Созидание Глава 12 1971 г. Часть 8 этикетки

Дудко 3
СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 12   1971 г. 

ЧАСТЬ  8   ЭТИКЕТКИ


  ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА
   
  Почему-то, вспоминая какие-то праздники, мы ни разу не касались вопроса - что мы пили, когда "выпивали", и как мы пили.

  Вопрос, конечно, интересный.


  Ещё до женитьбы Виктор вспоминал всего один случай, когда ему случилось "прилично" напиться. Дело было в колхозе, куда коллектив выезжал "на картошку". По такому случаю, организовывали "вынос" с предприятия спирта. На этот раз спирта оказалось больше, чем было нужно, а "закуси" было - не очень... В общем, пока они ехали обратно, допили остатки по дороге, уже не закусывая, и ребятишек развезло.

  Так уж получилось, что в это время я пришла к Виктору в общежитие (ключ от комнаты у меня был), и, не застав его, села на его кровать, ожидая его.

  Вскоре он вошел. На лице плавала глупая улыбка. Он покрутил в воздухе руками, вероятно, это обозначало - приветствие. Я встала ему навстречу. А он, не обращая на меня внимания, бухнулся на кровать, не снимая ботинки.

  Я сначала не поняла о причине его такого странного поведения, и подумала, что он так шутит. Стала тормошить его - никакой реакции. Попробовала щекотать, он в ответ промычал - не трогай меня, а то что-нибудь случится...

  Я обиделась, и ушла. Потом я спрашивала его, а, собственно, что могло случиться? - "Что-что, пукнул бы, вот что...".

   
  В отличие от Виктора мне сподобилось "напиться" два раза.


  В общежитии Виктора жил в соседней комнате - Вано. Так случилось, что он женился. Основная свадьба была в Армении. Помню, как небольшой группой поехали встречать молодых к поезду. Я и Виктор были в числе встречающих.

  Как-то раньше я уже вспоминала о том, какое приятное впечатление на меня произвела жена Вано - Роза. Тоненькая, очаровательная армяночка. Особенно мне понравилась белая шапочка из лебяжьего пуха, которая украшала её голову.
   
  По приезде в Дзержинку, ребята потеснились, и освободили молодожёнам комнату. Естественно, свадьбу продолжили уже здесь, накрыв длинный стол во всю комнату. В гости позвали всех, кто проживал в общежитии, и ещё всех друзей по работе.

 Кто помогал готовить, и какие закуски были на столе - не помню. Но очень хорошо запомнила ЧАЧУ, которой было много. Её подливали всем, и мне тоже.

Я стеснялась брать закуску, а Виктор за мной ещё не научился ухаживать.

 Ну, вот, я и напилась. Помню - домой уйти не смогла, так как кружилась голова, и ноги почему-то не очень слушались. Раньше всех я ушла в комнату Виктора, легла на его постель и заснула.


  Утром на работу идти я не смогла. Общежитие почти опустело. Я потихоньку пробралась в туалет (у них был только один - мужской, так как общежитие-то - мужское), и у меня открылась жесточайшая рвота. Чача, вероятно, была сродни нашему самогону-первачку.
   
  А второй раз, где то через год после свадьбы, нас с Виктором позвали в гости. Было всё корректно, и опять я не рассчитала свои силы. Помню, Виктор вёл меня, когда мы возвращались домой от дерева к дереву. Я обнимала их за стволы, и дальше идти не хотела. С трудом он довёл меня до нашей комнаты в коммуналке, я шагнула в комнату, и крутанувшись вокруг себя, бухнулась на спину поперёк кровати, и мгновенно заснула.

 Виктору пришлось раздеть меня, повернуть на кровати на моё место, чтобы можно было лечь самому.

  Больше таких состояний я не помню...
   
  Естественно, все праздники наши столы украшали бутылки - и с крепкими напитками и с вином. Кроме того, после того, как мы обзавелись своим жильём, а позже и автомашиной, все родственники, проезжавшие через Москву (как говориться - все дороги ведут...", останавливались у нас. А в честь приезда, мы, конечно, накрывали стол повкуснее, и покупали к этому случаю бутылочку. А позже старались в серванте держать для таких случаев про запас.
   
