На пути к диалогу

Елена Тимошенко-Седьмая
Как воспитывать ребенка? Этот вопрос, задают многие родители.
-Мне проще его ударить, чем разговаривать, так быстрее дойдет. – Призналась одна родительница. На счёт дойдет, вряд ли, а вот ребёнок на всю жизнь затаит обиду, злость, недоверие, и будет помнить, ваш скоропалительный поступок. Сейчас многие страны выступают в защиту ребенка, в школах проводят анкетирование на выявление жестокого обращения и наказание в семье. В детском саду ежедневно малышей осматривает медсестра на наличие побоев, ссадин и гематом. Но родителей, привыкших «жить по-старинке», это мало останавливает. Да, я согласна, на Руси били розгами, даже М.Ломоносов не избежал этой участи и не стал исключением. И это считалась единственная правильная мера наказания. Но таким образом, мы сокрушаем в человеке все самое лучшее, светлое, он уже не будет вам доверять и любить, как прежде. Вы осознанно делаете из него раба, принижая, как скотину, убивая в нем личность. Родители, сами того не понимая, воздвигают стену отчужденности и непонимания между собой и ребенком. Зачастую ошибкой родителей становиться оценивание ребенка, сравнивая с самим собой: «В твоём возрасте Я не был таким», «Да я в твои годы…» и идет перечисление.
Нужно учитывать тот момент, что было другое время: военный годы, или советский период, всё это накладывало другие обязательства и систему ценностных ориентаций и ожиданий. Да, в Военный период, 12 летний подросток шел и партизанил в лесах. Сейчас подростка этого же возраста мама провожает ежедневно в школу, опасаясь за его жизнь, от педофилов, маньяков и др. Ушло спокойное время, на дворе 21 век, где торгуют наркотиками, процветают сектанты, экстремизм и террористические группировки набирают силу. У ребенка остается 2 выхода, - компьютерная жизнь и зависимость, - куда чаще всего и уходит подросток, или же наоборот - улица и вседозволенность.
А теперь, поставьте себя на место ребенка, вы приходите на работу, и начальник вас бьет. Не каждый, и крик то спокойно может перенести, хватаясь за сердце. Поэтому, когда меня спрашивают, бить ребенка или нет, я даю один единственный ответ – побейте себя. И лучше – головой об стену. Ума не прибавит, но дурь, однозначно, выбьет. И давно известная всем поговорка «Бьёт, значит, любит», давно уже имеет совершенно другой смысл.
До недавнего времени большинство международных документов о правах человека истолковывались настолько узко, что их нельзя было приспособить к проблеме, насилия в семье. Но за последние годы активисты – правозащитники отстояли, а международные органы признали более широкую интерпретацию правозащитных документов и норм.
Организацией Объединенных наций была принята Конвенция по правам ребенка.
Это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает равную степень их важности. Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании». Сегодня я хочу рассмотреть некоторые статьи и законы.
Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6); защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Закон РФ "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства" (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника" (ст. 56).
Закон РФ "О защите прав детей" гласит: – "жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены" (ст. 14). С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации. В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение». В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи). Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев.  Так на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55); – на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд (ст. 56); Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них следует отметить Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей".
Законодательно закреплено усиление ответственности родителей за детей. Так, Гражданским кодексом РФ (во II части введена с 1. 03. 96 г.) согласно ст. 1075 на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним детям в течение 3-х лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причины вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136); за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157). О том, как работает уголовный кодекс, я убедилась лично, в следственном комитете отдела по делам несовершеннолетних, присутствуя на допросе с подростком. И если родитель, либо другой член семьи тешит себя мыслью, что о противоправном действии, совершенном в отношении ребенка никто не узнает, то он сильно ошибается!
Применение физического насилия к ребенку, унижение достоинств, грубые замечания, все это способствуют проявлению и приобретению таких качеств в ребенке, как озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.
Научиться понимать своего ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку, дано далеко не каждому родителю. Так, американский психолог Генри Чепмен в книге «Пять языков любви» справедливо уточняет: человек нуждается в том, чтобы его любили, и любили «на его языке». Г.Чепмен описывает пять основных языков – слова поощрения, время, помощь, подарки, прикосновения. Все чаще медики говорят, что любая болезнь ребенка – это нехватка родительской любви. Маньяки, серийные убийцы, те, кто недополучил родительской ласки и внимания. Неосознанные мотивы преступлений, закрепляются в механизме поведения из детства.
Мы взрослые не умеем их слушать, узнавать каковы потребности наших детей? Думаем, что все знаем, приписывая зачастую им свои мысли, но это далеко не так. Возвращаясь к вопросу воспитания: бить или любить, скажу одно, только родительская любовь, внимание и участие, дают ребенку уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Ребенок будет спокоен и уравновешен. Он будет знать, что дом – это безопасное, надежное место, где его любят, а не где гнобят и бьют. Без страха будет встречать трудности на жизненном пути. Потому, что достоин уважения и любви! Без унижения, придирок, оскорблений и забивания в угол.
Прежде чем оценивать ребенка, оцените себя, как воспитателя! Свои поступки. Не забывайте, что для детей вы - главный пример для подражания. Мира и понимания вашей семье!
Автор:
Е. Тимошенко-Седьмая
Педагог-психолог ГБПОУ УКСИВТ