Кавказские воришки

Комаров Николай Семенович
Для покупки пчел обычно  выбирают солнечный день, чтобы можно было спокойно сделать осмотр предполагаемого приобретения. Неспешно и внимательно за разговором осматриваются семьи. Это процедура обычно заканчивается часам к трем. Пчелы выбраны и подготовлено под погрузку транспортное средство. Но грузить нельзя, потому что большая часть тружеников еще на работе и соберется только в сумерках. Все оставшееся время пьем чай и рассказываем друг другу интересные истории.

Покупателя звали Сережа, приехал он из Подмосковья. Человек лет сорока или чуть более, довольно модно одетый, на хорошей иномарке. Вот какую историю он рассказал.
- Еще в молодости я серьезно заболел, почти не излечимой болезнью. Много читал об исцелении и советовался с разными специалистами и решил: лучшее - апитерапия. А как? В то время не только у меня дачи не было, но и у знакомых, к которым можно было бы обратиться, тоже. Прочел про пчел все, все что можно, выяснил, например, что пород пчел много и каждая по-своему хороша. Наиболее адаптирована к нашему климату, конечно же, серая русская. Вынослива, зимостойка. Рекордов по медосбору не ставит, но и без ничего с нею не останешься. Минус один, но зато какой для города, - она очень агрессивна. Самая агрессивная из всех пчел. Ну куда такую держать в городе?

Еще карпатку хотел - всем хороша; уже и приобрести хотел, но, прочел про кавказцев. Хоботок длиннее, нектара за один раз несет больше, это и послужило решением, да еще то, что они самые спокойные, на людей внимания не обращают совсем почти. Купил. Где поставить, вариантов не было, естественно на лоджии. Очень даже, скажу, не самый худший вариант. Осмотр ночью на кухне с красным светом, так даже удобнее, чем днем на улице с дымом. Лечился, и меда они мне приносили достаточно, перги, прополиса. Все употреблял и раздаривал знакомым.

Со мною, на одной лестничной площадке жила очень хорошая одинокая пожилая женщина, Марья Ивановна. Не то чтобы мы общались, но она была настолько добра, что считала своею обязанностью иногда вечером звонить к нам и с порога рассказывать об общественных новостях. Например, если деньги на что-то собирают или приглашают на общественные работы, реже на собрание. Мы к ней привыкли и относились, как к близкой родственнице, правда, в гости не приглашали и сами не ходили. 

Вы же помните, что такое дефицит, так вот, если где-то что-то "выбросят", Марья Ивановна тут же сообщит, а если знает точно, что человеку нужно, то и купит.
Однажды поднимаюсь и вижу: ждет меня у своей квартиры. Что ждет именно меня, понял сразу: когда увидела, обрадовалась, но, как-то странно, необычно. Хоть и обрадовалась, но вид какой-то, то ли растеряна, то ли ей неудобно, то ли напугана. Словом, непонятно как-то встретила.
-Сережа, - говорит, - не могли бы Вы зайти ко мне в квартиру? Очень нужно.
-Конечно, без проблем, - несколько удивленно согласился я. Удивленно, потому что Марья Ивановна меня к себе никогда не приглашала. Мы вошли: квартира однокомнатная, чистенькая прихожая, аккуратненькая комнатка. Но Марья Ивановна ведет меня дальше, на лоджию. Открывает дверь и показывает пальцем на ведро:
- Здесь утром было абрикосовое варенье. Полведра. Я вчера вечером случайно увидела: продают абрикосы у нашего магазина. Сразу купила. Пришла домой. Сварила варенье, вынесла на балкон, чтобы быстрее остыло. Утром хотела разлить по банкам.  Утром позвонила подруга, сказала, что у нее ко мне дело срочное, я и поехала к ней, сейчас вернулась, и вот... Кто-то, не знаю даже, как сказать, кто то не съел, а высосал все варенье и абрикосы облизал. Если это вор, то почему не унес все? Почему не съел вместе с ягодами? Почему так странно?

Я, конечно же, понял, в чем дело. Мои труженицы-кавказянки поработали на славу, быстро и незаметно. Возможно, и еще где-то пропадало что-то сладкое, другие ко мне не обращались. Мне и смешно, и женщину успокоить нужно. Честно, не помню, что я ей говорил, придумывал самое невероятное, кажется об испарении при определенном давлении и температуре. В общем, успокоил, убедил.

Надо сказать, и до этого случая соседей угощал в обязательном порядке, а после него, естественно, в первую очередь Марье Ивановне баночку, говорил, что от дедушки из деревни, деньги, как она ни пыталась навязать, не брал, категорически.
Эта порода, действительно, воровка ужасная. Позже, уже на нормальной пасеке доставал мед, меня отвлекли, не убрал сразу, оставил веранду раскрытой, они за пару часов распечатали соты и перенесли все обратно к себе. Но это вы и сами знаете.


Я после этой истории еще год пчел держал, потом пришлось расстаться, из дома напротив увидели, чем я занимаюсь, и сдали меня домоуправлению. Вреда они тому, кто меня сдал, не принесли никого. Может из зависти человек на вредничал, может, так самоутверждался, не знаю, на его совести.

Пришлось ликвидировать. Отдал знакомому, у которого дом в деревушке был. Не то, чтобы приятель был мне, так знакомый, теперь друзья очень хорошие. Он с моей семьи пчел и начал свою пасеку. Попробовал один сезон и на всю жизнь, собственно говоря, как и все мы.


Я тоже с пчелами не смог расстаться, пчеловод - это навсегда. Всеми правдами и неправдами купил домик в деревне и занимаюсь до сих пор.

Вот такая история была рассказана. Пошел небольшой дождик, пчелы собрались, мы закрыли лётки и приступили к погрузке. Работали слаженно, понимая друг друга без слов, как и наши пчелы.