Б А Н Я

Эдвард Вашгерд
Эдвард Вашгерд (Э2рd)   
   
«Кто к нам в баню за здоровьем с водкой придёт…»

Б  А  Н  Я
Баня была придумана на Севере – ясно же, как божий день. Хотя, если подумать, баня и в Африке будет баней. Это уже потом эту святую в простоте своёй северную мысль собезьянничали от нас в более низких широтах материка, - на югах. Долгонько «евр-оп-па просвящённая» с немытой задницей обреталась, но нынче, они же нас и учить жизни вздумали, ложью неприкрытой, как всегда, подъедаясь. Правда по миру голой ходит. Клевета, что грязь, даже если и отвалится, то следок-то всё одно останется. У невежд. А посему с этим грязным вопросом надо вчистую разобраться…

И для начала нужно понять, разобраться, что же для человека есть ВОДА?!

- Что такое Бог? Как думаешь? - Спросили у мальчика, продававшего лёд на восточном базаре три  мудреца размышляющих о Беспредельном под чинарой  у арыка.

- Вы лучше объясните мне, что такое вода! – вопросом на вопрос ответил старцам непростой бухарский мальчик в чёрной бархатной шапочке, откалывая с походом ещё один кусок льда уважаемым аксакалам.

- Вода, это вечный чистый божественный лёд на вершине, - глядя на купленный ими за золото драгоценный товар,  многозначительно заметил ему первый старец.

- Вода, это стремительный грозный поток с вершины, режущий горы, как масло, - Гордо и прямолинейно высказался другой суфий, дополняя мудрость первого.

- Вода, это приятный лечебный пар, исцеляющий тело и душу, - надрывно, судорожно закашлялся третий мудрец - перхун, думая о Вездесущем.
 
- Вода, это и есть Единый Бог суть! - просиял смышлёный ученик первой ступени, - и вечен, и грозен, и исцеляет тело и душу! 

Без воды бани быть ну никак не может! Даже ежели её сауной, или сухим жаром каким и назвали, всё одно омыться надо и ширинкой чистой утереться, да и чайком душистым, с травками, побаловаться. На Руси воды доброй и поныне ещё хватает, - самые большие запасы в мире, но тревожные мысли уже приходят в голову: продавцы воздуха придут немного позже, торговцы водой же, уже вовсю, псы сребролюбивые, развернулись. Да и цены на воду кусаются, - куда ж им без этого. Что интересно, не на всякой покупной воде чай заваришь… и баню исправишь. Даже водку наши предки готовили на родной, близкой душой, природной воде, а не как нынче, - на непонятно кем и, как «исправленной». А без воды…
Капиталисты-сникерсы себе уже и не представляют, как с земли, с копытца, как говорится, можно напиться. Возят воду с собой они даже в такие места, где до сей поры ступала нога не более чем сотни человек. Дикари! На озеро Левинсон-Лессинга, в тмутаракань, за Хатангу, далеко на Север, с собой воду додумались на вертолёте припереть! Ни в какие ворота у нас это в голову не полезет, а для них, высококультурных и толерантных, это уже норма. Как и обычай «западноцивильный» в одной воде всёй семьёй, по-старшенству, в корыте общем с головой «помыться». Привычка – вторая натура…
Проще всего, кто знает, конечно, летом баню на речной косе у омута устроить. Прогнать тайменя с ямы. Шугануть медведя в кустах – неча ему любопытничать! Устроить, устелить пожёг лапником, любым, вкруг камней раскалённых костром за день и бочки воды нагретой, палаточкой накрыть всё и, - парься – не хочу. Омовение тут же, рядом - промоина за валуном, в речке чистейшей. Красота! Отдохновение от трудов тяжких и жизни полевой… Тут не до половой!
Зимой тоже хорошо, только бы бочку железную найти, - остальное – дело техники. Для дикой геологической компании с детьми – дошкольниками, после двухнедельного похода по тундре при тридцатиградусных морозах, помыться в радость – первое дело! Устроил бивак для обогрева (защиту от ветра, палатку или экран у костра, на худой конец), прожёг бочку, набросал в неё снега чистейшего, нагрел воды и мойся – не бойся! На здоровье!!!
В загородном доме, или на даче, - весьма неплохо. Всё чисто и пристойно. По-семейному, как в старину. Первыми идут париться, разумеется, мужчины: проверить, - всё ли в порядке и хорош ли парок. Венички у каждого мужичка на свой вкус, - кому-то пихта, а иным берёза, или дуб больше по – душе, - здесь интернационала нет и в помине. После парной квасок питейный, или чаёк травяной, духмяный, натуральный. Отдышались, передохнули немножко в предбанничке, - теперь можно и женщинам волю дать; пробу сняли – всё в порядке.
Пока женщины не пришли из баньки, мужички могут спокойно и порассуждать о лёгкости пара, достоинствах веников и других приятных и высоконравственных вещах. Даже можно уже и принять настоечки по-рюмочке по этому поводу, в спокойной, так сказать,  после баньки обстановке, без баб... Святое.
Женщины пришли - девицы красные, отдышались мало-мало и накрывают уже на семейный стол. Баня дело зело семейное, людей объединяющее. На столующихся, как и на сам стол любо-дорого взглянуть: все трапезники в чистом, сами тоже поскрипывают, что тебе льняные; на столе окрошка, или пельмени, а может и ушица янтарная стоит, - выпить и закусить жидким – первое после бани дело. Дальше чай, чаёк, чаище. С вареньем, с мёдом с плюшками-ватрушками разными. Разговоры. Тары-бары…
 Всё. Пора и честь знать! Полночь уже. Завтра ж за работу! Разобрались по ночёвкам и всё, даже ночью никому вставать не нужно, - баня всю воду лишнюю из тела вытомленного высосала. С утра, позавтракав, можно и на доблестный труд подыматься. Приниматься за работу-заботу какую большую, что одному и не под силу: от веку, для того и собрались.  Отставший заднему погоня…

