В царстве Кощея

Олег Сёмкин
И началась тяжёлая, рутинная работа, не подкрепляемая деньгами, а лишь талонами для столовой. Да, ещё на эти талоны можно было купить жуткое креплёное пойло в трёхлитровой банке, «Старый замок» называлось, мы его потом в самогон научились перегонять – организм его лучше усваивал. Но, пока мы бурили шпуры, ведя проходку, отрабатывая «блоки» и выдавая «на гора» золотоносную руду, наше правительство во главе с Ельциным, успешно пропивало последние остатки золотовалютного резерва страны, выдумывая с похмелья и с подачи американских советников всё новые и новые реформы. Золото стало абсолютно нерентабельным, ввиду того, что надо было кормить людей и содержать на севере целые посёлки. Решили просто – разогнать их, а золота у нас много, потом откопаем. Но мы пока копали, бесплатно, но копали.
       В 1997 году посёлок ещё жил, вернее доживал, благодаря тем замечательным людям, которые в нём находились. Ещё работали котельные, магазины, садик, школа, даже свет был. Работали и мы в «царстве Кощея». За месяц работы я освоился с длинноносым перфоратором и уже не он меня заваливал, а большей частью я его. И случилось у нас ЧП: "запечатался"  отрабатываемый  блок с одной стороны, и в нём, после отпала шпуров, стоял дым от взрыва аммонита. Бригадир наш, Вовка, предупредил нас:
          - Станете спускаться вниз, учуете газ - сидите на полке, а мы будем с другой стороны продувать его воздухом. Всё поняли?
          - Ага,- сказали мы с казахом Колей, который был на тот момент моим учителем-сенсеем, и полезли на восстающий.
       Дымом воняло аж сверху, но у моего учителя-казаха похоже был сильный гайморит,  и он решил убедиться своими глазами - что это так там сильно пахнет и каков был объём закупорки блока. Мне сказал распутывать шланги и включить воздух, чем я и занялся. После непродолжительного отсутствия, вернулся мой наставник на шатающихся ногах и молвил:
          - Кажется, я газу хапнул, там пелена дыма стоит, - и присел у «лежачки».
          - Ей, дурень, кран открой, он около тебя находится! - ору я ему, ещё не понимая, что Коля уже без сознания, но чуя неладное. А ещё осознавая и то, что сейчас пойдёт на нас продуваемый дым.
       Подбежал я к нему, дёрнул его за фуфайку, а он «дохлый». Кругом свистит воздух, пыль. Где там услышать пульс и удары сердца. Удар по морде лица не помог. Решил приступить к реанимации – накинул ему на пасть лепесток, ударил по грудине и дыхнул. Хорошо лепесток набросил - этот чудо-сенсей сознание только потерял, но облевать он меня всё же успел малость. Я потащил его на верхний полок, видя, как идёт на нас дым. Затащил его туда кое-как и швырнул ему шланг с воздухом, а сам побежал за помощью. Это хорошо сказать «побежал»! Через блок нельзя - там дым прёт во всю, только по лестницам, а там их 8 штук по 5 метров!  Помню, на четвёртой у меня отказали ноги, и закружилась голова, похоже я тоже нюхнул дымку, а может просто надо курить бросать. Повис на руках, отдышался и пополз дальше. Спустившись к бригадиру и мастеру с той стороны, ору:
          - Вырубай воздух, там Бек загибается! - и, задыхаясь, сел возле мастера.
          - Дай закурить, - сказал я ему, но тот уже бросился через блок со всех ног к погибающему Беку.
        Бека вытащили под руки из штольни. Я шёл сам, а он всю дорогу блевал – газ-то оказался психотропным и сильно действовал на мозг. Коля и до этого-то умом особо не блистал, а тут такая оказия случилась. В медчасти его положили под капельницу, а меня дома под «литруху» - так сказали старые проходчики-взрывники:
           - Надо выпить литр самогона, кровь почистить, - сказано, сделано.
           -  А ещё можно вырвать ногти на ногах и слить плохую кровь,- добавили они, допив принесённую мной самогонку и поглядывая на опустошённую бутылку.
           - Нет, педикюр делать не дам,- решительно ответил я и пошёл за вторым литром самогона.
        Утром я был относительно здоров, чего не скажешь о моём напарнике – увезли его в Якутск на обследование, а меня стали называть его крестным. Даже жена его якутка приходила ко мне на поклон со словами благодарности:
            - На хрена ты откачивал этого алкаша?! - Вот поди, пойми этих женщин.
        Так что «царство Кощея» просто так не хотело отдавать свои сокровища. Не прошло и месяца, как случилось ещё одно ЧП со смертельным исходом, но это уже другая история.