Апостолы. 1. 18. Пора!

Евгений Прохоров-Гашев
   На этот раз Ангел Господень явился Деве Марии во сне,
   Было короткое, пронзительное, все объясняющее слово: "Пора! ".. Ему пора.
   Свет набирающего силу утра слабо процеживался сквозь оконную занавесь. Ни звука в мире, только томительная, нарастающая тишина.
   И Мария, чтобы уйти от неё, поднялась с постели и, выйдя из своей женской части дома, оглянулась туда, где должен был находиться Её Сын, - только быстро, долго нельзя, иначе Он почувствует и проснется.
   Иисус безмятежно спал, - кроткий и одновременно мужественный, чуть уронив  набок голову.
   В одно мгновение Мать поняла, что Сын больше не принадлежит Ей. От этой проникающей, как нож в тело, мысли перехватило дыхание, и Она тихо скользнула за дверь.
   Невидимое из-за горы солнце позолотило снизу края лёгких перистых облаков на востоке. Постепенно в мир стали возвращаться звуки: лениво проялала собака, ей ответила другая,пропел петух. В рассеивающейся мгле по склону мелькнул уходящий из города путник, ведущий за собой осла. Вот так когда-то уходил  на заработки из Назарета в Сепфорис Иосиф. Потом он стал брать с собой подрастающего Иисуса. Работы для хорошего мастера в тогдашней столице Галилеи было достаточно, потому Святое Семейство жило безбедно, но скромно, без излишеств.
   В пятницу вечером, обязательно до захода солнца, Мария зажигала субботние свечи, произнося  благословение на зажигание свечей. Начинался главный праздник еврейского года  - Суббота, который отмечался, однако,  каждую неделю.

   Суббота для евреев - особый день, который и по сей день делится на два типа.Первый связывает Субботу с сотворением мира: после шести дней творения наступила Суббота, и Сам Творец прекратил работу. Второй тип указаний напоминает о выходе из Египта,  что превратило еврея - раба в свободного человека.. Так Суббота освобождает еврея от рабства повседневности. Особое отношение к субботе подчеркивается тем, что самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботы. К таким действиям можно отнести все связанное с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на будничные темы.
   В преддверии праздника произносится особая молитва  - киддуш, т.е. освящение Субботы над бокалом вина, совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб. Надеваются красивые одежды и создается особая атмосфера.
   Святое Семейство тоже всегда собиралось за празднично накрытым столом, ели вкусную еду и пили вино. Можно зримо представить почтительного вида старца Иосифа, прекрасную Пречистую Деву Марию и Иисуса, вначале послушного милого мальчика, потом сдержанного, серьёзного отрока и затем -  юношу, рослого, благородной осанки с мудрыми глазами.
   Во времена Храма, по крайней мере в один из трёх праздников года ( Песах, Шавуот и Суккот ) евреи совершали паломничество в Иерусалим. Чаще это делалось на Песах. Тогда в столицу Иудеи стекались до трех миллионов человек.
   Песах - еврейская Пасха. Праздник отмечает цепь событий, вследствии которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет, как одна семья - род Иакова, состоявшая из семидесяти человек, а вышли, как народ, насчитывавший шестьсот тысяч одних только боеспособных мужчин, не считая женщин, детей и стариков.

