Рафаэль. Портреты Аньоло и Маддалены Дони

Алина Алексеева-Маркезин
     ПАРНЫЕ ПОРТРЕТЫ Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль. 1506 г. Флоренция. Палаццо Питти.

       На картине изображен Аньоло Дони (1506, галерея Питти, Флоренция), богатый торговец шерстью, живший в квартале Санта Кроче (Флоренция, 1474—1539). В 1504 году Дони женился на дочери Джованни Строцци Маддалене.

        Аньоло был одним из самых понимающих и щедрых ценителей искусства во Флоренции начала XVI века: он был заказчиком Микеланджело ("Мадонна Дони", галерея Уффици, Флоренция) и Фра Бартоломео ("Святое Семейство с Иоанном Крестителем", галерея Корси-ни в Риме). Вполне вероятно, в его коллекции был "Амур-Атис" Донателло (ныне в музее Барджелло но Флоренции).

            "Пока Рафаэль был во Флоренции, Аньоло Дони, который был столь же скуп во всех прочих своих расходах, насколько он охотно, хотя и с еще большей осмотрительностью, тратился, будучи большим любителем, на произведения живописи и скульптуры, заказал ему свой портрет и портрет своей жены в той самой манере. Портреты эти можно видеть у его сына Джованни Баттисты в том прекрасном и весьма поместительном доме, который означенный Аньоло построил во Флоренции на Корсо деи Тинтори около Канто дельи Альберта" (Вазари).

          О высоком социальном положении и редкой, рафинированной культуре, можно судить прежде всего по одежде, сочетающей изысканность и элегантность материала и покроя с отсутствием какого бы то ни было бахвальства и показного великолепия.

        Портреты Аньоло и Маддалены Дони, связанные не только семейным родством тех, кто на них изображён, но и очевидной стилистической однородностью, знаменуют начало творческой зрелости Рафаэля. Эти два портрета, упоминаемые Вазари, находились поначалу в шарнирной раме и могли «открываться и закрываться», как книга. В эпоху Возрождения была очень популярна такая форма портретов-диптихов. Портрет мужчины, как правило, помещался слева, на стороне, более важной в геральдическом смысле.

       Писали, что "в его фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение жизни в самом мимолетном ощущении". Таков, к примеру, Аньоло Дони — остро реагирующий, умный и горделивый. Возвышая своего современника, Рафаэль в то же время давал ему точную психологическую характеристику.

          Жена Аньоло — Маддалена Дони на портрете (1506, галерея Питти, Флоренция) и величава, и торжественна, а самоуверенность превозмогает все. Знает она себе цену и очень хочет, чтобы и другие знали: с удовольствием демонстрирует золотую цепь с медальоном, осыпанным бриллиантами, и увесистый жемчужный подвесок. Властно поджаты губы, взгляд неумолимо-снисходителен. Тонкое нежное деревце пейзажа, возможно, намекает на присущие Маддалене изысканные чувства, но еще более оттеняет ее пышущее здоровьем тело.

           Украшение Маддалены Строцци состоит из фигурки единорога (символ целомудрия), изумруда (чудотворные свойства), рубина (сила и процветание), сапфира (чистота) и, наконец, жемчуга (девственность). Вероятно, это украшение и есть подарок Аньоло ко дню свадьбы.

       На обратной стороне портретов Дони и Маддалены Строцци сохранились два произведения неизвестного художника на мифологический сюжет: "Девкалион и Пирр" (на обороте Аньоло) и "Возрождение рода человеческого" (на обороте Маддалены)