Кафе У черта на куличках

Эмпти Чайлд
Часы на городской башне показывали без четверти три, когда человечек в сером потрепанном пиджаке, засаленных брюках и старых нечищеных ботинках торопливо пересекал центральную площадь. В правой руке он нес увесистый портфель из потертой кожи, а в левой - цветастый пакет из супермаркета.
Человечек, звали его Петром Алексеевичем, был заурядным и невзрачным, то есть не имел ровным счетом никаких особых примет, и носил распространенную фамилию Иванов. Профессия его была, хоть и не мужская, но тоже весьма обычная - он преподавал математику в школе.
Жара в тот день стояла удушающая. Казалось, что все живое в городе решило объявить сиесту и спрятаться по углам.
Петр Алексеевич присел на желтую скамейку, достал из портфеля сложенную вдвое газету и начал усердно обмахиваться
Спустя секунду он увидел нечто такое, что поначалу принял за мираж, вызванный жарой.
Перед ним стоял элегантно одетый незнакомец в цилиндре, сюртуке и с тростью в руках. Штиблеты незнакомца были вычищены до такой степени, что в них отражалось нахальное полуденное солнце. Но не старомодный сюртук и щегольские ботинки заставили Петра Алексеевича удивиться, нет! Странным в незнакомце было другое. Вместо человеческого лица из под цилиндра выглядывала ... козлиная морда! Самая натуральная, покрытая густой шерстью и с характерной с бородкой. Существо бесцеремонно разглядывало Иванова своими круглыми сердитыми глазами.
«Не может быть!» - лихорадочно думал учитель математики, пытаясь собрать воедино разбегающиеся мысли. - «Я брежу или схожу с ума?»
Петр Алексеевич  пару раз поморгал, а затем ущипнул себя за руку, решив, что знойный полдень сморил его, и он задремал на лавочке.
«Это галлюцинация!» - продолжал агонизировать терпящий бедствие рассудок Петра Алексеевича.
Однако он не мог не признать: даже если странный субъект и был галлюцинацией, то очень, очень реалистичной, на уровне лучших голливудских спецеффектов.
Знаете, если вам сильно за сорок, вы работаете учителем математики в школе и живете вдвоем со старенькой мамой и почтенным котом, то рано или поздно вы должны будете осознать, что ваша жизнь прошла как-то не так, и, по большому счету, не удалась. И ровным счетом ничего интересного в ней не произошло. И вряд ли на своем пути вам повстречается белый кролик, который одним движением своей перчатки сможет увести вас в Страну Чудес, где вас встретит огнегривый лев.
Вот и Петр Алексеевич ни разу не встречал на своем жизненном пути ни одного белого кролика. В его случае судьба распорядилась иначе. Он встретил элегантно одетого козла.
- Разрешите присесть с вами? - произнес незнакомец, обнаружив не только склонность к вычурной одежде, но и определенные знания этикета.
Петр Алексеевич ничего не ответил, только неопределенно крякнул.
Он был человеком умным, дальновидным и осторожным. И все эти качества в один голос подсказали ему, что дерзить незнакомцу, или вступать с ним в конфронтацию, не стоит.
А еще он был математиком. Обычный человек скажет вам, что встретить на улице говорящего козла в сюртуке невозможно, а математик применит формулу и вычислит эту вероятность с высокой точностью.
Кроме того, Иванов был весьма начитанным человеком. И он быстро сообразил, кто перед ним.
- Вы – Козел Отпущения?
Незнакомец усмехнулся, насколько ему позволяли мимические возможности козлиной морды.
- Угадали. Впрочем, я предпочитаю, чтобы меня звали Вольдемаром. Мне нравится это звучное имя, кроме того, так менее фамильярно. Моя воображаемая мамаша зовет меня только так.
- Так это вас можно обвинять во всех бедах? – догадался Иванов.
Вольдемар вздохнул.
- Увы, можно. Такова моя роль во всемирной истории.