   Целью евреев старшего поколения было научать своих детей мудрости Священного Писания. В Назарете тоже была своя синагога, построенная на возвышенном месте на общинные средства и на средства наиболее богатых граждан. Без всякого сомнения Иосиф Обручник, как муж добропорядочный и богобоязненный внёс в устроение религиозного учреждения немалую лепту от своих доходов.
   В помещении синагоги стояли скамьи, из которых передние отводились старейшинам и знатным. Перед скамьями - кафедра. У передней стены - шкаф, - возможно сработанный самим плотником Иосифом, и Иисус видел, как этот шкаф делался. Он назывался ковчегом, в нем хранились Священные Писания.  Молящийся народ лицом всегда был обращен к передней стене, в сторону Священного Града Иерусалим.
   В синагоге постоянно горел светильник. У двери были кружки для сбора добровольных пожертвований. Когда Иисус вырос и тоже стал зарабатывать деньги нелегким трудом плотника и, возможно, каменотеса, ибо в тех местах жилища устраивались в скалах, Он опускал в кружки и свои монеты.
   Всякая синагога имела начальника - архисинагога и его помощников - нескольких старейшин, также называемых начальниками синагоги. Это они потом, когда Иисус придет проповедовать в родной город, прикажут назаретянам схватить Его и сбросить со скалы, но так как не время еще будет пострадать Христу, то не смогут совешить над ним насилие.
   Помимо начальников и переводчика слов Писания с еврейского на понятный народу язык (арамейский), были другие лица, обслуживающие синагогу: поверенный, или посланник общины " шалиах цибур", который читал молитвы во время богослужения и вместе с тем исполнял обязанности секретаря. Затем были диаконы, т.е. собирающие пожертвования и, наконец, сторож или служитель, обязанностью которого было подавать книги из ковчега, содержать в чистоте помещение, приводить исполнение наказаний и т.д.
   А еще там были, так называемые, " батланим " - свободные люди, человек десять, которые всегда должны были приходить на богослужение для того, чтобы в синагоге было достаточное для открытия собрания число присуствующих. Это были и люди со средствами, которые имели свободное время и нанятые за плату члены общины.
   В качестве духовного суда синагога имела власть отлучать и наказывать преступников. В прошлом яростный фарисей Савл, а впоследствии апостол Павел,  признавался, что часто по его "наводке"  в синагогах били и мучили последователей Иисуса.
   Богослужения в синагогах совершались три раза в неделю, именно по субботам, понедельникам и четвергам. Во время собрания мужчины были отделены от женщин низкой перегородкой или решеткой.
   К богослужению относились молитва, пение, чтение Библии с толкованием, совершались обрезания и установленные законом омовения. Жертвоприношения в синагогах никогда не совершались. Молитвы и песни были взяты преимущественно из Псалтиря, самой древней из богослужебных книг.
   Присутствующие, среди которых обязательно было и Святое Семейство, во всем и всегда соблюдавшее религиозные правила, - Иосиф, Дева Мария и Иисус, нареченный потом Христом, а здесь ничем не выдававший себя,- выслушивали молитву стоя и отвечали громким "аминь".
   После молитв следовало чтение из Библии, сперва Закона (параша), затем пророков (хафтара). Каждому Иудею можно было выступать для молитвы, чтения и проповеди. Юноши это делали с двеннадцати лет, - вспомним беседу отрока Иисуса с мудрецами в Иерусалимском храме. В синагоге Назарета Он, тоже , вероятно, что-то  "комментировал" из Писания, но не более того, ведь учительствовать разрешалось еврейским Законом только с тридцати лет.
   От синагог отличались, так называемые, "молитвенные дома", которые всегда были вне города, поблизости от проточной воды, так как евреи имели обыкновение совершать омовение перед молитвой. Иисус после пыльной работы с деревом и камнем делал это, наверное, с большим удовольствием.

   В преданиях гностиков маленький Иисус творит чудеса, мягко говоря, "не приличные"для  Богочеловека, умерщвляя и оживляя  птичек, а то и своих сверстников отроков. Но вспомним из достоверного источника - Нового Завета; Господь свое первое чудо совершил только в Кане Галилейской, превратив на свадьбе воду в вино, да и то с неохотой, лишь по просьбе Матери, объясняя свое нежелание делать это тем, что, якобы, не пришло Его время, - может быть, Ему тогда еще небыло тридцати, или едва исполнилось. Это значит, что до Своего Служения Иисус не выдавал Себя, что Он - Христос, жил обыкновенной человеческой жизнью, придерживая до Времени в Себе Силу и Знания, даденные Ему напрямую Самим Отцом Небесным. И небыло Ему надобности обучаться каким-то чудесным трюкам и фокусам в Египте или в Гималаях, как сегодня утверждают некоторые  "исследователи"  земной жизни нашего Господа.
   И не надо выдавать за факты попросту выдумки, пусть даже некоторые из них и "тянут" на церковные предания, но ни коим образом не поддержаны Священным Писанием. И этот мой литературный труд в некоторых местах является всего лишь фантазиями, попытками зримо воссоздать те или иные картины прошлого.

