Дед Гаврила

Александр Литий
Что приходит на ум, когда смотришь в поезде в окно? Мелькание деревьев совпадает с мельканием мыслей. Иногда чувствуешь, вот  поезд стоит, а мир летит с такой скоростью, что начинаешь задумываться – почему это всё так? Это такая жизнь? Вообще, что такое жизнь?
Однажды я получил письмо от моего друга Бори. Дружелюбно приглашал в гости.
На платформе меня встретил Борис. Пять лет назад, со своей женой он уехал из города.
- Привет, ну как добрался, - радостно крикнул Боря.
- Привет, нормально, как ты здесь?
- Пойдём, увидишь сам.
Жена его, Наталья, встретила приветливо. Тут же познакомился с их ней дочерью Катей. Ей было пять лет, умная и загадочная девочка.
Дом стоял на краю деревни, возле самого кладбища, дальше речка, а за ней начинался чёрный лес. Осмотрел местность и Боря спросил:
- Ну как?
- Мне нравится, чистый свежий воздух, всё рядом, спешить не куда.
Целый день осматривал деревню, мне было интересно, как никогда. Вечером отужинали, после, сели в зале на диван беседовать. Неожиданно ко мне подошла Катя и начала говорить:
               
                Вот и ночь, пора ложиться,
                А кому – то, как приснится,
                Что за стонешь, закричишь,
                Или волком зарычишь.

                И сердечко леденеет,
                Дурной сон такое веет.
                Просыпаешься в поту,
                Только смотришь в пустоту.

                А из нашего окна,
                Тень усопшего видна,
                То уходит, то приходит,
                По деревне ночью бродит.

                Ищет он и не уймётся,
                Кто - то может и найдётся,
                Схватит душу – закричишь:
                «Это всё», - и улетишь.

После всего услышанного, у меня открылся рот. Вдруг девочка дёрнулась и упала на ковёр. К ней сразу подбежали родители, быстренько привели её в чувство. Потом Наташа унесла Катю в постель, А Борис остался со мной, посмотрел на меня, как бы прочитал мои мысли, сказал:
- Её никто не учил этому стихотворению, вообще слышу это впервые.
- Ты «Изгоняющий дьявола», читал?
- Перестань, это серьезно.
- Да понимаю, с ней будет всё хорошо.
- Твои слова, да Богу в уши.
- Пусть будет так.
- Понимаешь Александр, что – то происходит, но вот, что не пойму. Недавно был такой случай, расскажет этот случай моя жена, она сейчас к нам присоединится.
Через минут двадцать, пришла его супруга и по просьбе мужа начала рассказывать:
«Произошло это около месяца назад. Целый день, мы, занимались ребёнком, бытом, ну в общем как всегда. Под вечер устала, Катю уложила спать и сама рухнула в постель. Борис сначала ходил по комнате, потом пошёл на кухню, т.е. в соседнюю комнату. Не скажу, что я спала, просто закрыла глаза и отдыхала, лёжа на боку рассматривая стенку. Потом был, какой - то провал, как бы лёгкая дрёма. Но пришла в себя от того, что сел сзади муж и накрыл меня одеялом, ещё на спину мою, положил свои руки. Это он всегда так делает, когда я сильно устаю. Мы, начали разговаривать, в основном говорили о жизни. Отчётливо помню его слова: « Жизнь это подарок и этот подарок бесценен. Завёрнутая коробка с бантиком, но когда открывается, то видишь бессчетное количество хороших сюрпризов». В тот момент, когда он это сказал, услышала, как на кухни открылся холодильник и что – то из него достали. Сразу всё поняла и от ужаса не могла посмотреть, кто же был со мной, говорил всё это время, когда Боря был на кухни. За моей спиной раздался смех и утих. Медленно перевернулась на другой бок, осмотрела комнату – никого. Зашёл Борис, посмотрел на меня и спросил:
 «Чего смеёшься?» Даже не знала, что ему ответить. После этого ещё долго чувствовала на своей спине, чьи – то холодные руки», - ух, выдохнула Наталья, и посмотрела на мужа:
 - Ты не рассказывал свою историю?
- Да рассказывать нечего, - начал говорить Борис, - три дня тому назад, ночью вышел во двор по нужде. Туалет находится в конце сада. Когда возвращался, то услышал шаги, как кто – то преследует. Слава Богу, что услышал их после, а не до сортира. Вот ты, смеёшься Александр, а мне было не до шуток. Никого не увидел, а осадок остался. Кто это был, или что это было, не понятно, но шаги были.
Замолчал Боря, испугано взглянул на супругу, и почти шёпотом проговорил:
- Может, расскажешь про деда?
- Почему мне не рассказать, расскажу. Соседа нашего, год уже как покоится, Гаврилой звали. С головой старик был, всегда умные вещи поговаривал. За несколько дней перед своей смертью, в гости нас пригласил, потчевал нас, шутил, словом, гостеприимный хозяин. А на прощание, когда уходили, стихотворение прочитал, как бы просьбу:

                Умру я дома на кровати,
                На веки, в смысле замолчу.
                Но попрошу Вас, Бога ради –
                Зажечь покойнику свечу.

