Рукопожатие

Амаяк Тер-Абрамянц
РУКОПОЖАТИЕ

Вчера ко мне пришел бандит. Блестя золотыми зубами, он сказал, что меня уважает. Что мне было сказать? – Я сказал, что уважаю его.
Бандит хорошо улыбался и просил помощи. Не так, чтобы что-то очень важное, но вполне для него необходимое. И услуга эта для меня особых усилий не требовала – кое-куда позвонить, кое с кем переговорить…  Ничего, кстати, противозаконного!
Бандит (нота бенна!) просил! Как я ему мог отказать? Говорят, будто он кого-то убил, кого-то покалечил, но ведь достоверно не известно - он или не он, достоверно одно – он бандит. Он протянул мне свою бандитскую руку, и я ее пожал…
Знаю, старый русский интеллигент поморщился бы – мол как можно… Но мы, современные креативные люди, думаю, должны смотреть на вещи шире, масштабнее, быть толерантнее, ведь нетерпимость порождает войны!
В самом деле, бандит просил. А мог бы  и не просить, мог бы по своему, по бандитски… Уж за одно это он, согласитесь, заслуживает какого-то внимания, может и не самый плохой он из бандитов. В самом деле, ну отказал бы я ему (придумал бы, например, что уезжаю), ну к чему это могло бы привести? Он  бы расстроился, озлился и, возможно, натворил бы еще больше преступлений, чем намечал… А кто знает, может быть именно в этот момент этой заблудшей одинокой душе и нужны были внимание и участие? Может быть, моя мягкость, интеллигентность окажет на его заскорузлую душу желательное обществу смягчающее влияние? Может быть, он поймет, вспомнит, что существует не только грубая сила, но и культура отношений!
Да и посудите, ведь если мы оказываем внешние признаки уважения всем людям, то почему бандит этого должен быть лишен? Или у нас нет принципа равноправия?
 Да, очень непросто быть истинным демократом, но мы, люди широких прогрессивных взглядов, утверждаем, чего бы это нам не стоило: права человека должны существовать для всех, в том числе и для бандитов! Ведь бандит, пусть заблудший, пусть испорченный, но все-таки человек. И надо помнить - пожимая руку бандиту, мы, возможно, пожимаем руку будущему человечеству!

                1996