   В Священном Писании также нет словесного внешнего портрета Иисуса Христа. Все четыре евангелиста представляют нам аллегорические образы, с которыми ассоциируется Его личность.
На православных иконах вокруг трона, на котором во Славе Своей пребывает Господь наш Иисус Христос, на заднем плане изображаются четыре крылатых существа "животного" происхождения: человек - ангел, лев, телец, орел. Присуствуют они  и на иконах самих евангелистов, у каждого свой образ, - помешанные на знаках зодиака думают, что это они и есть.
  Четыре апостола в своих евангелиях ( потому и евангелий четыре, а не одно) расскрывают нам образ Спасителя таким, каким они хотят нам Его представить.
   Апостол Матфей,бывший сборщик податей,в итоге бросивший это прибыльное,но ведущее к погибели души дело и последовавший за Христом, описывает нам Его больше,как Человека ,Единственно Безгрешного ( включая и мысли ) . Бог воплотился в человека,для того,чтобы человек стал Богом,дабы показать нам путь к нашему спасению,преодолеть нашу,в свое время,падшую натуру,возвыситься над своими страстями,вспомнить,что Бог сотворил нас,как высшие существа,подобные Себе. Потому на иконах евангелиста Матфея и в одном уголке у трона Спасителя изображается крылатый Человек-Ангел.
   Марк не входил в число двеннадцати учеников Иисуса, он от семидесяти апостолов,но писал свое евангелие со слов учителя апостола Петра.Это его Христос назвал камнем,на котором Он создаст Свою Церковь.В глазах Петра Иисус- не только Сын Божий, но и Царь.
   Петр простой рыбак, пожалуй, самый эмоциональный и горячий сердцем из всех учеников.У него было желание здесь и сейчас, уже на земле, создать Царство Христово, поэтому он еще на горе Фавор, во время Преображения Господа предлагал поставить три кущи - три жилища для Иисуса, Илии и Моисея.
И Марк пишет евангелие со слов своего учителя, рисуя образ могущественного Царя, Коим Он на самом деле и является, только Небесным. Потому-то и Лев - царь природы на иконах у Марка и у трона Спасителя.
   Евангелист Лука - тоже апостол от семидесяти. Был врачом, обладал, как теперь знаем, литературным (написание евангелия) и художественным (написание икон) талантами. Сподвижник апостола Павла. После мученической кончины своего учителя (Павлу отсекли мечом голову в Риме) с проповедью прошел Ахайю,Ливию,Египет и Фиваду. В греческом городе Фивы тоже принял мученическую смерть, - был повешен на дереве в возрасте 84 лет.
   Что мог сообщить евангелисту Луке об Иисусе апостол Павел, который при Его земной жизни не общался с Ним, но удостоился чести быть принятым в апостолы Самим Христом уже по Воскресении Его?
   Павел в прошлом, по его же словам, «фарисей из фарисеев» Савл, яростный гонитель и мучитель христиан милостью Господа был прощен и призван в апостолы во утверждение торжества христианства над невежеством и лицемерием устаревшей религиозной доктрины иудеев.
   Павел, как бывший палач и гонитель христиан, видел в Иисусе Великую Искупительную Жертву. Христос Самолично сделался Ею, чтобы вымолить прощение наших грехов у Бога Отца, ведя нас за Собою, как Пастырь,в Жизнь Вечную.
   Поэтому жертвенный Телец и изображается на иконах евангелиста Луки и за троном Спасителя, как третья сторона личности Христа.
   И, наконец, евангелие от Иоанна - гимн Господу нашему Иисусу Христу. В нем Он - Бог!
   Иоанн один из двеннадцати ближайших учеников, кто не принял мученическую смерть. На вопрос Петра, указывающего на юношу Иоанна, всеми любимого: а что с ним будет? он тоже удостоится чести пострадать? Спаситель дал понять, что участь его будет другой: « Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?»
   И пронеслась молва между братьями, что Иоанн не умрет. В преклонном возрасте святой Иоанн удостоится Откровения, в нем он воочию узрел Христа, как Бога, преобразующего мир, как Судью, увидел Второе Его пришествие, во времени.
   Сам же Иоанн ,по своему требованию, был зарыт заживо учениками в землю, но когда те, нарушив волю учителя, вскоре отрыли могилу, то не нашли его там. Поэтому существует мнение, что он был взят живым на небо, как Енох и Илия и явится с ними во времена антихриста, и будет убит, как они, иудеями за проповедь об Иисусе Христе.
   Итак, четвертый образ, в который облек апостол Иоанн Иисуса Христа это - Бог. На иконах символ Орла.

