Сказочное приключение Маши и Вани

Галина Рукосуева
               
                Знакомство с домовёнком Васей
         
 Маша и Ваня сидели на диване и читали книжку «Волшебные сказки».
 —  Как ты думаешь, Ваня, может ли произойти чудо, и мы окажемся в сказке? Ты, например, будешь король, а я королева.
 —  Я думаю, что нужно знать волшебные слова.  Или встретить волшебника.
 —  Так просто его не встретишь —  сожалея, сказала  Машенька, —  может, мы узнаем, как оказаться в сказке, дочитав книжку до конца?  Ведь они волшебные.
И они продолжили чтение. Когда последняя сказка была прочитана, они услыхали, как кто-то произнёс:
—  Ах, как жалко. Я так люблю слушать сказки.
— Это ты сказала? — спросил Ваня сестрёнку. Та смотрела на него широко раскрытыми глазами.
—— Нет, — почти шёпотом ответила девочка.
 Они осмотрели комнату. На стене, где висел хула-хуп Машеньки,
прямо на нём, сидел маленький человечек.
 - Ты кто? – спросил Ваня.
- Кто? Кто? Домовёнок я, Вася, вот кто.  Я люблю сказки. Я  даже убегал в сказки. Хочу стать волшебником. Но папа мой, Домовой – Кузя, не разрешает. Говорит, что рано ещё по сказкам бегать. Могу затеряться.
- Ты, правда,  можешь попасть в сказку? – в голос спросили Маша с Ваней.
- Конечно, могу.
- Васенька, расскажи, как нам попасть в сказку? - стали  упрашивать его дети.
-  А, как вы меня отблагодарите? -  захихикал домовёнок, раскачивая
на хула-хупе, как  на маятнике  часов.
- Хочешь конфетку?- предложила Маша
- Удивила! Я хула-хуп хочу, чтоб в сказки бегать.
- Так значит, в сказки бегать можно с помощью хула - хупа? - спросил Ваня.
Домовёнок  Вася заплакал:
- Теперь вы никогда его мне не отдадите, да?
- Не плач. Хочешь, мы все вместе сбегаем в сказку?- успокаивали
малыша  дети.
- Хочу. Давайте сейчас и отправимся, – захлопав  в маленькие ладошки, развеселился Вася.
- А это надолго? А то мама будет беспокоиться,- спросил Ваня.
- Время сказочное, и в настоящей жизни никто и не заметит, - успокоил домовёнок.
               
                Путешествие в сказку

Делайте как я, - и Вася шагнул в круг, приговаривая:

                Встаньте Ваня с Машей в круг,
                Мы раскрутим хула-хуп.
                По раскрученной дорожке
                Уведут  нас в сказку ножки.
                Эне - бене, крепс – пекс - тес,
                Покатились через лес.
                За моря за океаны
                Прямо  в сказочные страны.
               
