О семинаре прозы на Плюсовой 2016

Галина Щекина
УЗКАЯ ДВЕРЬ В БОЛЬШУЮ КОМНАТУ

О мастерской  прозы  на  фестивале "Плюсовая  поэия-2016 в  Вологде, в Доме  дяди Гиляя.
 Семинар прозы на литературном  фестивале 2016 года принес  сюрпризы как  участникам, так и организаторам... Неожиданностью для  многих  стало  главное условие отбора  работ  - тема "портрет   современника по мотивам Михаила Анчарова". То есть не просто любой  современник, готовый  запрыгнуть в  текст, а современник,   как-то связязанный  с наследием Анчарова. Люди писали и  звонили, чтобы  уяснить непривычную задачу. Да,это  был эксперимент, имеющий  целью не сокращение числа кандидатов,  а  выяснение факта, есть ли сегодня рядом с нами  люди с идеалами Анчарова, с характерами и настроениями тех, кто жил 40-50 лет назад. Один  их экспертов  семинара  Нина Писарчик высказалась прямо: «Об  Анчарове  мало кто знает кроме  узкой группы почитателей…» Вот и хотелось эту  узкую группу  расширить! Пройти через узкую дверь в другую,    огромную комнату… Ведь Михаил Анчаров не просто писатель, бард, художник, поэт и сценарист, он  еще  и представитель славной когорты  русских шестидесятников. А это  явление истории   стало уникальным и больше нигде,  кроме России,  не  имело места…
Этот  интеллектуальный эксперимент  можно удачным, и прежде  всего из-за разнообразия  походов. Текст Евгении Лапцовой под название м «В гостях у Самовара» - это эссе, «Я нашел дядя»  Василия Макарова – фанфик,  «Правдолюбка»  Анны  Политовой – реальная  история, «Михайловна» Александра Дудкина – очерк. И главное – все портреты описаны не отвлеченно, а   есть связь с героями Анчарова.
Еще никогда предварительное обсуждение  конкурсных работ  на Прозе.Ру  не было таким энергичным. В нем  участвовали  как сами конкурсанты, так  эксперты – кандидат  филологических наук  Татьяна  Андреева (Вологда), критик Нина  Писарчик (Вологда),  участник семинаров  прозы  поэт и прозаик Игорь Панасенко (Апатиты), именно после  семинара опубликованный  в журнале  "Север", кандидат культурологии Олег Моисеев (Москва), поэт и переводчик Ирина  Фещенко-Скворцова(Португалия). Спасибо им за  бескорыстную и честную работу.
Каждый  автор смог сориентироваться и решить, насколько близко он подошел к теме, потому что разброс  мнений от резкой критики до восхищения был значительный. Некоторые учсастники перебрали с эмоциями,  переборщили с терминологией,  некоторые ушли детали, пытаясь быть более убедительными. А некоторые проявили элементарное незнание грамоты, так как  мало читают. Обсуждались также  анонимные  работы в которых нет явного соответствия  теме, зато  есть первые интересные шаги в творчество.
В  итоге было похвальными грамотами отмечены – Евгения Лапцова за  доброту и романизм образов, Александр Дудкин – за жизненную правду и народность повествования, Василий  Макаров – за блестящее  стилевое воплощение текста, а  также  а четкую работу  соведущего, Анна Политова –за параллельность женских образов  в жизни и в спектакле «День за  днем». Лучшей работой единодушно признан  рассказ Марии Багировой «Китайский фонарик  тревоги», в котором выражен  дух анчаровской  прозы. Для Марии Багировой  это не случйно, так  как она уже писала  на тему Анчарова в работе «Что те, кто не был на  войне, вовек не  увидать» (о военной  поэзии Анчарова) в сборнике   «Почему Анчаров» (М. Директ-Медиа, 2016). В  лице  Багировой  виден не только пламеный публицист, но яркий самостоятельный прозаик.
Таким  образом, непривычный формат семинара прозы  оказался оправданным, а  участникам  открыта  дорога  на  очередные Анчаровские чтения  в Москве  в 2017  году. Авторы  лучших произведений  получили в  подарок книгу  Анчарова  "Звук  шагов" - это проза и песни знаменитого  шестидесятника.
Все работы  и рецензии а  них  можно прочитать на  Прозе.Ру   по ссылкам:
http://www.proza.ru/2016/10/24/1668
http://www.proza.ru/2016/10/12/764
http://www.proza.ru/2016/10/22/135
http://www.proza.ru/2016/10/24/1016
http://www.proza.ru/2016/10/24/2171
http://www.proza.ru/2016/10/26/466
http://www.proza.ru/2016/10/31/129