   Когда мы жили в коммуналке, мы старались не мыться в общей ванной. По субботам мы организовывали посещение бани, которая была не далеко от нашего дома. Вернувшись, мы садились обедать, и к столу я покупала чекушечку.

  Так что, норма за один раз на душу принимать не больше 125 грамм, у нас сохранилась на всю нашу жизнь.

 Нет, бывали, конечно, исключения, или под настроение, или ещё по какой-то причине, но у нас и потребности-то в этом не было. Главным образом, мы усвоили на всю жизнь совет моего отца - всегда нужно хорошо закусывать. И, действительно, как только наступало чувство насыщения, желание выпить ещё - пропадало полностью.
   
  Кстати, насчёт "чекушечек"... Однажды моя бабуся позвала меня для конфиденциального разговора. Усадив меня, как провинившуюся, перед собой на стул, она очень корректно прочитала мне нотацию. Смысл такой - "Зачем ты не только поощряешь своего мужа, но и просто - спаиваешь его своими чекушечками? Это...и т. д.". Конечно, она была права, но мы были молодыми, и жить нам хотелось так, как нам нравилось...
   
  Мы за первые годы нашей семейной жизни перепробовали и по случаю, и из любопытства самые разные напитки. Но вот наступил момент, когда Виктор приступил к написанию докторской диссертации. В этот раз он не советовался со мной, а принял решение сам, а меня просто поставил перед фактом.

   
  Проанализировав, что, если мы в выходные выпиваем, хотя и немного, в понедельник в первой половине дня у него снижена работоспособность. А во второй половине дня обычно он решал рабочие вопросы с сотрудниками. День для научной деятельности - пропадал. Поэтому он решил - исключить любые выпивки вообще. Я озадаченная таким заявлением, спросила - а как быть, если гости, или в гостях? Может быть, если не крепкие вина, то слабенькие сухие вины, вероятно можно понемногу употреблять? Ведь люди же не поймут...?

  Виктор подумал, и соблаговолил согласиться на сухие вина.
   
  Вот так мы на несколько лет отказались полностью от крепких напитков.

 Нет, я-то за общими столами иногда позволяла попробовать что-то, кроме сухих вин, но дома мы водочку или коньяк держали только по поводу приёма гостей.

  Зато сухих вин мы за последующие пять лет испробовали разных - разных.

   
  Как-то ради любопытства, мы попробовали отклеить какую-ту этикетку, чтобы дать на ней расписаться на память гостям. Нам понравилось, и мы увлеклись этой забавой. Таким образом, у нас сохранилось множество разных этикеток. Интересно, что сейчас перебирая их, нам встречаются очень интересные пометки. По ним вспоминаются события, которые просто так мы никогда и не вспомнили бы.

 Этикеток больше - винных. Но есть и с бутылок с крепкими напитками. Это значит - у нас за столом были гости, или мы были в гостях у родителей, или ещё у кого-нибудь.


Конечно, мы не делали из этого какое-то хобби, отклеивали этикетки не аккуратно. А где-то, после 80-тых, забросили эту забаву вообще.

А теперь объясню – по какому поводу я затронула эту тему.

В 1971 году мы съездили в очень интересную поездку по маршруту – Москва – Бийск.

Но об этом автопробеге, который мы совершили на нашем 408  Москвиче мы уже подробно отчитались на ПРОЗА.РУ в книге – «Н. А. МАКАРОВЕЦ».

Второй раз писать об одном и том же  как-то не очень интересно…

Но, подумали – а как же быть с теми, кто не читал упомянутую книгу? Просто отсылать их к этой публикации, тоже не совсем корректно.

Всё-таки решили в этой книге – «СОЗИДАНИЕ» повторить тест, рассказывающий о самом отпуске.

Но для разнообразия публикуемого – не повторять иллюстраций, приведённых в книге о Макаровце.

Перед каждым отрывком текста об отпуске 1971 года мы будем помещать одну из сохранившихся этикеток.

Возможно, кому-то интересно будет посмотреть – какие вина мы пили с  четой Макаровцев и не только в отпуске, но и при других встречах, тем более, что на некоторых этикетках указаны цены тех лет и  есть наши автографы.

Так сказать – своеобразный раритет…