И… О, чудо!  Хула-хуп так быстро закрутился вокруг них. Он, то поднимался вверх, то опускался вниз, то, снова, поднимался. Он мелькал так быстро, что  детям показалось, что они находятся в туннели.
- Поспешим в сказку, - сказал  Вася, дёрнув  Ваню за руку,  показывая на туннель.
 От крутящегося круга  поднялся ветер. Он перелистывал страницы книги, которую они только что,  читали.
- В какую бы нам сказку попасть?- думал  Ваня.
В это время Машенька воскликнула:
- Ой, остановитесь, у меня шнурочек развязался.
 При слове «остановитесь», хула-хуп стал крутиться медленнее и  остановился.
- Где мы?- оглядываясь по сторонам, спросил Ваня.
- Где, где? В сказочной стране, то есть в сказке, - улыбнулся домовёнок  Вася.
- В какой же мы сказке очутились?- спросила Машенька, оглядываясь по сторонам.
 Перед ними стоял красивый дом. Они постучались, но никто им не ответил и дети вошли.
- Куда же мы попали? - задумчиво произнёс Ваня.
 Они ходили по комнате, рассматривая предметы обихода.
И тут Машенька увидела на скамейке лягушачью шкуру. Она подошла и решительно стала примерять её на себя, бормоча:
- Вот надену шкуру и буду принцессой Василисой  Премудрой.
- Не смей ничего трогать, - крикнул домовёнок.
 Но было поздно, лягушачья шкура  была уже на девочке. Машенька, вдруг, стала уменьшаться и превратилась в зелёную  лягушку.Напуганный Ваня, сказал:
- Как же я домой пойду без сестрёнки?
 Он взял её на руки и увидел, как у лягушки, катятся слёзы. Она что-то пыталась сказать, но мальчик услышал только прерывистое кваканье.
- Ты помнишь, в сказке,  Иван царевич завернул лягушку в платочек, и понёс домой, - желая успокоить Ваню, произнёс домовёнок, протягивая мальчику платок.
- Домой, домой. А что я родителям скажу?
 В это время раздался стук и гром. Дверь распахнулась, и на пороге дети увидели Василису Премудрую. Она взглянула на лягушку в руках  мальчика и всё поняла.
- Что же вы наделали, дети?  Суждено мне было три года носить  это лягушачье одеяние. Осталось всего три дня до истечения срока. А теперь три дня быть девочке лягушкой.
- Как три дня? Меня родители ругать будут, что не досмотрел за сестрёнкой, - заплакал Ваня.
- И суждено жить ей в болоте,  что находится в царстве Кощея. Освободить  её раньше, сможет  только чёрный ворон, - продолжила Василиса.
- Где же нам найти ворона? Ведь в этой сказке  его нет, - сказал Ваня.
- Это сказка, а в сказке может случиться всё. Теперь придётся мальчик идти тебе к Кощею бессмертному, чтобы отыскать и расколдовал твою сестрёнку - лягушку, – сказала Василиса.
- Как отыскать? Ведь она вот, в платочке. Он развернул платок, но в нём никого не было.
Ваня растерянно посмотрел на  Васю, затем на Василису.
- Не грусти. Найдём мы твою сестрёнку. Нам поможет хула-хуп, - старался подбодрить друга домовёнок.
- И я вам помогу, - сказала Василиса и протянула им парчовый кошелёк.
- Что это?- спросил Ваня.
- В этом кошельке маленькая изумрудная лягушка, -  доставая её, продолжала она.
- Ой, какая красивая игрушечка! – протягивая маленькие ручки,  радостно сказал Вася.
Василиса продолжала:
- Это не игрушка, а ваш талисман. Когда будет трудно, нужно погладить лягушку по животику, и она исполнит ваше желание. Но исполнить она может только два желания. Помните, только два. А теперь идите на запад.
               
                Вперёд, на помощь  Маши
 
Домовёнок крутанул хула– хуп, и тот покатился по дорожке к лесу.
Ваня и  Вася пошли за ним. Вечерело. Лес приветливо шелестел  листвой, напевая:

                Взявши скрипку и смычок,
                Песню тихо пел сверчок.
                В паутинный гамачок,
                Старичок - лесовичок,
                Спать ложился на бочок.
                И молчок.
                Светлячок, как маячок,
                Зацепился за сучок.
                Просыпайся мужичок,-
                В гости к нам  идёт внучок,
                С ним дружок.

Лесовик  подскочил от такой новости, да так, что гамак перевернулся, и он оказался на земле.
- Где, где они идут? – спросил он у самой высокой сосны.
- Да ещё, далеко, у ручья,- оглядевшись по сторонам, ответила она.
  Надо сказать, что лесовик Лёша был отцом домового Кузи, то есть Васин дедушка.
Кузя давно переехал в город и очень редко его навещал. Весть о том, что к нему идёт внучек Васенька с другом, обрадовала его.
Все вокруг оживились. Белочка несла шишки, ёжик яблоки. Мишка принёс целое лукошко малины.
И вот на тропинке появились Вася и Ваня. Домовёнок от радости запрыгал и подбежав к лесовику.
- Здравствуй дорогой, здравствуй  Васенька!- целуя его, лесовик любовался своим внуком, - Какой ты! Ну, весь в Кузьму.
 Он усадил гостей за пень, который служил ему столом, и начал угощать.
- Дедушка, а мы к тебе не только в гости, но и по делу пришёл. У моего друга пропала сестрёнка.
И он рассказал, что с ними произошло.
Выслушав их, лесовик Лёша сказал:
- Да, задача не из лёгких. Твоя сестра в третьем болоте. Но, прежде чем дойти до третьего болота, что окружают замок Кощея, нужно пройти лабиринт заколдованного леса. А им управляет Баба Яга. Ещё тебе предстоит открыть книгу сказочных заклинаний, которую стережёт паук.
И добавил:
Но, Ваня, Васеньку я с тобой не отпущу. Он ещё маленький. И потом я его давно не  видел. А  тебе я подарю  зеркальце, будет трудно,  посмотри в него. Мы будем наблюдать за тобой через речное зеркало воды. А ещё, тебе надо сказать, что за рекой начинаются владения бабы Яги.
 Ваня посмотрел на домовёнка, который виновато опустил голову.
- Ну ладно, я тороплюсь, - сказал он.

