УЗКАЯ ДВЕРЬ В БОЛЬШУЮ КОМНАТУ
О мастерской прозы на фестивале "Плюсовая поэия-2016 в Вологде, в Доме дяди Гиляя.
Семинар прозы на литературном фестивале 2016 года принес сюрпризы как участникам, так и организаторам... Неожиданностью для многих стало главное условие отбора работ - тема "портрет современника по мотивам Михаила Анчарова". То есть не просто любой современник, готовый запрыгнуть в текст, а современник, как-то связязанный с наследием Анчарова. Люди писали и звонили, чтобы уяснить непривычную задачу. Да,это был эксперимент, имеющий целью не сокращение числа кандидатов, а выяснение факта, есть ли сегодня рядом с нами люди с идеалами Анчарова, с характерами и настроениями тех, кто жил 40-50 лет назад. Один их экспертов семинара Нина Писарчик высказалась прямо: «Об Анчарове мало кто знает кроме узкой группы почитателей…» Вот и хотелось эту узкую группу расширить! Пройти через узкую дверь в другую, огромную комнату… Ведь Михаил Анчаров не просто писатель, бард, художник, поэт и сценарист, он еще и представитель славной когорты русских шестидесятников. А это явление истории стало уникальным и больше нигде, кроме России, не имело места…
Этот интеллектуальный эксперимент можно удачным, и прежде всего из-за разнообразия походов. Текст Евгении Лапцовой под название м «В гостях у Самовара» - это эссе, «Я нашел дядя» Василия Макарова – фанфик, «Правдолюбка» Анны Политовой – реальная история, «Михайловна» Александра Дудкина – очерк. И главное – все портреты описаны не отвлеченно, а есть связь с героями Анчарова.
Еще никогда предварительное обсуждение конкурсных работ на Прозе.Ру не было таким энергичным. В нем участвовали как сами конкурсанты, так эксперты – кандидат филологических наук Татьяна Андреева (Вологда), критик Нина Писарчик (Вологда), участник семинаров прозы поэт и прозаик Игорь Панасенко (Апатиты), именно после семинара опубликованный в журнале "Север", кандидат культурологии Олег Моисеев (Москва), поэт и переводчик Ирина Фещенко-Скворцова(Португалия). Спасибо им за бескорыстную и честную работу.
Каждый автор смог сориентироваться и решить, насколько близко он подошел к теме, потому что разброс мнений от резкой критики до восхищения был значительный. Некоторые учсастники перебрали с эмоциями, переборщили с терминологией, некоторые ушли детали, пытаясь быть более убедительными. А некоторые проявили элементарное незнание грамоты, так как мало читают. Обсуждались также анонимные работы в которых нет явного соответствия теме, зато есть первые интересные шаги в творчество.
В итоге было похвальными грамотами отмечены – Евгения Лапцова за доброту и романизм образов, Александр Дудкин – за жизненную правду и народность повествования, Василий Макаров – за блестящее стилевое воплощение текста, а также а четкую работу соведущего, Анна Политова –за параллельность женских образов в жизни и в спектакле «День за днем». Лучшей работой единодушно признан рассказ Марии Багировой «Китайский фонарик тревоги», в котором выражен дух анчаровской прозы. Для Марии Багировой это не случйно, так как она уже писала на тему Анчарова в работе «Что те, кто не был на войне, вовек не увидать» (о военной поэзии Анчарова) в сборнике «Почему Анчаров» (М. Директ-Медиа, 2016). В лице Багировой виден не только пламеный публицист, но яркий самостоятельный прозаик.
Таким образом, непривычный формат семинара прозы оказался оправданным, а участникам открыта дорога на очередные Анчаровские чтения в Москве в 2017 году. Авторы лучших произведений получили в подарок книгу Анчарова "Звук шагов" - это проза и песни знаменитого шестидесятника.
Все работы и рецензии а них можно прочитать на Прозе.Ру по ссылкам:
http://www.proza.ru/2016/10/24/1668
http://www.proza.ru/2016/10/12/764
http://www.proza.ru/2016/10/22/135
http://www.proza.ru/2016/10/24/1016
http://www.proza.ru/2016/10/24/2171
http://www.proza.ru/2016/10/26/466
http://www.proza.ru/2016/10/31/129