В артелях, или в каких других мужских собраниях, или клубах, - это, как кому больше нравится, в тайгах, или тундрах баня и котлопункт ставятся во главу угла, в самую-самую первую очередь. Отдельно. На особицу. Если баня ставится на необжитом ещё месте, то наипервейшим делом перед коллективом стоит один-единственный насущный вопрос: какой ей должно быть? По-чёрному, или по-белому?! Сухой, или парной? Большой, иль маленькой? Электрической или дровяной?! Передвижной, или оседлой? До драки доходит в доказательство своёй правоты! Во! Коли слов у кого добрых нет… Но, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал!

В тайге гораздо легче баню ставить, - там лес есть. Начинаются рассусоливания и по поводу леса:

- Только осина! – орут умудрённые сведущие завидущие, - В ней аромат и теплопроводность!

- Да ладно вам, колышникам! – парируют скептики и умники, - Листвяк! Только лиственница, как в Венеции! В бане ж вода, - осине не сдюжить!

- Листвяк на пол! Но основа – соснова! – Кричат специалисты, и бывают правы…

В итоге строят, - скирдуют спешно из того, что под горячую руку подвернётся, - всем мыться - греться - париться надо.
С печкой тот же смертный бой и баталии не на жизнь, а на смерть, до крови, - поэтому и устраивается, как правило, её миротворческий вариант: ни по-белому вам, ни по-чёрному, - не вашим, не нашим, - кто варит, тот и главный конструктор. А вторую водогрейку вообще на электрической тяге соображают.
Камни в каменку - тема особая! На вкус и на цвет, как сказал кобель, облизывая зад… Кто, толк в камнях знает? Геологи! Ясен пень. Им и карты металлогонические в руки – чтоб ни каких металлов и сульфидов в бане не было! Кто не соображает ни шиша в этом, пусть вместе с сауной сборно-разборной и камни в Финляндии покупает, у богатых свои причуды, - своих то у нас, видать не хватает.
Затопили, наконец-то. Снова-здорова, - опять всё, - не, слава богу. С температурой теперь никому не угодишь… Побеждают в споре, как правило, самые толстые и здоровые: их, что проморозить, что прожарить очень сложно, но сало своё, годами нажитое, вытапливать они очень шибко уважают.
 А уж затешется, ежели, среди них, как веник в рукомойник, «чёрный парильщик» - никому не сдобровать! Всех изведёт:

- Раз не, по-моему, так и, по-вашему, - ни в жись не бывать! - Полведра кипятка на каменку плеснёт, выскочит и дверь поленом подопрёт!