                В лабиринте бабы Яги
   
Раскрутив  хула – хуп, он пошёл в след за ним по дорожке.
Вокруг было спокойно. Ничто не предвещало угрозы. Дорога привела к реке,  о которой говорил лесовик.  Коснувшись воды, хула–хуп  превратился в параболоид,
приняв вид тарелки. И только Ваня ступил на неё, как она словно птица, парящая над водой, перенесла мальчика на другую сторону реки. На этом берегу,  начинались владения бабы Яги. Здесь был такой же лес. И Ваня, вновь, пошёл за хула-хупом.  Вскоре он привёл его  к избушке.
- Это кто ко мне пожаловал? – стараясь приветливо улыбаться, потирая старческие костлявые руки, сказала Яга.  – Проходи, проходи мальчик.
 Ване показалось, что старушка не такая страшная, как  о ней пишут в сказках.
Поздоровавшись, он прошёл в избушку.
  В избушке пахло грибами, на стенах связками висели мухоморы,  поганки.
- Какими путями зашёл ты к бабушке, касатик? Что тебя ко мне привело? – стала расспрашивать  Яга.
- Да я бабушка, ищу свою сестрёнку. Превратилась она в лягушку и теперь находится во владениях Кощея. Не знаешь ли ты дороги к нему?
- А как не знать, конечно, знаю. Я всё знаю! Путь к нему  лежит через мой лабиринт. Пройдёшь его, будешь на верном пути к кощееву царству, а не пройдёшь, останешься у меня, на жаркое, – снова, потирая руки, и будто вдыхая запах вкусной еды, произнесла Яга.
- Так пойдём же, покажи мне, пожалуйста, свой лабиринт, я спешу, - попросил бабушку Ваня.
- Ну, пойдём, пойдём, нетерпеливый ты мой. Покажу тебе вход в лабиринт, а выход ищи сам.
 Когда вышли, баба Яга стала водить его вокруг избушки. Трижды они обошли её,
  а Яга  всё читала своё заклинание:
               
                Закручу в лесу я тропы.
                Заколдую переходы.
                Зеркала как маяки,
                Заведут пусть в тупики.
                Лишь одна дверь приоткрыта
                Из лесного лабиринта.
                Но на ней мои заклятья,
                Знают их лесные братья.
 
   Наконец они остановились. Трижды, прокрутив мальчика вокруг себя, она
хлопнула в ладони,  и расступились ели.  Баба Яга, подтолкнув Ваню на дорожку,
произнесла:
- Ступай касатик, ступай. Ищи выход. А я пойду пока печь растоплю. Ох, и обед у меня сегодня будет!
И потирая ручонки, приплясывая, она направилась к избушке.
 А Ваня,  пройдя несколько шагов, оглянулся. Позади плотной стеной стояли ели. Стало немного жутковато.
- Ничего, - успокаивал он себя, - иду по дорожке, никто меня не трогает. Найду выход, спасу сестру и домой.
Вдруг, он заметил  направо от основной дороги тропу.
«Свернуть или не сворачивать?» – подумал он.
Но, впереди, заметив просвет, побежал вперёд. Подбегая, казалось бы,  к желанному выходу, увидел бабу Ягу.
- Надо было свернуть.
И он побежал назад.  Свернув  на тропу, он продолжил свой путь. На этот раз
поворот был налево. И опять, как в первый раз, впереди он увидел  просвет. Но подбегая  к выходу,  вновь,  увидел  Ягу. Она протягивала к нему костлявые руки.
Повернувшись, он бросился  к боковой тропе.  Прошло много время,  проходы менялись, но всё повторялось, как и в первый раз. От бессилия Ваня заплакал и опустил руку в карман за платком.  В платочке было завёрнуто зеркальце, что дал ему лесовик.
 Он посмотрел в него. Зеркальная поверхность всколыхнулась,  и он увидел своего друга  - домовёнка  Васю и лесовика. Те  махали ему руками и что-то говорили.
Успокоившись и прислушавшись, он понял, что нужно направить зеркало на изображение бабы Яги  на выходе. Теперь Ваня уверенно  бежал к просвету. И вот он перед бабой Ягой, которая тянула руки, чтобы схватить его  на свой обед. Он направил зеркало на неё. Изображение  бабы Яги исказилось, и тут же раздался многочисленный звон зеркал. Заклятие пропало. В лесу стало светло. Перед мальчиком открылся путь из этого ужасного лабиринта.
               
