Русгидра не унимается, обвиняя всех в гибели рыбы

Владимир Лагутов
Ничему доброму ихорошему жизнь не учит наши гидры и олигархию, пожирающих на глазах у всех природу и рыбный мир. Взято из книги Е.Бурдина «Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России».

ОБ ОЧЕРЕДНОЙ ПОПЫТКЕ НАВЕСТИ ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ, ПЛОТИНЫ НЕ ВИНОВАТЫ!?

Волжские ГЭС и рыба. Причины кризиса рыболовства в Волжско-Каспийском бассейне http://rushydro.livejournal.com/252101.html
 
    saiga20k пишет в rushydro  19 марта, 2012

    Строительство Волжско-Камского каскада часто преподносится как основная причина резкого падения численности и уловов ценных проходных рыб, обитающих в Каспийском море, в первую очередь осетровых. На первый взгляд, все очевидно – вот плотина, которая мешает рыбе пройти на нерест, она-то во всем и виновата. Но все ли так просто на самом деле? Я уже как-то писал об этом (тут и тут); посмотрим на данную проблему еще раз и с несколько иной стороны.

    Как известно, Волга в створе Волжской ГЭС была перекрыта в 1958 году. Учитывая тот факт, что половозрелости осетровые достигают в возрасте 9-17 лет, то с начала 1970-х годов следовало ожидать сначала постепенного, а затем все усиливающегося падения уловов, а к началу 1980-х – их катастрофического снижения, ибо старые производители отловлены, а новым взяться неоткуда. Однако, статистика рисует куда более интересную картину:
    Взято из книги Е.Бурдина «Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России».

    Еще одну, более детализированную статистику можно посмотреть тут. Добавлю, что с 2005 года лов осетровых полностью запрещен.
    Занятно, не так ли? Максимум вылова был достигнут в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Плотины уже 20-30 лет стоят, а уловы только растут. И вдруг, в начале 1990-х, резкое снижение.

    Как это объяснить? Довольно просто.
    Во-первых, плотины отрезали не все нерестилища. Осталось довольно много нерестилищ на Нижней Волге, которые активно использует севрюга, и в меньшей степени русский осетр.
    Во-вторых, были построены рыбоводные заводы, которые ежегодно выпускали и выпускают сотни миллионов мальков, компенсируя потерю естественных нерестилищ.
    Посмотрим с еще одной стороны. Вторая по значению осетровая река, после Волги – Урал. Она не зарегулирована, осетрам идти на нерест плотины не мешают (есть Ириклинская плотина, но она расположена в верховьях, выше нерестилищ осетровых). На Урале традиционно очень много нерестилось и добывалось севрюги, больше чем в Волге, например в 1970-х годах из 10-13 тыс.тонн вылова этой рыбы на Урал приходилось 7-9,9 тыс.тонн. Т.е. в отсутствии зловредных плотин Урал вроде-бы должен кишеть осетровыми; однако, реальная картина печальна – на данный момент, в Урал заходит лишь несколько десятков тысяч осетровых (а когда-то заходило более миллиона), их лов запрещен.

       Получается, главная проблема не в плотинах. Безусловно, определенную негативную роль они сыграли и играют, но современная печальная ситуация с осетровыми объясняется не их влиянием. Почему же в 1990-х произошло катастрофическое снижение уловов, а осетры попали в Красную книгу?

      Причина первая. Браконьерство.
    С начала 1990-х резко ослабел контроль над браконьерским выловом, который приобрел огромный размах. Эта причина признается всеми как основная, подорвавшая естественное воспроизводство осетровых. Рассказывать об этом можно очень долго, но особого смысла в этом нет – это общеизвестная банальность. Вот лишь самый типичный пример – радостное сообщение о том, что в 2011 году осетры впервые за 10 лет (!) смогли подняться к нерестилищам на Урале. Однако, браконьерский вылов не влияет на воспроизводство осетровых рыбзаводами. Тут играют другие факторы.