В этот момент Петр Ильич моментально вспомнил все самые неприятные факты из своей скучной биографии. Получается, теперь нашелся виновник всех бед?
- Так это из-за вас я не поступил в технологический, а пошел учиться на педагога?  - взвился Иванов, чувствуя, как раздражение, долгие годы копившееся внутри, выплескивается наружу. - Из-за вас в восьмом классе я не поцеловался с Риткой Сорокиной? Из-за вас я не выиграл в «Спортлото»? Из-за вас мне не дали визу в Америку в девяносто шестом? Из-за Вас я не женился?
- Вам будет лучше считать, что из-за меня, - коротко ответил Вольдемар.
Иванова уже было не остановить.
- Так это из-за вас случился кризис девяносто восьмого? Из-за вас рубль упал? Из-за вас понизили зарплаты бюджетникам?
- Да. И Кеннеди убили тоже из-за меня, - мрачно ответил козел отпущения.
На минуту воцарилась напряженная пауза, во время которой Петр Алексеевич переваривал услышанное.
- Но почему вы вдруг материализовались? И что делаете здесь?
- Вы сами хотели меня увидеть. Впрочем, я не хочу портить вам настроение. Готов пригласить вас на чашечку чая. Есть одно место, в котором тусуются все наши.
- Ваши? – переспросил Иванов. – Что значит, ваши?
- Скоро сами все увидите!
Вольдемар вскочил со скамейки, отряхнулся и бодро зашагал вперед. Петр Алексеевич послушно поплёлся за ним.
Наконец, они пришли. Заведение со странным названием «У черта на куличках» располагалось во флигеле старинного здания.
При входе висела странная табличка: «Коню в пальто вход запрещен».
- Коню в пальто? – изумился Иванов.
- Да-да. Коню в пальто. Что вас удивляет?
Иванов, припомнив, что идет в компании козла в цилиндре, предпочел промолчать.
- Почему ему запрещен вход? – Петр Алексеевич решил по-другому сформулировать вопрос.
- Потому что он известный буян и дебошир. Как напьется, сразу начинает лезть в драку. Вот его и забанили.
Петр Алексеевич и Вольдемар зашли в кафе, оказавшееся уютным просторным помещением, заставленным однотипными круглыми столиками. Посетителей было много, и все они были весьма странными. Кажется, здесь собрался весь городской фольклор.
Новоприбывшие сели за столиком в углу.
Иванов принялся с интересом озираться.
- Что это за странный пожилой человек сидит напротив нас? – спросил Иванов. – Выглядит он как-то совсем по-сказочному!
- А, это? Это Дед Пихто!
- Как интересно! А эта старая бабка, что сидит возле окна и ест курицу – это Баба-Яга?
- Она самая. Помаши ей, она на тебя смотрит!
Петр Алексеевич машинально помахал безобразной старухе, на что она ответила легким кивком головы.
- А за стойкой бармена стоит … дай угадаю…, - Петр Алексеевич подслеповато прищурился, чтобы разглядеть странного человека, увлеченно протиравшего стаканы, – Екарный Бабай?
- Собственной персоной! Он уже лет сто здесь трактирщиком работает. Улыбнись ему, пожалуйста, а то он обидится. Нехорошо расстраивать трактирщика, ведь только он один знает, что в твоем напитке.
Иванов испуганно улыбнулся, чувствуя, как реальность рассыпается в клочья. Екарный Бабай в ответ самодовольно осклабился, обнажив ряд черных, как душа трубочиста, зубов.
Петр Алексеевич в очередной раз ущипнул себя за руку, и снова убедился, что он не спит.
«Чудеса начинаются!» - подумал учитель математики.


Потихоньку странное кафе начало заполняться все новыми и новыми посетителями.
Вот четверо молодчиков, все как один румяные и светловолосые, чинно прошествовали к свободному столику. Полминуты спустя перед ними появился официант, неся в руках две огромные тарелки, накрытые железными крышками.