Шутка такая… Ему-то, жиле, надо градусов сто тридцать, - не меньше. С таким фанатом «лёгкого духа» не потягаешься – тяжёл, дебилен и зол больно. Глаза его, что уголья, недобрым огнём в «холодной» парной сверкают, как у конька-горбунка. Ему бы в Финляндию надо, - горячему парню, на чемпионат придурков банных, там до смерти иные парятся, гонор свой до неотложки дружка - дружке показывают. Форс ни жара, ни холода, ни смерти не боится! Le panache - de gauloiserie! Стреляйте первыми, господа! Гвардия умирает, но не сдаётся! – Таковы были гусарские рыцарские нравы, таковыми остались и поныне, банные.
Бывает, что сушат, топят новую баню на почин дня три, моются, парятся, радуются, а на утро и нету её родимой – сгорела, словно одноразовая. Поэтому баню всегда надо ставить подальше от жилья и дураков, так спокойнее.
Русская баня максимум до восьмидесяти пяти бывает, и то на любителя, а так, по -классике, - на десять градусов меньше, для здоровья. Зато пару горячего, влажного поддавай, сколько хочешь; от души лей на каменку, старайся. Здесь простую физику надо знать: пар гораздо больше тепла даёт телу, нежели жар, да и чище гораздо от него делается. Благостнее…
Веники теперь… для парилки, какие душе угодно можно достать, или заготовить: ценителям – пихтовые, тяжеленные, свеженаломанные, - лежалые, а тем паче на другой раз они негодны; дубовые и эвкалиптовые, модные, покупные, это для обеспеченных автомобилистов, но и на второй раз они сгодятся, из экономии; прочим охочим – берёзка кудрявая; есть разумеется и масса других, - всех сортов и видов, а на безрыбье можно и пластмассовой метлой кровь поразогнать… У каждого свой вкус и возможность. Демократия…
После парной, - опять же согласья в помышленьях нет. Кто-то пива любит сразу отхватить, с пенкой, да чтоб через край, чтобы на пузогрудь богатырскую текло по усам: Выдохнул, - замахнул большущими глотками полбокала залпом, на едином вздохе, перевёл немного дух, отхлебнул от половины ещё пополам, передохнул чуток и прикончил остаток! На всё про всё полминуты! Выдохнул. Всяк выпьет, да не всяк крякнет! Крякнул. Кр-р-ра-со-та!!! Можно теперича и сижка копчёного, или тёшу нельмы, заместо «ириски» пожевать, а то и корюшкой вяленой полакомиться. А кому-то милее его леща пресухущего, ржавого, с солью на нём выступившей, нет милее ничего: обстучит, сирота, его об стол, шкуру обдерёт и обсасывает каждую косточку, родинку свою малую вспоминает. Поджарит (подожжёт) пузырь рыбий на зажигалке и заплачет от вони его нестерпимой в корчах ностальгических. Каковы дружки, таковы и сижки - пирожки.