    Причина вторая. Загрязнение.
    Масштабы загрязнения Волги и других рек Каспийского бассейна сбросами огромны. В результате, в конце 1980-х концентрация в воде некоторых загрязнителей (в первую очередь, органических) составляла десятки ПДК. Тогда же у осетровых было зафиксировано массовое заболевание миопатией (расслоением мышц), ранее не фиксировавшееся. В конце 1980-х годов миопатией было поражено 100% осетров, 70% севрюги и 30% белуги, заходящих на нерест в Волгу. У этих рыб мышечная ткань разрушается вплоть до полного распада волокон. Такая рыба имеет пониженную жизнеспособность, плохо размножается, да и есть ее не особо приятно. Причина явления – политоксикоз, т.е. комплексное отравление вследствие загрязнения.  В последнее время, в связи с определенным снижением загрязнения (в частности из-за уменьшения масштабов применения в сельском хозяйстве пестицидов), ситуация несколько улучшилась, но заболевание продолжает фиксироваться.

       Причина третья. Виды-вселенцы.
    С 1920-х годов в Каспийское море разными путями стали попадать несвойственные ему виды. Кого-то акклиматизировали намеренно, кого-то притащили случайно, кто-то пролез сам через Волго-Донской канал. Последствия оказались печальны.
    В 1930-х годах в Каспийское море попала из Черного диатомовая водоросль ризосоления. Ее особенность в том, что никто ее есть не хочет – это называется пищевой тупик. Т.е. биомассу она создает, потом отмирает и уходит в донные отложения. Пользы – ноль, а вред огромен – она во многом вытеснила из фитопланктона другие виды, которыми питался зоопланктон, а его ели кильки и сельди, которых в свою очередь употребляла белуга. Обошлась эта водоросль до 3 млн.тонн килек ежегодно, что нанесло первый удар по белуге.
    В конце 1950-х в Каспий проник небольшой крабик Rhithropanopeus harrisii. Сейчас он съедает до пятой части продукции донной экосистемы Северного Каспия. При этом, крабик закапывается в грунт на глубину до метра, и для осетровых малодоступен. Аналогичный пищевой тупик представляют собой два вида усоногих раков-балянусов, также вселившихся в Каспий.
    Но настоящей трагедией стало появление в Каспии гребневика мнемиопсиса. Это мелкий (размером в от нескольких мм до нескольких см) желеобразный организм, напоминающий медузу. Питается зоопланктоном, икрой и мальками рыб, причем делает это очень активно. Его же самого никто, кроме другого гребневика – бероэ, не ест. В 1980-х годах мнемиопсис проник с балластными водами танкеров в Черное море от берегов Америки, а в Каспии он появился в 1999 году и устроил экологическую катастрофу, съев большую часть зоопланктона.
    В начале 2001 года в Каспии погибла большая часть популяции кильки (несколько сотен тысяч тонн) – банально от голода, а ведь именно килька составляла основу рациона белуги. Практически потеряли промысловое значение сельди. Страдают и находящиеся на вершине пищевой пирамиды осетровые. Перспективы крайне печальны – так, в Азовском море мнемиопсис замкнул на себя 98% (!!!) всех энергетических потоков биоценоза. И если в Черном море в итоге прижился регулирующий численность мнемиопсиса гребневик бероэ, то попытки вселить его в Каспий оказались безуспешны.
    Катастрофическое сокращение запасов килек отрицательно сказалось не только на белуге, но и на тюлене.

    Увы, можно констатировать – биоресурсный потенциал Каспийского моря безвозвратно утрачен, а его экосистема сильно деформирована, и не по вине плотин. Даже если удастся ликвидировать браконьерство и очистить стоки, останется проблема вселенцев – «пищевых тупиков», которая не позволит осетровым достигнуть былой численности – просто по причине резко уменьшившейся кормовой базы.


