Либеральная историография в начале 20-го века

Александр Евгеньевич Закатов
 
Среди представителей либерального направления в историографии следует выделить

А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1919), разрабатывавшего теоретические вопросы

исторической науки. С позиций государственно-юридической школы была написана

работа " Организация прямого обложения в Московском государстве". В своей

книге "Методология истории "(1910-1913) Лаппо-Данилевский ,опираясь на

неокантианские теории , сводил сущность исторического процесса к психическим

явлениям. Вторая часть "Методологии истории " посвящена теории источниковедения

приемам и методам научного анализа исторических памятников. Если исторический

процесс сводится к его " психической" сущности , то и исторический источник,

отражающий этот процесс , есть" реализованный продукт" человеческой психики.

Видным представителем либерального направления в отечественной историографии

был П Н Милюков (1859-1943).Ему принадлежат такие работы , как "Государственное

хозяйство России в первой четверти 18 столетия и реформа Петра Великого (1892),

"Очерки по истории русской культуры"(1892-1895)," Главные течения русской

исторической мысли (1897). В "Очерках" Малюков предпринял одну из первых

попыток изобразить процесс развития русской культуры на протяжении многих веков

Основой общетеоретических и теоретических взглядов является неокантианский

позитивизм .В исторической жизни, утверждал Милюков, выделяются три основных

фактора:фактор внутреннего развития ,фактор внешней материальной среды и

фактор влияния отдельной человеческой личности.Важное место во взглядах

Милюкова занимает утверждение о противоположности истории России и Запада.

Милюков считал, что государство в России возникло значительно позднее , чем на

Западе , и в отличие от западных государств оно имело решающее влияние в жизни

общества.Центральная государственная власть в России стала самодовлеющей силой

исторического процесса.Государство закрепило за собой сперва военно-служилый

класс, занявший место слабой феодальной земельной аристократии ,а затем и

крестьянство. Утверждение сильной государственной власти в России Милюков

объясняет необходимостью обороны от внешних врагов.Два фактора -война и

финансы определяют государственное хозяйство. Тема "государственной

хозяйства " в связи с реформа и Петра 1 разработана в монографии Милюкова

"Государственное хозяйство России в первой четверти 18 века и реформа Петра

Великого".Реформа Петра 1 , по мнению Милюкова, были вызваны военными и

финансовыми потребностями. Милюков отрицал национальные основы реформ, исключая

положительное значение личности Петра 1. Он считал , что Петр не был крупным

реформатором ,а все его действия распадались на ряд отдельных экспериментов ,

ликвидирующих и исправляющих друг друга. Милюков заявлял:" Ценой разорения

страны Россия возведена была в ранг европейской державы".В "Очерках по истории

русской культуры", кроме общей концепции русской истории , выдвигалась

проблема развития русского общественного сознания , происхождения русской

национальной культуры и национальных традиций. С позиций позитивизма Милюков

решает вопрос о роли иностранного влияния на развитие национального сознания.

Сперва русское светское просвещение питалось соками византийской культуры,

примерно с 15 века" на смену византийской мудрости " пришла "средневековая

латинская ветошь". Светская школа в России "прямо взяла свое содержание из

современной европейской науки". Церковь и школу Милюков считал главными

факторами всякой духовной культуры." Культурное влияние церкви и религии ,-

утверждал он,- было безусловно преобладающим в исторической жизни русского

народа". В 1897 году был издан обобщающий  труд Милюкова "Главные течения

русской исторической мысли". Критикуя дворянскую идеологию, Милюков отрицает

достижения русских историков 18 века. Он заявлял , что 18 века это "допотопный"

мир русской истории. В 18 веке обнаружился подъем в исторической науке , но он

нашел свое выражение в трудах немецких ученых, явившихся "первооткрывателями"

науки русской истории. Милюков отрицал историческое значение трудов

Н М Карамзина . Первые попытки научно-философского истолкования русской истории

по его мнению, были сделаны только в трудах Полевого ,Погодина, Киреевского и

Чаадаева ,но и они были следствием заимствования европейских философско-

исторических идей.

Система феодальных отношений раскрыта в исследовании Н П Павлова-Сильванского

(1869-1908) "Феодализм в древней Руси". Периодизация русского исторического

процесса представлялась здесь как ряд переходов царской монархии к

буржуазно-парламентским формам политической власти.Первый период начинается с

доисторической древности и завершается в 12 веке. Основным содержанием этого

периода является господство общин него строя. Второй период (13 - первая

половина 16 века) имел своим содержанием борьбу между общинным строем и

княжеский , боярской вотчиной. Основным содержанием третьего периода является

победа соснового государства.Этот период распадается на две , тесно связанные

между собой половины: эпоху московской сословной монархии и петербургского

абсолютизма ,это время 16-19 веков. В течение всех трех периодов происходит

смена общественных организмов - мира , боярщины , государства. Последний,

государственный ,период замыкается переходной эпохой разрушения старого,

сословного строя и, связанного с ним абсолютизма, и образования после 1861 года

"нового свободного гражданского порядка". Так все содержание русского

исторического процесса завершается переходом к буржуазно-правовой монархии.

В книге "Феодализм в удельной Руси " Павлов-Сильванский утверждал , что община

есть не только русское явление , как утверждали славянофилы .Члены общины

владели землей по праву собственности ,община была поземельной единицей ,

существовавшей в самое древнейшее время. Но  в средние века произошло

разрушение древних общинных союзов под давлением крупного землевладения.

Русская барщина ,пишет ученый,"несомненно представляет собой учреждение с

западной сеньорией .Юридические отношения владельческих  крестьян к господам

у нас и на Западе были одинаковыми ,начиная с 13 века. Историк понимал

русский Феодализм как дробление верховной власти , разделение ее на множество

независимых владений. "Главной чертой феодализма,-пишет он,-следует признать

раздробление верховной власти или тесно слияние верховной власти с

землевладением .Если Павлов-Сильванский сосредоточил свое внимание на

изучении феодальных отношений древней Руси , то А. А. Кизеветтер (1866-1933)

избрал темой своих работ русский город в 18 веке. Исходным моментом взглядов

Кизеветтера о русском городе явилось основное положение буржуазной

историографии : преобразование в России в первой четверти 18 века наслаждались

"сверху", принудительным путем при помощи страшного усиления правительственной

репрессии".