Православная Русь. Стихи. 1951 год. Часть 1

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Монахиня Варвара (М.В.)

Крещение Господне

Воспойте радостно, народы!
Греми, могучий океан.
Ликуйте, все моря, все воды,
И славься, синий Иордан!

В струях реки стоит Безгрешный,
Исполнен вечной красоты.
И голос слышится нездешний,
И Голубь сходит с высоты.

Он – весь покорность, весь смиренье.
О, Агнец Богочеловек!
Ты ломишь путы смерти, тленья,
Тобой сияет Новый Век.

И в трепете Иоанн Креститель:
Он крестит своего Творца!
Пред ним – склоненный Бог, Спаситель!
Над ним – глас Господа Отца!

И Белый Голубь льет сиянье…
Парит над Спасовой Главой.
От скверн греха Свое созданье,
О, Тихий Свет, очисть, омой!

(Православная Русь. № 1 от 1 января 1951 г. С. 8. Подпись: М.В.)


Заутреня

Церковь белая, прозрачная,
Церковь неземная
Облеклась в одежды брачные,
Во Христе пылая.

Настежь двери распахнулися,
Свет плывет рекою.
Зазвучала громко улица
Песнею Святою.

Ночью звездной, окрыляющей –
Радостно молиться,
Слушать голос, ввысь взлетающий
Белой голубицей.

Ходит тихий ветер волнами
Благовонный, нежный.
Над водами ходит полными,
По полям безбрежным.

Веет ладан над иконами,
Час святой, отрадный…
И ликует перезвонами
Свод небес громадный.

(«Православная Русь», № 8 от 28 апреля 1951 г. С. 3. Подпись: М.В.)



Три церкви
 
1. На скорбящей, страждущей Родине

Тонет церковь в глубоком тумане,
Дым кадильный вьется к небесам,
Луч сверкает золотой и ранний.
Бог Великий, дай же силу нам!

Наш народ залит невинной кровью.
Распинает он Святую Русь!
Ты покрой Ее Своей любовью.
За Царя страдального молюсь.

Весь седой и в облаченьях белых –
Имена священник говорит,
Имена замученных и смелых.
Голос тихий трепетно звучит:


Георгия, Сергия, Димитрия, Николая…
Молитва в бесконечность несется, замирая.


Песнь грустит о сокровенном рае,
В вышине скрестилися лучи –
Зимним холодом в окне сияя.
Жёлтый блеск колеблется свечи.

…Владимира, Бориса, Игоря, Николая…
Колышется тумана завес голубая.

Москва, 1917 г., ноябрь.
Церковь Успения на Могильницах.


2. На чужбине
Знамена

Под сенью древних знамен
Отрадно вдыхать мир церковный.
Затих грозный голос времен,
Лампады бросают свет ровный.

Светятся знамена! Шелка
Неслышно под ладаном веют…
И родина в сердце близка,
И свечи дрожат, пламенеют.

Час придет благословенный,
Дрогнет лес седых знамен.
И над Русью, верь, нетленной
Будет крест вновь вознесен.

Таится победа в шелках,
Скорбящей России спасенье.
Кадило звенит во вратах,
Летит к небесам песнопенье.

Как лик Богородицы тих,
Как милостив, О, Всеблагая!
Священный, торжественный стих
Летит в небеса, к дверям рая.

Час придет благословенный,
Дрогнет лес седых знамен.
И над Русью, верь, нетленной
Будет крест вновь вознесен!

В русской церкви Св. Троицы Белграда. 1925 г.


3. Ещё на чужбине

Здесь на чужбине, в церкви бедной,
На звоннице поет один
Зовущий колокол, и медный
Протяжный звон летит с вершин.

А в низком храме тихо, тихо…
За окнами цветет весна,
И издали гудит шумиха, -
Как райский сон тиха, ясна.

Царит здесь Пресвятая Дева
С Пресвятым Отроком Христом.
В окне алтарном всходит слева
Звезда в сиянье золотом.

Синеет мягко вечер вешний,
И голос молодой чтеца
Покой незыблемый, нездешний
Зовет в усталые сердца.

(«Православная Русь», № 11 от 14 июня 1951 г. С. 2 – 3. Подпись: М.В.)



