Бабушка

Галина Пономарева 3
      Большую часть своей жизни я прожила в деревне. И вот в преклонном возрасте перебралась в большой город поближе к детям и внукам. Накануне Дня Победы я пришла к Монументу Славы. Тишина. Большая мощёная площадь. Посредине горит Вечный Огонь, возле которого стоит мальчик на посту в почётном карауле в красивой форме. Слева поднялись в небо высокие пилоны. На них высечены фамилии погибших на войне солдат, ушедших из города на фронт. Как много этих фамилий!!! А справа художник изобразил тоже на пилонах женщину, склонившую голову над погибшим сыном,  рядом силуэты женщин, идущих по скошенному полю. У одной на руке висит ведро. Мои глаза остановились на  изображении девочки. Она наклонилась и пытается сорвать колосок. Глядя на эту картину, я не смогла сдержать слёз. Это же мы, это мы собирали колоски во время войны на наших полях!

    Комбайны были старые, испорченные. Запчастей совсем не было. При уборке терялись колоски, и перед нами школьниками, я тогда училась в первом классе, взрослые ставили задачу, чтобы не пропало ни одного колоска. Проучимся два-три урока и идём с учительницей в поле подбирать колоски. Она берёт с собой ведро. Мы расходимся по полю. Собираем колоски, растираем их в замёрзших ладошках. Зёрнышки несём, ссыпаем в ведро. А нас в классе – тридцать один человек, наполнится ведро зерном – несём его в колхозную кладовую. Там встречает нас кладовщик, взвешивает нашу пшеницу, записывает и высыпает в общие закрома.

Кто знает, может частица нашего зёрнышка попала в хлеб, который раздавали на фронте солдатам в промёрзших окопах.

     Шла война. Все силы – для фронта. В нашей школе на стенах были развешаны такие лозунги: «Всё – для фронта, всё – для Победы!», «Все силы – для разгрома врага!», «Хорошая учёба – это тоже удар по врагу!»

И мы помогали фронту: лепили пельмени зимой, отправляли посылками на фронт, вязали носки и рукавички. Носки делали без пяток, чтобы боец мог при необходимости перевернуть носок другой стороной. Рукавички вязали с двумя пальцами, это второй указательный палец, чтобы бойцу удобнее было нажимать на спусковой крючок. Шили кисеты, насыпали в них махорку. К кисету пришивали кармашек, в него клали газету, подписывали: «Лети с приветом, вернись с ответом».

   Летом тоже работали. Выращивали табак. Это очень тяжёлое занятие для детей. От табака шло испарение, запах доводил до рвоты. На этом табаке надо было обрывать цветы, чтобы табак был покрепче. Обрывать приходилось за лето два-три раза. В августе до заморозков табак срубали, складывали в большие кучи, это чтобы табак «загорелся». Потом его связывали в пучки и подвешивали на жерди под навес для просушки, затем его рубили топориками в корытцах, просеивали.

Осенью копали картошку, везли на мельницу. Там из картошки делали спирт, и его отправляли в госпитали. Копали свёклу. Из неё в городе делали сахар тоже для фронта. Выколачивали подсолнухи, из семечек на мельнице выжимали подсолнечное масло.

А ещё мы дёргали коноплю. Её в колхозе сеяли много. Из конопли выколачивали зёрна. Их тоже везли на мельницу, из зёрен выжимали конопляное масло для госпиталей. Из стеблей конопли делали волокно, из него в городе изготавливали много полезных вещей: ткань, верёвки, канаты для фронта.

Ну а мы учились, старались, и всем было нелегко.

И вот я уже училась в четвёртом классе, сидим как-то на уроке, весна, тепло, я глянула в окно – к нам в деревню скачет всадник, он весь в цветах, и конь в цветах. Тут и все увидели этого всадника. Мы сразу поняли, что он несёт нам хорошую весть. Ведь тогда в деревне не было ни телефонов, ни радио. Тут уже не до учёбы, мы выбежали на улицу, из всех классов выскочили ученики. А всадник скачет и кричит: «Победа! Победа! Ура!» Всех учеников выстроили в большую колонну. Старшеклассники – впереди, ну а мы, малышня, сзади. Вручили ведущим знамя школы и знамя комсомольское. Мы пошли по улицам села, громко пели песни и кричали: «Ура! Победа! Победа!» Жители села, увидев и услышав нас, бросали свою работу и бежали в центр, на площадь перед школой. А там уже соорудили трибуну, на трибуне – председатель сельского совета. И вот его слова: «Товарищи! Поздравляю Вас с Великой Победой! Теперь кто остался жив – вернутся домой. А кто погиб – вечная им Слава». Что же тут творилось на площади! Солнышко так ярко светит, у многих цветы в руках. Кто пляшет, а мы стоим и плачем. Ещё в далёком 1942 году от отца перестали приходить письма. Наш отец не вернулся.

     Ребята у Вечного Огня по возрасту, примерно такие же, какими были мы в День Победы.