Шифу тайцзи

Мейрам Кален-Улы
               
            


                медленное рождает быстрое...

                тайцзи


    Цао Та Юн, китаец из Шанхая,приехал в наш город поработать.Обычно он стоял на рынке.Ему приносили старые замки,он их ремонтировал и перепродавал.
Ещё вёл занятия по у-шу,тайцзицюань.В холодное время года арендовал спортзал на одном заводе.Летом тренировал под открытым небом около школы.Русский язык он не знал.У него был небольшой словарик.Я показывал на русское слово,он смотрел перевод этого слова.Остальное было ясно по жестам и мимике.Одевался он просто.Передвигался по городу летом на велосипеде.Часто я встречал его в книжных магазинах.

    Тайцзицюань он знал хорошо.
Когда я показывал ему книги с рисунками тайцзи,то он лишь улыбался,давая понять,что движения нарисованы не совсем правильно.Шифу давал нам два боевых комплекса.Перед занятием была серьёзная разминка:различные махи ногами.В конце тренировки мы делали тайцзи.Она восстанавливала наши силы.Всегда ощущалась лёгкость после серьёзной тренировки.

    Как-то раз мы стояли на остановке.Рядом на асфальте было много голубей.
Китаец поймал одного на лету,улыбнулся и отпустил.
У них в Китае голубь - деликатес.

    Однажды летом Цао Та Юна избили и он попал в больницу.Я пришёл к нему и мы часа два побеседовали на лавочке около больницы.Из его слов я понял,что к нему подошли несколько человек.Показали ему корочку ( он продемонстрировал мне это жестом ).Кто это были - я не совсем понял.То ли рекетиры,то ли ещё кто...Сопротивление он им не оказал.Общались мы нашим способом:я показывал на слово в словаре,он смотрел на перевод.Мимо нас прошли два сильно выпивших человека.Шифу посмотрел на них,покачал головой и показал мне пальцами,что у них в Китае так не ходят.Пьют только дома и то немного.

    Иногда он приходил ко мне и к моему брату в гости.Смотрел с интересом наши рисунки.Брат написал маслом его портрет и подарил ему.Когда Цао Та Юн уезжал на родину,то оставил мне несколько коробок с книгами.В основном это были альбомы по искусству...

    Через несколько лет от него пришло письмо из Шанхая.Написано оно было иероглифами на очень тонкой бумаге.Перевёл его мне один приятель,который специально ходил к Цао Та Юну на тайцзи изучать китайский язык.Цао Та Юн приглашал в гости и назвал нас своими шифу по рисунку.