Л. Даль
***
Наше сердце – это поле битвы,
Где решаются все судьбы мировые.
Если в сердце ты падешь бессильно,
Знай, что сила убывает в мире.

Мысли наши – сердца порожденье,
Что полюбишь, ты о том и мыслишь.
Любишь зло – и мысли твои злобны,
В мир неся вражду и разделенье.

Братьев ли возлюбит твое сердце
И лучит немеркнущее пламя…
Вот и зло в нём чьё-то там сгорело.
И кому-то в мире легче стало.

Нет для Бога ни царей, ни нищих.
Нет для Бога тела одеянья.
Души наши перед Ним открыты,
Освещаемые сердца возгораньем.

Сердце – данный нам источник жизни.
Бог вдохнул в него Свое Дыханье.
Сердце наше – это поле битвы,
И на этом поле все мы равны.

(«Православная Русь». № 2 от 15 января 1951 г. С. 2)



Галина Дейницына

«Тебе поем»

Тебе поем благословляя,
Тебе поем благодаря.
Сердца, как чаши воздымая,
Огнем молитвенным горя.

За солнца свет, за листьев лепет,
За каждый шаг и каждый взгляд,
За птичьих крыльев в небе трепет
Тебя уста благодарят.

За детский смех, за дружбы слово,
За всех, кто встретит нас любя,
За все, что есть в душе святого,
Благословляем мы Тебя.

И молимся, склонив колени,
Да Ты не по грехам воздашь…
Да не отринешь Ты моленье,
Благий и правый Боже наш!

Нью-Йорк, 1950.
(«Православная Русь», № 2 от 15 января 1951 г. С. 11)
 


Е.Н.

***

Тихий вечер спустился на землю,
На нас, грешных, навеял покой,
Углубившись в молитву, я внемлю:
Что творится с моею душой?

Как мне радостно, что научилась
Я в беседе быть с Вышним – всегда!
Так и жизнь вся моя озарилась
Светом Правды и веры в Христа.

Я унынья уж больше не знаю,
Тосковать не умею теперь,
А в час скорби – тотчас понимаю,
Постучаться в какую мне Дверь.

И на стук мой всегда отзовется
Божья Матерь, и с Нею Христос,
Божья милость слезами прольется –
И душа точно сад, полный роз!

Англия. Лагерь Д.П.
Лето 1948 г.

(«Православная Русь», № 3 от 14 февраля 1951 г. С. 10. Подпись: Е.Н.)


 После говения

Ещё вчера казалось мне: я так несчастна!
Ещё вчера до боли изнывала!
И к радостям глуха, и свету непричастна,
Душа, в грехах – по Богу тосковала.

Но – миг один! Вся горечь, тяжесть вся – ушла!
Пред Господом я правду всю сказала,
И в тихой радости я к Чаше подошла
И Тайны Животворные прияла…

И в сердце хочется навеки сохранить
Причастия живительную силу,
И хочется «обидящих нас» - всех любить,
И с этой радостью сойти в могилу.

(«Православная Русь», № 6 от 28 марта 1951 г. С. 4. Подпись: Е.Н.)



Елена Полуектова

После концлагеря

Творец, Творец, прости мне малодушье,
Мое отчаянье предельное и страх!
Ты видишь помыслы, читаешь наши души
И смертную тоску в расширенных зрачках.

Не накажи за слабости минуты,
За самоволие, за дерзкую мечту,
Когда душа рвалась покинуть жизни путы
И изменить Тобою данному кресту…

На все и надо всем святая воля Бога!
Он муки нам дает и радости венец,
И много пережив, у Вечности порога,
Смиренно все приму, - я ВЕРУЮ, Творец!

(«Православная Русь», № 4 от 14 февраля 1951 г. С. 4).



Монахиня Христина

В день Покрова Божией Матери

И в стране родимой,
И в стране чужой, -
Твой Покров незримый
Всюду надо мной.

В скорби непосильной,
С ношей трудовой, -
Твой Покров Всесильный
Всюду надо мной!

Под Твоей защитой
Не боюсь врагов!
Надо мной раскрытый –
Дивный Твой Покров!

Матерь Всесвятая!
Всех нас соблюди
И достигнуть рая
Всем нам помоги!

Радость неземную
Дай нам испытать
И Тебя, Благую,
Вечно прославлять!