                Законов общих не нарушу,
                Не буду грех такой, я брать.
                Но за мою простую душу –
                Прошу молитву прочитать.

                И буду счастлив очень долга,
                Таким счастливым в рай влечу.
                Но я прошу Вас ради Бога –
                Зажечь покойнику свечу.

                Увижу Деву Пресвятую,
                Хочу я ангелом летать.
                Но ведь за душу, то простую –
                Прошу молитву прочитать.

Борис внимательно слушал Гаврилу и ответил:
- Не беспокойтесь, зажжем свечу, молитву прочитаем.
Дед обиделся:
- Чего это ты меня преждевременно хоронишь?
Старик, таким вопросом, моего супруга поставил в тупик. Но Боря был не лыком шит:
- Если, Вы просите, что мне отвечать?
Гаврила нахмуренно прошептал: « день покажет явь»
Настал день, что дед умер. В его дом забежали все бабки с деревни. При жизни его хотелось увидеть, как он живёт. Теперь собрались просто поговорить между собой. В этой суматохе, даже свечу не поставили, не говоря уже о молитве. Боря оказался посторонним. Ну, в общем, пронесли Гаврилу мимо нашего дома на кладбище. Боря после пошёл на могилу, возложить покойному цветы.
На следующее утро супруг говорит: « Снился мне Гаврила, просил свечу поставить с молитвой». Мы всё сделали, но дед всё равно напоминал о себе. В конце концов, поняли, что он хочет. Всего лишь – чтоб кто – то переночевал в его доме, только после этого, он оставит нас в покое.
- Хорошая история, - ответил я, Наташе. Аж похолодело моё сердце, от концовки. Теперь понял дружелюбное приглашение Бориса.
- Ну почему выбрали меня, не особенного, простого?
- Вот поэтому выбрали, - сказал Боря, - переночуешь в доме деда. Ты же такие истории любишь. Да кстати «Вий» читал?
- Перестань, это серьёзно.
- Да понимаю, всё будет хорошо.
- Твои слова, да Богу в уши.
- Пусть будет так. Пойдём тебя провожу.
Теперь знаю точно, что от страха дрожат колени. Ноги мои не слушались, но шёл с Борей в дом деда. Тяжело было на душе, ещё стало тяжелее, когда пришли. В доме было только одна комната. Жёлтый свет навёл такую грусть, что  хотелось выть. Возле окна стояла кровать, посередине был большой круглый стол, рядом стоял табурет.
- Лишь бы не поседеть за ночь.
- На кровати бельё чистое, располагайся. Думаю, мел, и библия не понадобится, - сказал на прощание Боря, и вышел из дома.
Никогда не слышал такой стук моего сердца как тогда, когда остался один. Посмотрел на кровать, что – то вспомнил, сразу пере хотелось ложиться. Это, наверное, будет у меня, самая длинная ночь. Главное не потерять от этого рассудок и не начать заикаться. Сел за стол. В голову лезли разные мысли, пока не остановились на одной: тишина, но есть ещё ужасней, страшней тишины – пустота. И она меня ужалила. Резко вскочил, хотел покинуть дом, как вдруг услышал, как возле дома кто – то рубал дрова. Такой стук ночью, может даже душу разорвать. Решение пришло мгновенно – лёг на кровать с криком: « Я здесь, дед Гаврила, я здесь, дед Гаврила». На улице раздался смех, как бы масло в огонь подлили. Страх начал меня одолевать, от ужаса не мог вспомнить молитву «Отче наш», место неё шептал: « Я здесь, дед Гаврила, я здесь, дед Гаврила». В мозги ещё лезло стихотворение:
               
               
                Ищет он и не уймётся,
                Кто - то может и найдётся,
                Схватит душу – закричишь:
                «Это всё», - и улетишь.


Ночь действительно была длинная, шорохи, царапанье, стуки. Под утро силы мои иссякли и я уснул. Когда проснулся, было уже светло. Вышел во двор, как вдруг оцепенел от того, что увидел – Борис, Наталья и маленькая Катя, катались по земле от хохота, при этом повторяя: « Я здесь, дед Гаврила, я здесь, дед Гаврила». Мне нечего не оставалось, как сесть на лавочку, закрыть лицо руками и засмеяться вместе с ними, понимая, как они меня, разыграли.
После оживлённого завтрака я спросил Наташу:
- Это всё, Вы, придумали?
- Почти всё, самое трудное досталось Кате, учила стишок, сильно путалась. Но всё - таки была на высоте, когда читала тебе. Мне было трудно сдержать смех, очень трудно, но за, то после – это такой кайф, передать невозможно.
- Сам, много людей разыгрывал, поэтому знаю. Но хочу уточнить, ты, сказала: «почти всё»
- Ах, да. История, с кем - то разговаривала, но вот с кем, не знаю, но это было точно, без всяких выдумок.
С успокоенным сердцем покидал семью Бориса. Сказал, ещё раз приеду – готовьтесь.
Когда ехал домой, то не смотрел в окно, лежал и вспоминал, что жизнь это подарок и этот подарок бесценен. Завёрнутая коробка с бантиком, но когда открывается, то видишь бессчетное количество хороших сюрпризов.
 

                Александр   Литий.