Петр Алексеевич прихлебывал чай и с интересом наблюдал за ними.
Он уже перестал считать все происходившее миражом и галлюцинацией, и его мозг окончательно смирился с тем фактом, что он сидит в кафе вместе с Козлом Отпущения, а со стороны барной стойки на них таращится Екарный Бабай.
Козел по имени Вольдемар деликатно помалкивал.
Тем временем официант, обслуживавший белобрысых ребят, поставил перед ними тарелки и открыл крышки. Петр Алексеевич со своего места отлично разглядел содержимое тарелок. В обеих могучими кучками лежали аппетитные вареники, обильно политые сметаной.
- Догадался, кто эти молодые люди? – нарушил молчание Вольдемар, изящным жестом поставив чашку на блюдечко.
Довольно странно ожидать подобной манерности от существа, снабженного не пальцами, а копытами, но Вольдемар был весьма и весьма элегантен. Петр Алексеевич не мог не признать, что у этого козла имелся свой стиль.
- Эники-Бэники? – попробовал угадать Иванов. – Которые ели вареники?
В ответ Вольдемар картинно захлопал.
- Петр Алексеевич, да вы просто Шерлок Холмс!
- Я умный, - печально ответил учитель математики. – Но, увы, мой интеллект не принес мне ничего хорошего.
- Так никогда не поздно все начать с начала! – радостно воскликнул Вольдемар.
- Поздно уже! – сокрушенно вздохнул Иванов.
- Послушайте! Я не просто так нашел вас сегодня! Мое время дорого, и я никогда не трачу его впустую. Я хочу предложить вам работу.
- Работу? – изумился Петр Алексеевич, чуть не подавившись чаем.
- Мне давно уже нужен личный секретарь. Я, знаете ли, довольно стар, и память меня частенько подводит. Иногда бывает тяжело выполнять свои обязанности. Так вот, мне нужен человек, который будет выполнять функции моей записной книжки.
- А чем конкретно вы занимаетесь?
- О, у меня много дел! Обычно я общаюсь с разного рода политическими деятелями, чьи решения, скажем так, не всегда оказываются удачными. Чтобы этих самых деятелей не обвиняли, находят …
- Козла Отпущения! – подсказал Иванов.
- …Все верно! – не смутился Вольдемар. – И я, соответственно, беру всю вину на себя. В моем послужном списке Опричнина, Смутное Время, кровопролитная война между племенами тумба-юмба и юмба-тумба, закончившаяся полным истреблением последних, ну и так далее. Я многое забыл. Так что, как видите, у меня очень насыщенный график.
- Вам, наверное, трудно живется! – посочувствовал Иванов.
- Я привык! – отмахнулся козел, а после паузы добавил. – И, кстати, почему мы сидим, как дошкольники в полдник, и пьем чай? Предлагаю выпить водки. За знакомство.
- Я не пью! – запротестовал Петр Алексеевич.
- Теперь пьете! – возразил Козел Отпущения.  – Да, и предлагаю угоститься чудесной сигарой «Герцеговина Флор». Не поверите, у кого я ее стащил!
- Я не курю, - пробормотал Петр Алексеевич, понимая, что сопротивление бесполезно.
- Теперь курите! – отфутболил Вольдемар, доставая из кармана сигару.
Впрочем, секунду спустя внимание обоих привлек странный объект, медленно пролетавший под потолком. Это было небольших размеров нечто, состоявшее из переплетенных между собой нитей, при ближайшем рассмотрении оказавшихся … тоненькими ленточками лапши! Субстанция полетала-полетала, да и зависла сбоку от люстры.
- Кажется, я окончательно сошел с ума!- обреченно вздохнул Петр Алексеевич.  – Иначе как еще можно объяснить, что я знаю, как называется эта крокозябра!
- Это вы про тот моток лапши? – усмехнулся Вольдемар. – Не переживайте, это вполне безобидная формация.