   И все таки, как выглядел Иисус внешне? Каким видели Его тысячи людей в течении земной Его жизни?
   На Туринской плащанице - этом чудесном «фотонегативе», на котором немыслимым образом отпечаталось тело Иисуса, прошедшего истязания и погребенного, мы видим рослую фигуру мужчины, при жизни физически сильного.
   Иосиф Обручник по Преданию умер в возрасте 110 лет, вокурат перед тем, как Иисус стал учить, а поначалу они работали вместе плотниками. Потом земной отец Иосиф скончался, и сын трудился, что называется, за двоих, или уже оставил работу, т.к. пришла пора выйти к людям с Учением.
   И Отец Небесный не обидел Своего Сына статью от рождения. Не только физически хорошо был сложен будущий Влыдыка Мира, но и ликом вышел на славу.
   Авторитетный церковный историк Никифор Каллист, живший и писавший в 1 4 веке, тщательно собиравший и изучавший произведения своих предшественников, в своей «Церковной истории» так описывает внешность Спасителя: « Вот изображение Господа нашего Иисуса Христа, сколько мы узнали от древних и какое можно только сделать в описании, всегда несовершенном.
   Лицо Его отличалось красотой и выразительностью. Волосы русые, не слишком густые и слегка волнистые, брови черные, но не совсем круглые. Смугловатые и живые глаза неизъяснимо приятны. Нос был у него продолговатый, борода русая и довольно короткая, но волосы на голове носил Он длинные. Иисус Христос никогда не стригся: ничья рука не касалась головы Его, кроме руки Матери, и то только тогда, когда Он был еще Младенцем.
   Голову держал Он несколько наклонно, и от этого рост Его казался не так высок. Цвет лица Его был почти пшеничный, когда пшеница начинает поспевать. Лицо было ни кругло, ни продолговато. Он много походил на Свою Мать, особенно нижнею частью лица и был нежно румян.
   Вид Его выражал важность, мудрость, кротость и милосердие. Наконец, Он во всем походил на Божественную и Непорочную Свою Матерь ».
   Прекрасный портрет не только Господа нашего, но и Его Пречистой Матери, Девы Марии!