Под Покров Твой Чудный
Всех нас подведи
И дорогой трудной
К Богу приведи!

(«Православная Русь», № 4 от 28 февраля 1951 г. С. 12)



Апухтин А.Н.

Из Великого канона

Помощник, Покровитель мой!
Явился Он ко мне, и я от мук избавлен,
Он – Бог мой, славно Он прославлен
     И вознесу Его я скорбною душой.
С чего начну свои оплакивать деянья,
Какое положу начало для рыданья
О грешном пройденном пути?
     Но, Милосердный, Ты меня прости!
Душа несчастная! Как Ева,
Полна ты страха и стыда…
Зачем, зачем, коснувшись древа,
   Вкусила ты безумного плода?
Адам достойно изгнан был из рая
За то, что заповедь одну не сохранил;
А я какую кару заслужил,
     Твои веленья вечно нарушая?
От юности моей погрязнул я в  страстях,
Богатство растерял, как жалкий расточитель,
Но не отринь меня, поверженного в прах,
   Хоть при конце спаси меня, Спаситель!
Весь язвами и ранами покрыт,
Страдаю я невыносимо;
Увидевши меня, прошёл священник мимо,
     И отвернулся набожный левит…
О, сжалься надо мной! – мой близится конец…
Но Ты, извлекший мир из тьмы могильной,
Как сына блудного, прими меня, Отец!
     Спаси, спаси меня, Всесильный!

(«Православная Русь», № 5 от 14 марта 1951 г. С. 2).



Круглов А.В.

***

Нет человека без греха,
Мы все порочны и греховны,
И наши добрые дела
И наши подвиги – условны.

Перед другими не хвались,
Гордясь, не ставь себя высоко.
Ведь даже праведник порой
Доступен голосу порока.

Нет человека без греха…
Грешат иные по безволью,
По темноте своей грешат,
И – мудрствуя – по своеволью.

Но мир не ведает грехов,
Которым в небе нет прощенья,
Когда раскаяньем горя,
Душа возжаждет исцеленья.

(«Православная Русь», № 6 от 28 марта 1951 г. С. 10)



Евгения Берестовская

Покаянная молитва

Я стою пред Лицом Твоим, Господи,
Стою в ужасе от содеянного!
Дай же слезы мне, дай же силу мне,
Чтоб покаяться нерассеянно.

Велика Твоя благость, Господи!
Все прощает она – безграничная!
На прощение – дай надежду мне!
Семя малое – как горчичное!

Научи искупить все, о Господи,
До конца, до конца моих дней земных!
Подай силу мне, подай мудрость мне
Избежать огня и когтей Зла-Злых!

(«Православная Русь», № 6 от 28 марта 1951 г. С. 13)



Анна Самойлович

Христос Воскрес!

Прошли века с тех пор, когда в Москве священной
Встречали так все Господа с небес,
Что чудилось: коленопреклоненно
Сама земля поет  - «Христос Воскрес!»

Кремль весь был – торжество! Ведь Царская корона
Он был Руси, начало и глава!
И в серебре малинового звона
Молилася Воскресшему – Москва!

Весь в зареве огней, сверкающих в уборах
Святынь бесчисленных и в золоте лампад,
Кремль в эту Ночь встречал соборным хором
Царя Тишайшего с семьею из палат.

И вот являлся Царь, как светлое виденье,
Хоть в золотой парче – с смиреньем на челе,
И было ль у кого тогда в сердцах сомненье,
Что то не Ангел, явленный земле?

И от щедрот его был праздник всем острогам,
Колодникам, калекам, нищете,
И славили Царя убогие и Бога,
Утешенные во Христе.

С тех пор прошли века! Над Русью Православной
Зловещий сумрак пал, навис густой дурман…
Россия, где твой Кремль? Где Царь Самодержавный?
Везде – насилье, смерть, жестокость и обман!

Идешь ты странницей в пустыне бездорожной,
Под тяжким бременем; но – не сняла креста,
И ни тюрьме сырой, ни мерзлоте таежной
Не отчудить душе твоей – Христа!

И близок час – пусть будет то весною,
Иль поздней осенью! – то чудо из чудес:
Воскликнет мир, с родной моей страною,
Свободною: - «Земля! Христос Воскрес!»