 КОММЕНТАРИИ ТОЖЕ ПОУЧИТЕЛЬНЫ, ТАК КАК УЧАТ УМЕЮЩИХ ЧИТАТЬ

denisafanasiev
2012-03-19 15:20 (UTC)
А Вы проблему осетров пытаетесь переложить на любые причины, кроме плотин. Как и цветение воды.

perepertoz
не плотины - а каналы. Пять морей соединили, неудивительно, что и экосистемы тоже соединились...
Эта проблема не только у каспия : http://maritime-zone.com/articles/ballastnye/

saiga20k
Вообще, меня всегда удивляет Ваша привычка "антропоморфизировать" природные процессы. Это странно и ненаучно. По сути же, плотины безусловно оказали негативное влияние на нерест осетровых. Это авторами проекта осознавалось, на это пошли осмысленно и для компенсации вреда было предусмотрено строительство рыбзаводов. Как показала статистика уловов, ущерб был этими рыбзаводами компенсирован. Катастрофическое же снижение численности и уловов осетровых с начала 1990-х связано с совершенно другими процессами, не имеющими к плотинам отношения.

rivershkiper
только как раз плотины именно в меньшей степени повлияли на осетровых как бы это обидно не звучало. Да и не известно как бы их отсутствие повлияло на волжское судоходство и саму реку.

saiga20k
Известно. На верхней Волге судоходства скорее всего вообще не было бы, как его нет сейчас на Оке. На средней и нижней Волге было бы хилое судоходство местного значения на мелкосидящих судах. Сама река вымерла бы от сбросов, которые сейчас отстаиваются, очищаются и разбавляются в водохранилищах.

mendicante
Кстати не стоит забывать, что строительство как каскада ГЭС так и системы каналов, позволило обеспечить Москву достаточным количеством воды и сохранить судоходные глубины. А ущерб будет всегда, стоит человеку начать влезать в экосистему. Как например освоение рек Сибири, если бы не было своевременно принято решение о начале строительства Братской ГЭС, то врядли мы сейчас имели такие сильные позиции в алюминиевой промышленности.

Владимир Зедон
   Хрень полная. Естественно, что плотины на Волге всех проходных перебили. Коэффициент эффективности рыбопропускных сооружений на Волгоградском гидроузле составляет 0,44%, как максимум возможный. Это означает, что только каждый из 200 мигрантов может оказаться в верхнем бьефе. Это означает, что если полагать на веру слова рыбников что к Волгоградской плотине ежегодно подходил миллион осетров, то выше его может оказаться ровно в двести раз менее число осетров, т.е. 5 тысяч. Но на Саратовском гидроузле уже дудки полные - ничего нет, десяток-другой голов в лучшие годы. А так как вода стоячая на всем перегоне от Волгограда до Саратова, то никаких нерестилищ там нет духом. Все что могло нереститься должно бы довольствоваться нижним бьефом под Волгоградской ГЭС. И если резко упали уловы, стало быть, нету нереста и там.
   Надежды на то, что рыбзаводы что-то там заменят и что-то там спасут вообще не от мира сего. За полвека их эксплуатации ни один малек, выпущенный с них в море, из него не вернулся в реку. И не только на Волге, но и на Дону, Кубани, и на Урале. Именно они и являются со своим якобы научным ловом теми самыми неизвестными браконьрерами, которые всю рыбу и погубили. Если не верите, то посмотрите соотношение научного и промышленного лова в последние годы перед Миллениумом - из 300 тонн согласованных по Каспию на долю РФ, 200 тонн "научных" на рыбзаводы и 100 тонн промысловых.

saiga20k
   Конечно-конечно. А кто же тогда перебил осетровых на Урале, где первая плотина - в верхнем течении, выше основных нерестилищ? Если нет промыслового возврата с рыбзаводов, то почему до конца 1980-х, т.е. в течение 30 лет после строительства Волжской ГЭС, уловы осетровых не только не падали, а росли и к начале 1980-х достигли максимальных значений за весь советский период?