                Первое болото
   
Ваня шёл по дороге, не зная, что его ждёт впереди. День шёл к вечеру, когда он, идя по лесной просеке, почувствовал  под ногами сырость.
 Вот и первое болото. Но, как пройти его? Он почувствовал, как ноги его всё чаще стало засасывать. Еле добравшись  до кочки, он стал оглядываться по сторонам.
Невдалеке он заметил светящиеся огоньки. Среди них танцевали девушки.
Это были утопленницы. Они манили его к себе. Непреодолимая сила заставляла
мальчика идти к ним. Но между ними была болотная  трясина, которая угрожающе хлюпала. Вдруг раздался  устрашающий смех. Ваня, конечно же,  не знал, что так кричит выпь, и поэтому ему стало страшно.
 Он вспомнил про лягушку в кошельке, что дала Василиса Премудрая. Он достал
её,  и погладил по животику. На животике игрушки, как в зеркале  появилась Василиса.
-  Помоги мне Василиса перейти болото, пожалуйста,  -  взмолился Ваня.
-  Хорошо, иди за лосем.  Он выведет тебя по звериной тропе, - произнесла она.
- Спасибо, - успел произнести мальчик, как увидел, что из  леса  вышел лось и пошёл  мимо его. Мальчик последовал за ним.
 Так он преодолел ещё одно препятствие.
Он шёл и размышлял:
-  Теперь я знаю как,  пройти через болото - буду искать звериные тропы. Держись сестрёнка, скоро я тебя освобожу. 
               
                В плену у паука

  Вдруг Ваня увидел паутину, в  сплетениях которой находилась книга. На ней было написано:  «КНИГА  СКАЗОЧНЫХ  ЗАКЛИНАНИЙ».
 Он вспомнил:  лесовик предупреждал, что нужно добыть её, чтобы освободить Машеньку.  Паутину должен охранять паук. Ваня огляделся, но стража не было.
 Мальчик потянулся за волшебной книгой, но понял, что ему не дотянуться.
Ваня привстал на цыпочки, но споткнулся и упал в злополучные сети паука.  Он стал отчаянно выпутываться из сетей, раскинутых  между деревьев. Всё было бесполезно. Чем больше он двигался, стараясь, освободится, тем больше запутывался. Ваня увидел,  как к нему приближался  огромный паук, спускавшийся  из гущи листвы, где подкарауливал свою добычу.  Его челюсти устрашающе двигались. 
- Зачем ты хотел похитить мою книгу заклинаний, - прошипел паук.
- Не трогай меня, отпусти. Мне спасать сестренку надо, – плакал Ваня, - она превратилась в лягушку. Мне нужно снять с неё заклятье.
Паук замер, и вдруг, Ваня услышал:
- Загадаешь мне загадку, которой я не знаю, получишь книгу.  Думай, у тебя три попытки.  Не сумеешь, останешься у меня. Засушу. Надолго хватит пропитания.
Ваня стал вспоминать, ведь он недавно прочитал книгу волшебных сказок.
- Что на свете всех быстрее?
- Ха-ха ха,  это моя загадка. Ответ – «МЫСЛЬ». Ты потерял один шанс.  Вторая попытка.
Ваня почувствовал, как паучьи сети больно сдавили  его тело.
- Постой! Что на свете всех сильнее? – вспомнил Ваня следующую загадку.
- И это моя загадка. Ответ – «СОН».  Третья попытка.
 Сети, так сдавили  тело, что казалось, затрещали косточки.
Ваня понял, что загадки из сказок паук все знает. Он стал придумывать свою загадку. Паук терпеливо ждал, предчувствуя победу.
- Скажи  паук, что можно завязать, а  не развязать? 
- Как, что, конечно же, мою паутину, - снисходительно,  расслабляя паутину, сказал паук
- А вот и нет, - сказал Ваня.
Паук стал упрашивать:
- Скажи мне ответ мальчик. Ещё не было такого, чтобы я не отгадал загадку.
- А книгу мне отдашь?
- Я же обещал, а я слово держу, – сказал паук.
- Ладно. Ответ – «РАЗГОВОР». А теперь отпусти.
- Выбирай, жизнь в другом образе, ну например, в образе короля  воронов  или смерть.
- Но  ты  же не отгадал загадку, отпусти. Это не честно, -  рассержено возразил Ваня
- Загадки мы отгадывали на книгу, а не на жизнь.  Решай.
 Ваня вспомнил сестрёнку. Какого же, ей жить в лягушачьей шкуре?  И он сказал:
-  Лучше жить  королём воронов, чем умереть в твоих сетях.
               