(«Православная Русь». № 8 от 28 апреля 1951 г. С. 5)



Тебе Бога хвалим

Славь Господа земля дыханьем летним меда,
Пшеницы колоса и бледно-алых роз,
Хвалите Господа поля, леса и воды,
И стрелы синие величественных гроз.
*
Славь Господа небес сияющая чаша
В руках у Господа, где солнце и луна,
Созвездья гроздьями: в них дни с заботой нашей,
В них ночи тихого, покоящего сна…
*
Славь Господа святых и светлых херувимов
И серафимов всех сияющая рать,
Что могут Господа Всеблагостное Имя
Устами чистыми немолчно прославлять.
*
Славь Господа души прозревшей трепетанье
Пред милосердием Всещедрого Творца,
Что в грешный мир пришел для крестного страданья,
Для ран тернового венца!

Фарель, Грмания.
 
(«Православная Русь», № 10 от 28 мая 1951 г. С. 10)



Завалинка

Что такое, деревенская завалинка?
Это – собиралися гурьбой,
Хоть и летом, все же в теплых валенках
Старички под чьей-нибудь избой.

Наклонялась белая берёзынька,
Аль рябинка к мягкой мураве,
Пролетала, словно Божья слёзынька,
- Зведочка в небесной синеве.

Вспоминали мужички, гуторили, -
Кто про подать, кто про то, как жили встарь,
А Микита с Евстигнеем – те поспорили:
Кто богаче – «Англичанка», аль наш Царь?

Тут солдатики подсели. Ночь короткая.
На «Хвалите» прозвонили вдалеке…
И размашисты кресты с молитвой кроткою.
Заклубилися туманы на реке….

На ночное два подростка с гиком, с песнею
Проскакали в полуночной тишине…
И осыпалася звездами чудеснее
Ночь-красавица в коротком полусне…

И в былое, невозвратное минутною
Часто думой одинокой я несусь:
От завалинки дорогою непутною
Сатана тебя угнал, Святая Русь!

Фарель. Германия. Январь 1951 г.

(«Православная Русь», № 12 от 28 июня 1951 г. С. 3)



Святые, на Земле Русской просиявшие

Посошок в руках, холщовая котомочка,
Тело тощее изъела мошкара,
Звон вериг железных от потемочка
На молитве жаркой до утра.

Озаренный лик любовью бесконечною
Тих и светел, речь смирения полна,
В ней звучит Христова Правда вечная,
И согреет сердце каждое она.

По лесам дремучим, бездорожинам,
На песках овражных пустырей
Песнопений много было сложено,
Воссияло много олтарей…

И текло с душою отягченною –
Нищий, знатный, вор и лиходей –
За покоем сердца облегченного
К старцам много немощных людей.

Ты воскреснешь, наша Родина желанная,
Над тобою сонм негаснущих огней
От Апостола Андрея Первозванного
До безвестных страстотерпцев наших дней.

(«Православная Русь», № 13 от 14 июля 1951 г. С. 2)



Л.Г.

День св. Жен-Мироносиц

Тихий вздох, как белый голубь, носится
Над дремотной, смутною землей.
В путь выходят жены-мироносицы
Вместе с утренней зарей.

В их руках – сосуды благовонные,
В их сердцах – молитва и любовь;
Их глаза, как кладези бездонные,
Затаили муку, смерть и кровь.

Все бежали… даже дерзновенные
Устрашились терниев венца.
Только эти женщины смиренные
Верны до последнего конца.

И зато дана им радость лучшая,
Дан удел единый на земле, -
Возвестить Воскресшего в полунощи
Всем седящим в смертной мгле!

(«Православная Русь», № 9 от 14 мая 1951 г. С. 3. Подпись: Л.Г.)



Евгения Квесит

В храме

Если светлый луч лампады
На полу чертит узор, -
В сердце тихий свет отрады,
И слеза туманит взор.

Если можно в умиленьи
У родных икон упасть, -
Сердце полно всепрощенья,
И в крови стихает страсть.

Если можно ранним утром
Тихий прочитать канон,
На рассвете бледно-мутном
Поклониться у икон, -
 
Это значит свет лучистый
Брошен в зеркало души,
Это значит – ангел чистый
С нами молится с в тиши.

(«Православная Русь», № 10 от 28 мая 1951 г. С. 5).