Один раз - не Эраст

Жан-Поль Март
«… ходить по городу Пушкин без бакенбардов считается непристойно - с голой жопой и то приличней. Гостевые бакенбарды все неестественных цветов: голубые, оранжевые, зелёные… К человеку в таких бакенбардах на улице обязательно подойдёт милиционер и потребует рассказать пятую главу «Евгения Онегина». Если приезжий спотыкается на «буря-мглою», милиционер ведёт его в отделение. Там ему крепко приклеивают к голове белый парик и выгоняют на улицу. С этой минуты он считается дантесом, и если даже ему удастся вырваться от пушкинистов и приползти с выбитыми зубами и почти уже совсем без ног назад в отделение, чтобы проситься в  камеру, милиция всё равно его не пустит - притворится, будто у неё переучёт. А сама будет смотреть в глазок, как пушкинисты добивают дантеса арматурой…» - Д. Горчев, «Город Пушкин»

На днях я посмотрел «Однажды ночью»*. От увиденного мне стало до того хорошо, что одна моя знакомая – любительница «Родины»** - в сердцах мне сказала: «Какое-то уж слишком у тебя довольное лицо! Лимон, что ли съешь! Или хотя бы «Дуэлянта» посмотри!». «Странно… - подумал я. - Почему это «Дуэлянт» поставлен в один ряд с лимоном? Ведь вон как замечательно о новой работе Мизгирёва Антон Долин отзывался!.. Типа «Мизгирёв причудливо переплетает интригу в духе Бестужева-Марлинского с философской проблематикой лермонтовского «Фаталиста», перенося своих героев в универсум Достоевского...»…
После финальных титров я закрыл глаза. Прокручивая в голове кадры «Дуэлянта» в формате диафильма, я гнал назойливое желание стучать в барабан, собирая униженных и оскорблённых синефилов с целью начистить бубен режиссёру Мизгирёву.  Качественная операторская работа, харкаясь сгустками крови вперемешку со слизью внутренней унылости и скуки «Дуэлянта», подыхала у экрана ноута. И где-то в глубинах ноута призрак кинокритика Антона Долина профессионально делал качественный римминг призраку режиссёра Мизгирёва…
Сюжет «Дуэлянта» незатейлив: некий татуированный дворянин, люто перебравши крепкой «Охоты» монте-кристизма, открывает для себя «первые лица вещей». Первые лица, которые  не испорченные химерами добра и человечности, не помеченные культурными, общественными и всякими другими масками….
Конечно, чтобы что-то увидеть в мире, когда ты живешь внутри своей частной жизни, нужно попасть в ночь. В собственную ночь. В свою ночь. В город, которого нет. В Санкт-Петербург. И потеряться в нём, как теряется корабль в море. Как потерялся Эдип. Как потерялась Медея, как потерялась Антигона. Как потерялся Ричард Третий. Ведь только тогда можно увидеть что-то.
Конечно, как подобает настоящему бруталу, наш герой одинок. Ведь одиночество – это способ зрения. И никаких других способов, чтобы смотреть миру в лицо - нет…
О, если бы Мизгирёв воплотил бы именно этот сюжет! О, если бы бубно-барабанистый режиссёр раздул бы свою бубно-барабанистую трактовку замечательной человеческой безысходности и экзистенциального отчаяния в формате личного ада! Показав путь от человека эстетического к человеку этическому через отчаяние! Да через такое, которое зритель мог бы потрогать рукой! Да в антураже призрака Санкт-Петербурга имени Пост-модерна в формате компактной преисподни! Да сквозь призму  операторских фокусов, которые подогнал Мизгирёву Максим Осадчий!..
Но Мизгирёв снял кино о другом. Да, в антураже призрака Санкт-Петербурга имени Пост-модерна в формате компактной преисподни. Да, сквозь призму  операторских фокусов, которые подогнал Мизгирёву Максим Осадчий. Но исключительно о дуэльных подставах в формате банальных автоподстав. О некой игре «Зарница» в формате «Что ты знаешь, о чести, сука?». О неком дворянском офицерском собрании в формате братков из 90-х «Наклони голову, смотри, сука, в пол! Отрезать тебе нос? Две дырки будут вместо носа!»…». О дворянках формата «Маленькой Веры». О сочетание воды, которая течёт с неба Города, которого нет, и солнечного света. О…
Впрочем, радует одно – есть в моей стране замечательный режиссёр Василий Сигарев. И был ещё замечательный писатель Дмитрий Горчев. Так победим!
Гр.*** и р.б.**** Жан-Поль. После просмотра фильмы «Дуэлянтъ». Пътое число. Ноябръ.

P. S. Говорят, в режиссёрской версии фильма зритель - в сцене в карете - сможет рассмотреть интимную татуировку ГГ, которая представляет из себя вензель Павла I, который выложен дуэльными пистолетиками. Да-да, прямо на пистолетике актёра Петра Фёдорова...
______________________________________________ 

* - «The Night Of», замечательный британо-американский восьмисерийный телевизионный мини-сериал совместного производства HBO и BBC Worldwide.
** - киноцентр в Санкт-Петербурге.
*** - гражданин.
**** - раб божий.