Один из способов стать знаменитым

Комаров Николай Семенович
Есть у меня приятель Вовка, живет, по местным меркам, недалеко от меня. Раньше, когда маленькие деревни еще не вымерли, казалось расстояние побольше, но сейчас, когда и в больших деревнях живут в основном дачники, Расстояние в пять километров кажется ерундой. Когда у Вовки есть время, он приходит в гости, не столько попить моего чая из трав, сколько просто поговорить.

Мужик Вовка здоровенный, как говорится, сажень в плечах, когда-то служил в войсках дяди Васи, а вот после службы, как и у многих в деревне, жизнь не сложилась.

Пока служил, все невесты разъехались по разным городам, большим и маленьким, а те, что остались, вышли замуж. Можно было, конечно, решить этот вопрос, но ... Так бывает. Пить стал Вовка. Надо заметить, пил за свои. Ухитрялся зарабатывать в любое время. Поколоть дровишки, вскопать огород, на сенокосе помочь, а грибы и ягоды - это для Вовки большой источник дохода, любит он лес.

Так как Вовка человек добрый по натуре, окружающие его любят и уважают. А чего не уважать, если, когда есть у Вовки, он всегда угостит и, если кто по пьяной лавочке бузить начнет, ненавязчиво успокоит.

Оскорбления в свой адрес Вовка игнорировал напрочь, чем часто и разжигал конфликт. Называть его можно было как угодно, можно было даже замахнуться. Усмехнется и спокойным голосом возразит.

Это, если на него самого наезжать, а вот если кто-то по глупости посмеет задеть Вовкиных родственников или друзей, здесь да, здесь как будто другой человек возникает. Здесь уж Вовку никакая сила не может остановить. Будь перед ним хоть десять человек. Хотя, все знали эту черту характера и до греха не доводили. Посмотрят на Вовкино разорванное ухо, рихтованный неоднократно нос, на шрамики на лице и успокоятся.

Человек Вовка честный. Если деньги взял в долг, обязательно отдаст вовремя, а если не может отдать, как обещал, то придет и растолкует, как, и что, и почему не может, и когда теперь отдаст, и отдавал. Поэтому в долг ему, одному из немногих, давали с удовольствием местные бабушки. Тем, кому должен, Вовка мог и помочь в чем-то бесплатно. Ну как бесплатно? Не совсем, конечно, стопочку-то выпьет. А так бы четвертинку пришлось бы поставить кому другому.

Лишнего за свою работу Вовка никогда не просит, расценки твердые и их он не меняет в зависимости от симпатии или антипатии, как другие.

Есть у нас дачник, бывший работник спецслужб, роста не высокого, и физически не очень, но сразу видно, что из спецслужб, потому что и нос свой везде сунет и вопросы, если задает, то все какие-то с подковыркой. И всё, по мнению местных, умнее всех хочет быть.

Так вот, этот товарищ позвал Вовку телегу дров расколоть. У Вовки свои расценки, а этот говорит:
-Я всем, кто у меня работает, плачу 500 рублей в день, и тебе так же.
-Как так? - рассуждает Вовка вслух. - Я телегу дров за день, даже меньше, расколю, и платят мне тысячу, а если мне 500 в день, так я неделю могу их колоть.
- Ну и коли, у меня такой порядок.
Что вы думаете? Не согласился Вовка, решил, что работать спустя рукава, нечестно, а если он сделает, как умеет, то зарплата маловата. Вот такой он!

Живет Вовка один, дом на краю. Отсутствие жены для Вовкиных друзей - очень хорошее обстоятельство: можно приходить в гости с бутылочкой и не с одной, и никто слова не скажет, никто пилить не будет. Такие посиделки случались регулярно. Правда, Вовка время от времени бросал пить. Бросал совсем, к всеобщему удивлению. Придут к нему товарищи, он их не гонит, наоборот:
- Проходите, располагайтесь, я бросил, а вы выпейте. Я вот бросил и не хочу, а вам сейчас закусить дам, вот у меня лапша со шкварками, посидите, закусите, а не хочу. Вот посижу с вами, поем, а пить не хочу, бросил я. Вы наливайте, а мне не надо, я совсем не хочу. Можете даже, если закончиться еще за одной сходить, а я не хочу и не буду, как ни уговаривайте, вот поем, а пить не буду, пойду телевизор смотреть, потому что пить я не хочу.

И действительно, сидел и не пил. И день не пил, и два не пил, иногда и три не пил. Были случаи и по месяцу не пил, но такие случаи были редки. Об одном из них я и хочу рассказать.

Вовка и до этого случая несколько раз пытался стать огородником, даже пытался отыскать в траве упавший когда-то давно забор. Даже копать начинал как-то. Но здесь у него серьезно все произошло.

Дело было в конце февраля. Открываю дверь - Вовка ко мне, и сразу с порога заявляет, что по делу, но не деньги занимать, а совсем по другому делу, с пьянкой не связанному и, что пить он теперь совсем бросил, и решил заняться делом, потому что пить бросил и не начнет никогда, как бы ни уговаривали, но в этом самом новом деле ему нужен мой совет.

Ладно, зашли, сделал чай, уселись. Оказалось, Вовка - большой любитель помидор, вот их он и решил выращивать, тем более почти все о них, о помидорах, знает, так как грядок под них перекапано - не сосчитать. И потом он интересовался, как растут красные вкусняшки. В общем, все у него уже готово почти, только не знает он, с чего начать. Зашел в магазин, а там только томатов две полки пакетиков наставлено, какой выбрать - проблема. Вот и забежал посоветоваться.