                Возвращение
 
Тут же мальчик превратился в чёрного ворона. Взяв в клюв  книгу заклинаний, он взлетел. Он пролетел над вторым болотом, понимая преимущество своего нового обличья. И вот оно – третье болото.
Он приземлился на краю болота, в котором, на разные голоса, кричали лягушки.
- Ква-ква-роль,  ква-ква-роль.
  И вот показалась сама лягушачья королева. Её везли слуги на листе белой лилии.  Ваня–ворон  сразу же узнал свою сестру.
- Кар-ролева!  Кар-ролева! - прокаркал он.
У лягушки от радости прокатились слёзы
- Квак-ши, Ква! – строго сказала королева лягушкам.
 И  сразу все лягушки умолкли,  исчезая в тине болота.
Ваня-ворон  раскрыл книгу заклинаний и,  переворачивая клювом страницы, стал искать,  как снять колдовские чары с себя и сестры.
 - Вот оно!  Маша мы должны быть вместе. Возьми меня лапкой за крыло и произноси за мной. Ваня стал читать:
               
                Расступись мрак, и дурман,
                Облик наш сплошной обман.
                За любовь и за терпенье,
                Скиньтесь чары превращенья.
                Чучубара,  фрек – сими,
                Станем снова мы людьми.

И тут произошло чудо. На берегу болота,  стояли счастливые брат с сестрой.
- Как же мы домой доберёмся? – спросила Маша.
- У нас есть ещё одно желание изумрудной лягушки, -  вспомнил Ваня, - но нам нужно вернуться за домовёнком . Он у дедушки Лёши гостит. Значит, отправляемся за Васей.
 Он достал из кошелька  изумрудную лягушку, и погладил ей животик. Как и первый раз, как в зеркале,  они  увидели  Василису Премудрую.
- Василиса, перенеси нас, пожалуйста, в лес лесовика Лёши.
Не успели они произнести желание, как оказались рядом с избушкой лесовика.
Их уже ждали. Ведь, каждый день Вася с дедушкой Лёшей на речке наблюдали за ними.
 Угостив детей малинкой, лесовик сказал:
- Ну, милые детки пора и в путь. Заяц проводи гостей до сказочной дворца Царевны лягушки.
  Попрощавшись, дети отправились в путь вслед за зайцем.
Во дворце их ждала Василиса.
- Молодцы ребята. Вы справились со всеми трудностями, не нарушив законы сказки, сохранив  великие качества человека –  дружбу, ответственность друг за друга, любовь. Я с вами прощаюсь, но, надеюсь, мы ещё не раз встретимся на страницах сказки «Царевна – лягушка».
Василиса исчезла, а дети оказались у себя дома.
- Ой, Ваня, мне показалось или мы на самом деле были в сказке? – спросила Маша.
Она посмотрела на стену. На ней висел хула-хуп.