О нерациональной политике Минрыбхоза
Владимир Зедон
   Все те же служители Минрыбхоза по своей же дурости и перебили все живое.
Помимо плотин второе место в рейтинге убийц рыбного мира числится Минрыбхоз, который в результате своей преступной политики в назначении ОДУ и рыбных квот при организации соцсоревнований выбил все промысловое стадо. То они разрешали ловить только в море, то с целью увеличения выхода икры черной прямо в реках во время хода на нерест, то перегораживали сетями устья рек во время нерестового хода. Как на Дону, Печоре, Оби и т.д. А Урал, это даже не Волга.
   О доминирующей роли плотин в экоциде рыбы есть ключевая книга по докладу В.В.Лагутова "Механизмы уничтожения рыбных запасов Юга России и путь их спасения" 1989 года. После нее сами рыбники уже не спорили о причинах, а искали стрелочников в виде браконьеров на сопредельных территориях.
В этой же работе показаны и графики уловов, рыбных запасов, выпуска молоди с рыбзаводов и коэффициенте изьятия популяции. Вот когда весь промысловый запас естественного происхождения в результате соцревнований был изъят, то выяснилось, что от рыбзаводов ничего нет. Вот потому и нельзя было сжирать все стадо разом, это как теперь со скотоводством - кормить нечем было, все сожрали, а теперь мясо покупают по всем странам. Просто, идиоты. Планида такая.
    Почему уловы упали не сразу после запуска плотин? Если бы Вы были специалистом в этой области экологии, гидротехники или ихтиологии, то понимали бы, что осетровые, как люди долгоживущий вид и его цикл до половозрелости 15-17 лет. Т.е. после Волгоградской ГЭС можно было Минрыбхозу резвиться лет двадцать, после чего осетровое стало волжское было выбито, но было еще уральское стадо, где не было плотин, а его тоже убивали без меры. Ну и часть осетровых нерестилась уже вынужденно в нижнем бьефе Волгоградской плотины. Вскорости перебили и эту популяцию. А потом все кончилось у идиотов. И ведь никого из них не привлекли до сих пор по статье экоцид. И ведь они то не все идиоты, некоторые понимали что творили. А вот с какой целью они уничтожили стратегические рыбные запасы страны, думайте сами... граждане-товарищи сайгаки из Русгидры.

Re: О нерациональной политике Минрыбхоза
saiga20k
Ну т.е. де-факто вы утверждаете, что осетровые были бы выбиты переловом в любом случае, что с плотинами, что нет, как и произошло с уральским стадом?
   И да, Волга была перекрыта в 1958 году. Исходя из цикла воспроизводства, волжское стадо должно было закончится этак к 1975 году. Уральское стадо гораздо меньше волжского и радикально ситуацию не изменило бы. При этом пик уловов - это 1981 год, а катастрофическое падение уловов началось в 1990-х. Что-то у вас цифры не сходятся.
   Ну и да, Лагутов не имеет ни профильного образования в сфере ихтиологии, и авторитетным источником по теме не является. У специалистов несколько инон мнение по этому вопросу -
Владимир Зедон
   У ихтиологов свое мнение и им виднее задними числами причины исчезновения рыбы. У Лагутова, как специалиста в рыбохозяйтсвенной гидротехнике и экологии, катастрофа с рыбой была предсказана еще в 1970-1980-х годах в его посланиях еще в ЦК КПСС. И все его предсказания подтвердилось по срокам.
   Если ихтиологи есть такие умные, то отчего они не могут полвека выращивать полноценного, с хомингом и без имбридинга, молодь осетровых? Если на Волге, где есть последние нерестилища под Волгоградом, помимо, плотин сыграл фактор с миопатией, что согласовывается с тотальным уничтожением осетровых, то на Дону ихтиологи с маниакальной озадаченностью и незнанием самого механизма уже таскают рыбзаводы со взморья в устье, с устья к Кочетовске, но воз и ныне там. На Дону и Кубани, а также на Тереке именно плотины погубили все проходные виды.
     А рыбзаводы ныне это всего лишь кампания прикрытия ведомственных преступлений и воровства выделяемых средств на рыбу. Ни одной научной работы по реальной эффективности рыбзаводов нет, также как и ни одного искусственника, дошедшего из моря до нерестилищ. Прочтите упомянутую работу, там все сказано и поименно. Особенно в отношении первых лиц пяти ведомств, которые в 1980-е годы пытались получить трижды Государственную премию за абсолютно не работающие на пересадку рыбы рыбопропускные шлюзы на Волге, Дону и Кубани.