Здоровьем озабоченным милее чаю вообще нет ничего…  Кто, во что горазд, разливаются оне, предлагают–навязывают, бисером мелким рассыпаются, что те черти, вольны своё болото хвалить. Травки у всех чаёвников, конечно, свои, особые, старозаветные, в нужное время и в добром месте собранные: чабрец и душица, зверобой и ромашка, шиповник, рябина и брусника, - это, конечно же, не перечисление, - всего и не упомнишь. Любителей экзотическими чайными напитками побаловаться, тоже хватает. Кому-то каркадэ, а иным и зелёный чай с молоком и солью после бани в пору.
Чай с сахаром после парной - это моветон несусветный. Даже самые сиволапые банщики, да и дети малые это нынче знают. Греметь в расслабленной веником компании ложечкой мерзко по чашке, сахар размешивая, да и пить эту отраву при всём честном народе с прищуром хитрым, - ложечки из кружки не вынимая… за это убивать надо его собаку! Как за курение и складывание рыбьих костей в пепельницу…
Квасок, или сбитень - на любителя, для тех, кто их ставить-готовить умеет. Магазинный же «напиток» консервированный, это и не квас вовсе, а пародия в лучшем случае, - лучше уж квас из бочки, что на углу у «косого» магазина пристроилась. Кому-то роднее компота, морса, или киселя нет ничего вкуснее и полезнее. На вкус и на цвет…  В одном только вкусы после бани совпадают, - год не пей, два не пей, шубу зашей, - продай, но после бани водки выпей!
Застолье… Главное умение и традиция ему средь мужиков в банальную пьянку не превратиться. В мужчинской компании, как в кино: «вот шоколадка… какая ни есть, а всё закуска». Правда можно угадать потом самолётом и в город на Неве…
Лучше уж без фанатизма, мужики: попарился, принял-закусил легонько рыбейкой, качемасом, и за карты! Лучшая компанейская игра после бани «66» - думать почти не надо. А отдых-то какой, при разводе на заходе, или на хвалёнке битой - закачаешься. Хохоту и настроения от общения, хоть отбавляй! Главное, чтобы партнёр тебя понимал! Понимаешь?!
Профессоры и Магистры орденские возразят, непременно, о преферансе намекая, но в этой игре можно в гору инфаркт, или инсульт после парной на мизере получить…
Большой семейной компанией, с детьми, нужно играть в «9»-ку, в «Чапаева» или в «Дурдом на выезде». Узы укрепляет. Отцы и дети сплачиваются.
 
В городах же баня постепенно превращается уже из дружески-семейного отдыха в сомнительное социально-злачное место и называется она уже по-западному, манерно – «сауна». В таком вертепе и творится что-то недоброе на водах, а нередко и непотребное: пьянка и разврат на тренажёрах, бильярд, тёрки-разборки разные, - даже голову намочить мерзотворцам некогда! – какой уж там пар?! Когда от перекала печи такая сауна, как порох сгорает, вместе с «парильщиками» и «пори-льни-цами», это у всех на устах в новостях – грязь людская сгорела, - страсть, как всем интересно. ЕБН-ельцин из бани страной правил! Очиститься, видать, хотел… Тем не моются, чем мараются…
В Норильске саун превеликое множество. На трёх жителей одна. На любой вкус. Жаль, что вкус не всем даден и разумность. Ну, какой разумный человек, скажите на милость, пол в обмывалке у бассейна кафельной стеновой плиткой красиво выкладывает?! Мыльной пеной не надо капать! К бабке не ходи – двое из троих, поскользнувшись, расшибутся насмерть. А как оценить ранее весьма популярное в городе  «изобретение» двустворчатых дверок прямо с полка в бассейн сигать?! До поры. До случая…
В первый раз обошлось вроде – воды в бассейне не было. Попереломали себе ноги по-пьянке и всё! Бывает… Второй случай шансов на жизнь «чуду рационализации» не оставил: четыре трупа возле танка - таков картины был пейзаж… Не было, как на грех, холодной воды – отключили. Куда там! Море по-колено! Налили целый бассейн кипятку острого. Остужаться. Ну и запамятовали, - рухнули из парилки в крутой кипяток прямо, охолонуться… Иван - дурак после кипятка-то в молоко сигал…
Курьёзных и просто дебильных случаев в «пьяных» банях завсегда предостаточно. Водка с паром – понятия несовместные. Хотя и хочется… Всего и разом, сразу: и вертолёт под задницу, и рыбалку, и охоту, и пьянку, и карты, и девочек! А здоровья то хватит?!

Не превращайте священнодействие в фарс! Парьтесь на здоровье. С лёгким паром!


г. Норильск  06  ноября  06  часов.
- 18оС всего. Классное тихое утро.
Ночью выпал лёгкий снежок.