Сказка о двух богатырях и Матушке Земле

Валерий Камаев
Посвящаю Сидору Артемьевичу Ковпаку, герою Советского Союза.

Давно это было, а может быть, и не было. Только в ту пору богатырь Святогор жил, ещё молодой и неопытный, хотя силушку имел уже молодецкую. Правда, не всегда пользоваться ей умел так, как надо: вспыльчив был очень и подраться любил.
Вот идёт он раз по лесу заповедному, дремучему. Звери все попрятались, боятся, как бы не наступил на кого. Идёт, стволы руками раздвигает, брёвна ногами подкидывает. Треску, шуму много. Вышел на поляну, глядь, а под дубом человек спит богатырским сном. Храп раздаётся такой, хоть уши затыкай.
«Эге, — думает Святогор, — вот это да! Кто сей молодец? Неужели соперник?»
Взял брёвнышко в правую руку да как подкинет. Брёвнышко аккурат рядом с ухом незнакомца упало. Заворочался незнакомец, прервался его богатырский сон. Открыл он один глаз — посмотрел, открыл другой — присмотрелся. Распахнул оба глаза, глядь, стоит перед ним детина и смеётся.
— Над кем смеёшься, человече? — пробасил он.
А детина всё не унимается. Наконец просмеялся и сказал:
— Звать меня Святогором. Я первый в этом лесу. А ты кто?
— А я Лесогор — хозяин этого леса, сын матери-Земли.
— Матери-Земли? Ха-ха-ха! Горы сильнее, чем твоя Земля.
— А где они стоят? — поддел противника Лесогор, — На Земле!
— Всё равно твоя Земля мне не указ! — стоял на своём Святогор.
— Она жито родит и всех тварей живых кормит, — убеждал Лесогор.
— Что мне твари земные, я один хозяин! Захочу — переверну Землю! — И уже хотел топнуть своей богатырской ногой по Земле, как поскользнулся и упал. И если бы не богатырский шелом, разбил бы свою голову о горюч-камень.
Но тут из-под земли раздался голос:
— Святогор, сын мой, не я ли учила тебя быть добрым и скромным, любить и уважать всё, что растёт на мне. А ты что сделал? Зачем разбудил своего брата, хозяина этого леса? Зачем хочешь быть единственным моим сыном? Тебе ли не знать, что не в силе Бог, а в правде.
Промолчал Святогор в ответ на эти слова матери. Лесогор же молвил:
— Мать моя, Земля! Что мне делать? Не уберёг я леса.
— Стань дубом вековым. Опояшу тебя цепью златою, пущу зверей всяких, птиц заповедных — пусть живут у тебя, песни поют да сказки друг другу сказывают.
— Будь твоя воля, матушка, — отвечал ей Лесогор.
И стало так. А со Святогором вот что случилось. Сидел он на Земле долго. Мало ли много ли времени прошло, подошёл к нему богатырский конь под седлом и со сбруей, белый, как туман. А послала его сыну мать-Земля и повелела ему:
— Вот тебе конь, садись, поезжай в горы и будь там до тех пор, пока не присмиреешь. Я же не в силах носить тебя, слишком могуч ты. Но помни, что кроме силы, ещё и голова на плечах быть должна.
Поехал Святогор в горы и находился там долгие века, пока не родился на русской земле Илья Муромец и не освободил Святогора от его заклятья.
А Лесгор стоит вековым дубом. Опоясан тот дуб цепью, по цепи ходит учёный кот, песни поёт да сказки сказывает. Только видят его не все, больше поэты да писатели. Может, и вы когда-нибудь его увидите. А у меня сказка вся. Здравия и мира всем!

5 октября 2016 года.