нигде и не было ни тогда, ни потом. Это была своеобразная коллективная фантазия. За границу тогда практически не пускали. Кто-то из немногих побывавших там вернулся оттуда и с его словесных описаний возникло целое направление, захватившее очень многих. Какая-то преувеличенная реакция на чрезмерный партийный зажим. Все это отлично показано в талантливом фильме 2007 года «Стиляги» режиссера Валерия Тодоровского, который заслуженно получил в свое время награды и имел неплохой кассовый успех. Кто интересуется этой темой, но не смотрел этот фильм, должен обязательно его посмотреть. Его можно найти в интернете.