Рафаэль Санти. Немая

Алина Алексеева-Маркезин
 Рафаэль Санти.Немая.( La Mutа) 1507г. Холст, масло. 64 ; 48 см Национальная галерея Марке, Урбино.

   Это совсем небольшой портрет. Название картины условное.

        Возможно, на картине изображена Джованна Фельтриа делла Ровере, сестра герцога Урбинского Гуидобальдо да Монтефельтро, восторженная покровительница художника из Урбино.
В 1504 году эта дама собственноручно написала письмо, с которым Рафаэль представился флорентийскому гонфалоньеру.
Есть ещё одно предположение,что моделью Рафаэля была Елизавета Гонзага — жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро.Одна из образованнейших женщин своего времени, Елизавета Гонзага превратила урбинский двор в заметный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо. Время от времени приезжал в Урбино Рафаэль, бывший всеобщим любимцем.

     "Немая" композиционно почти без всяких изменений следует "Моне Лизе" Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнаженная грудь и плечи, положение рук. Однако есть и отличия: фон портрета тёмный, а платье выписано с большей тщательностью.

           Руки модели опираются на невидимый парапет, в чём можно усмотреть влияние фламандского живописца Ганса Мемлинга, которое испытывал ещё учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино.

        "Немая" написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. Но самое поразительное в этом портрете – это ощущение того, что изображенная женщина действительно молчит и не может говорить, хотя никаких явных намеков художник не представляет, за исключением плотно сжатого рта.

      В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо: "Живописец, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной, и какой мускул является причиной сокращения этого нерва, и какие жилы, обращенные в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул".

  На Девушке платье гамурра (типичная женская одежда конца XV ;;- начала XVI века), украшенное тесьмой и бархатными лентами, имеет сложный крой  Соотношение между нежными оттенками зеленого, красного и коричневого действительно изысканно, и их сдерживание оживляется льняной рубашкой, рукава которой вышиты нежным узором , и белым льняным фартуком, который выступает из прорезей на плечах.

   Если «Джоконда» изображена совершенно без украшений, то у героини Рафаэля на руках  три кольца, золотое кружево и крест с эмалями -зубчатый круг рубинового цвета (символ богатства) говорит, что это кольцо старое, выполненное в готической традиции, а кольца на указательных пальцах (одно из них с сапфиром - символом небесной чистоты и целомудрия) отражают более современные вкусы. Несомненно, модель Рафаэля принадлежала к одной из самых важных семей городов Флоренции или Урбино.

       Вот это глубочайшие знание человеческой природы и умение передать эти знания средствами живописи и определяют тот эффект когда об изображенной с полной уверенностью можем сказать, что она – немая, ее речевой аппарат полностью бездействует. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ.

       6 февраля 1975 года «Немая» вместе с «Сенигальской мадонной» и «Бичеванием Христа» Пьеро делла Франчески была похищена из музея и переправлена за границу. Спустя год Интерпол обнаружил все три картины в Локарно (Швейцария).Все они вернулись на родину.