   И еще одно, довольно схожее, описание Иисуса Христа в послании Публия Лентула, который был назван проконсулом Иудейским при царе Ироде. Этот текст стал известен в 14 или 15 столетиях: « В настоящее время явился у нас и теперь еще жив человек весьма добродетельный, по имени Иисус Христос. Народ называет Его великим Пророком, а ученики Его - Сыном Божиим.
   Он воскрешает мертвых и исцеляет всякие болезни и недуги. Он высок и строен, вид Его важен и выразителен, так , что глядя на Него, нельзя не любить и вместе не бояться Его.    Волосы на голове отлива виноградного, до ушей без блеска и гладки, от ушей до плеч идут светлыми волнами и спускаются ниже плеч; на голове разделяются на две стороны, по обычаю назореев. Лицо гладкое и чистое, на всем лице нет никаких пятен. Щеки покрыты негустым румянцем.
   Вид благородный и приятный, нос и уста правильные. Борода довольно густая и одинакового цвета с волосами, разделяется надвое с подбородка. Глаза голубые и очень блестящие. В выговорах и укоризнах - страшен, в наставлениях и увещеваниях - ласков и любезен.
   Взгляд удивительно приятен и вместе важен. Никогда никто не видел Его смеющимся, но видели плачущим. Рост высокий, руки длинные и прямые, плечи совершенные. Речь Его ровна и важна; но Он говорит мало. Это прекраснейший из всех человеков».

   Нам не известно, кто такой проконсул Иудейский Лентул, которому приписывают это ,больше «христианское» , послание, чем отчет римского чиновника, - возможно опять плод некоего предания.
   Во время жизни Спасителя римскими прокураторами Иудеи были Колоний, Марк Амбивий, Аний Руф, Валерий Грат и, наконец, Понтий Пилат. После Понтия Пилата, осужденного в ссылку около 37 года н.э., следовал Маркел.
   Подлинное это послание или нет, в нашем случае,не важно,главное, что описание Спасителя во многом совпадает с изображением Христа, которое приводит в своей «Церковной истории» Никифор Каллист.

   А от себя добавлю следующее: неоспоримым доказательством того, что Иисус носил прозвище Назорей, является надпись на прибитой дощечке над Его распятием, которую лично приказал изготовить римский прокуратор Понтий Пилат. Об этом свидетельствует евангелист Святой Иоанн, единственный из всех учеников, стоявший тогда вместе с Матерью Его, Девой Марией под Крестом.
   Надпись гласила: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
   Конечно, можно согласиться с тем, что прозвище Назорей Иисус получил от названия города Назарет, в котором Он, хоть и не родился, но почти все время до Своего Служения жил, только вот прозвища так просто в прошлом не давались. Это были, своего рода, характеристики людям.
   Думается, что Назореем Иисуса назвали еще в Назарете, его же сограждане, за внешность и не только...
   У иудеев, коим Иисус являлся по земному происхождению, было не принято носить длинные волосы. Даже  апостол Павел в одном своем послании напишет: « Не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это безчестие для него?».
   Исключением являлся назорей - «посвященный Богу» ( ранее этому есть подробное описание мною в одной главе ), «Чистым» назореем являлся Иоанн Креститель, был им, думается, и Иисус , с момента Благовещения Богородицы до Своего Служения, когда уже не Закон имел над Ним власть, а Он над ним, изменяя прошлые назорейские правила.
 И христиане стали , по примеру Иисуса, отращивать волосы (употребляя при этом виноградное вино,но,не как продукт питания, а как кровь Христа, во свое Спасение), чтобы было наглядно видно, что они тоже посвящают себя Богу, ибо стали новыми назореями.
   Так что с приведенным описанием внешности Иисуса Христа церковным историком Никифором Каллистом не только можно согласиться, но и должно считаться.

P.S. Нельзя не вспомнить о Спасе Нерукотворном, который по Преданию из рук самого Христа попал к царю Авгарю. Известные живописцы того времени утверждали, что писан Он был не земными красками, а был явлен на плате как-то по другому. Может быть, это было подобие нынешней Туринской плащанице?
   Сейчас Нерукотворный Образ покоится на дне моря, в одном из затонувших кораблей крестоносцев, вывозивших награбленное добро из православной Византии.
   Не потерпел Господь кощунства, не пожелал явить Свой Лик новому нарождающемуся Вавилону, каковым стала Европа,где христианство и по сей день используется, как благочестивая ширма для грабительской политики Запада.