Я, как мог, объяснил, что семена бывают разные и, как из них лучше вырастить, все написано на пачке, хотя не факт. Сам несколько раз обманывался. Производитель пишет одно, а получается какая-то ерунда, многие, наверное, с подробным сталкивались. Остановились на том, что Вовка поедет на рынок, купит томат, какой его глаз выберет, попробует на вкус и, если понравиться, будем сажать рассаду.
Через день тот же гость, только зовет к себе. Пошли. На столе румяные, толстобокие, ну просто в рот просятся помидорчики. У Вовки уже и тара под рассаду приготовлена - это стаканчики от быстрорастворимой картошки, штук пятнадцать.
Предлагает мне попробовать, я отказываюсь, имея в виду, что хозяин должен выбрать, что вкуснее. Вовка сказал, что еще вчера выбрал, семена отложил, землю приготовил. Земля была комочками, он на терке мелкой, чтобы наверняка, измельчил. Словом, он сажать будет, а я смотреть, чтобы все было правильно, и есть. Надо же меня как-то отблагодарить.

Сказано сделано, Вовка неспеша насыпает в стаканчик земли, своими толстенными пальцами берет малюсенькое семечко и старательно сажает, прижал и прикопал.
- Правильно?
- Правильно.
Вовка отвернулся, насыпает земли в другой стаканчик, а я беру нож и разрезаю сочный, зрелый помидор. Несколько семечек прилипает к ножу, я глазами ищу, чем вытереть и ..., я не знаю зачем, почему именно так я сделал, не было тогда никаких мыслей. Семечки были такие большие и сами просились в землю, я прямо с ножа их туда и отправил. Успел еще несколько зацепить и прикопать.
Вовка разворачивается, я жую и похваливаю, он неспеша сажает.
Дальше так же, Вовка - зернышко в землю, я - десять или больше. Так он посадил, я поел. Полили, поговорили и расстались довольные друг другом.
Прошло несколько дней - снова друг на пороге. Пришел доложить, что появились всходы. Маленькие, тооооненькие, только вылезли из земли, вот Вовка и пришел сообщить. Я поздравлял приятеля с этим событием, как других с рождением ребенка не поздравляют. Видел: у Вовки было желание, и большое желание, отметить это событие, но он сдержался.

Поговорили, расстались, и я забыл о случившемся. Думал: навсегда; оказалось: на один день.

Ни свет, ни заря ко мне Вован. Вид озабоченный, не знает, как мне сказать. Оказалось, к его великому удивлению, в тех же стаканчиках, где взошло по одному росточку, всходят еще. Вовка вроде и рад этому, он знает, что у людей и у животных бывают близнецы, предположил, что у его помидора тоже близнецы или двойнята с тройняшками, просто удивился, как это так у всех.

Мне пришлось поддакнуть, что так бывает. А что же делать? Не сознаваться же? Как приятель отреагирует, неизвестно, очень не хотелось его огорчать.
На другой день то же самое: стоит Вовка совсем обескураженный, говорит, что всходы не помещаются в стакане. Пошли к нему рассаживать, еще в такое время проблема с землей, нашли в погребе.

Я бубню, рассаживая помидорчики в стеклянные и жестяные банки, в пакеты из-под сока и молока и во все, во что можно рассадить, говоря при этом, что, наверное, от Вовкиной земли такое происшествие и что это почти научное открытие будет, если так будет продолжаться.

Кто бы знал, как это вдохновит приятеля! Он буквально на следующий день пошел в лес, напилил столбов для забора, на плечах принес. Нашел толстой проволоки, наделал дуг для теплицы, перенасадил лопаты и всех достал рассказами о своих чудесах.

Как бы то ни было время шло, рассада росла. Надо сказать, Вовка ухаживал добросовестно и растения получились на славу. Незаметно и время высадки в парничок подошло.

Вовка все сделал правильно, как его научили: открывал - закрывал парничок вовремя, поливал теплой водой каждый вечер, вовремя пикировал и вот - первый урожай. Да не урожай, а урожаище. Конечно же, большую роль сыграла благоприятная погода, в тот год у всех было много помидор, но так много, как у Вовки, ни у кого.

О чудесах с его рассадой знала вся округа от него самого, и люди верили, что это заслуга Вовкиной земли и, что Вовка вывел новый сорт, в котором из одного семечка вырастает более десяти кустов, да еще и плодов в изобилии.
Вовка стал знаменит в нашей и даже соседней местности. Заказы на семена посыпались, как снежный ком, люди не только для себя просили, но, на всякий случай, и для знакомых.

Вовка не знал, что делать с таким колличеством томатов, ел, всех угощал, а консервировать не мог, поэтому раздавать стал не семена, а сами помидоры, объясняя, как он для себя их доставал.
Люди привыкли благодарить алкоголем, вот и здесь: Вовка раз отказался, второй отказался, потом ему показалось, что будет справедливо, если он за свою работу и позволит себе.

Дальше по накатанной пил Вовка всю зиму, работал и пил. Часть урожая употребили на закуску, часть сгнила. Весной он может быть и высадил бы что, но пропустил момент посадки рассады, отложил до следующего года, семян то у него было теперь на сто лет. Вроде на этом и закончилась история.
У людей, которые брали у Вовки семена, вырос обычный урожай, ни у кого с одного семечка даже два кустика не получилось, всхожесть хорошая, но все по одному. Долго обсуждая, решили, что это все зависит от руки, что у Вовки рука такая легкая. Многие даже звали его сажать к себе и наливали ему до и после. И сейчас еще, бывает, кое-кто зовет.

Я думаю, он, один раз посадив огород, стал у нас самым знаменитым селекционером.
Я же теперь стал аккуратнее, таких шуток себе не позволяю. Хотя, может, просто случай не представился.