- И называется она Летающим Макаронным Монстром?! – полуутвердительно, полувопросительно произнес Петр Алексеевич. – О Боги, моя жизнь прошла не зря! Я видел Летающего Макаронного Монстра! Я впечатлен!
- То есть все остальное вас не удивило? – съехидничал Вольдемар.
Он помахал рукой официанту, и тот возник перед их столиком в мгновение ока. Надо сказать, обслуживание в кафе «У черта на куличках» было на высоте.
- Дружище Леший! – воскликнул Вольдемар, обращаясь к официанту, старичку с длинной, до самого пола, седой бородой. – Принеси нам два графина водки. И побыстрее! И на закуску что-нибудь … эдакое!
- Слушаюсь! – пробасил Леший и тут же испарился.
- Предлагаю вернуться к насущному вопросу! – тоном начальника заявил Вольдемар. – Хотите ли вы, дражайший Петр Алексеевич, работать на меня? Жалованье высокое, условия работы приемлемые. Социальный пакет опять же. Соглашайтесь!
- А требования какие? – робко осведомился Иванов.
В этот момент перед ними поставили графин с водкой, тарелку отборной селедки, нарезанной маленькими кусочками, и миску вареной картошки, которая аппетитно дымилась.
- Требования обыкновенно какие, - уклончиво ответил Вольдемар, моментально опрокинув в себя стопку водки. – Высокие у нас требования. Иностранные языки знаете?
- Немецкий в школе учил! – неуверенно ответил Иванов.
Он не решался выпить, а все держал стопку в дрожащей руке.
- О! Замечательно! У меня как раз на следующей неделе переговоры с Бисмарком. Скажите что-нибудь.
- Э… - замялся Петр Алексеевич, напрягая извилины – Дарф их мих фор…фор…1
Тут Иванов замолк, поняв, что не в состоянии закончить фразу.
- Н-да, к Бисмарку пока рано! – резюмировал Вольдемар. – Тогда, может, английский?
- Ландон из зе кэпитал оф Грейт Британ! – уверенно отчеканил Петр Алексеевич и снова замолк.
Он всю свою жизнь рассказывал детям, как решаются квадратные уравнения, и его совсем не волновали достопримечательности Лондона.
- Ладно, что-нибудь придумаем! – вздохнул Вольдемар, очевидно, впечатленный языковыми познаниями Иванова.  – Скажите честно, вы бы хотели со мной работать?
В этот момент Иванов наконец-то созрел для того, чтобы выпить водки. Он разом влил в себя содержимое стопки, отчего в горле возникла народная революция, закашлялся и потянулся за селедкой, чтобы закусить возникшее безобразие.
- Я не знаю! – сипло сообщил Петр Алексеевич.  – Я всю жизнь преподавал математику детям. А вы предлагаете совсем другую деятельность. Я в замешательстве.
Иванов в очередной раз оглядел полутемное помещение. Все эти персонажи городского фольклора, такие как Екарный Бабай, Дед Пихто, Баба-Яга, битый час уплетавшая курицу, Леший, - они были своими в этой тусовке, сам же Иванов казался абсолютно чужим. Он всю жизнь был обычным, а теперь вдруг почувствовал себя странным! А ведь, в самом деле, в этом «Кафе у черта на куличках» был один-единственный нормальный человек – и это он, Пётр Алексеевич! Вот только ему расхотелось быть нормальным. Или это подействовал алкоголь?
- Я подумаю, - прожевав кусок селедки, ответил Иванов.
Продолжение следует…

1 Иванов пытается вспомнить простейшую фразу на немецком: «Разрешите представиться», «Darf ich mich vorstellen?» Как видите, он у нас тот еще полиглот!


Продолжение истории об учителе математики и странном незнакомце в цилиндре, более известном как Козел Отпущения. В этой главе герой получает предложение, от которого ну невозможно отказаться! А еще читатель сможет полюбоваться увлекательной трапезой Эников-Бэников, и насладится полетом настоящего Макаронного Монстра!