внучка Пикассо вспоминает

Маргарита Школьниксон-Смишко
Здесь частично размещён лишь маленький отрывок из воспоминаний внучки Пабло
Пикассо - Марины. Он связан с событиями смерти её знаменитого деда. Тех, кто хочет больше узнать о жизни Марины и её брата, я отсылаю к её книге "Дедушка: воспоминания", вышедшей в 2006 году в Москве. 

8 апреля 1973 года  в "Нотр-Дам-де-Ви" - в своей крепости в Мужене умер Пабло Пикассо.
"Нотр-Дам-де-Ви" был настоящим бункером, окружжённым решётками под током и колючей проволокой. Переговорное устройство у входа фильтрировало посетителей, а в парке денно и ночно бродили афганские борзые, натренированные на атаку.
О смерти деда Марина узнала из телевизионных новостей. Как сообщали репортёры, его последняя жена отказывалась ког-либо принимать. "Вдова в глубочайшей депрессии. Семейный врач внимательно наблюдает за состоянием её здоровья."
Паблито -  внук художника, не смотря на уговоры сестры Марины, что вдова деда не желает их видеть, решил попытаться прорваться к телу Пабло Пикассо. "Даже если прийдётся идти на  штурм,  я его увижу. Это моё право. Никто меня не удержит."
Он сел на велосипед и поехал в Мужень. Приехав, принялся звонить у двери парадного подъезда. Ответа не последовало. Пабло звонил ещё и ещё. Наконец, появился сторож с собаками.
"Убирайся отсюда!" - крикнул он. "Сюда нельзя. У меня приказ мадам Пикассо."
Пабло не хотел уходить.
 "А я приказываю открыть мне. Завтра хоронят моего дедушку. Я хочу с ним проститься."
"Проваливайте сию же минуту! Или я спущу собак!"

В день похорон у Паблито не выдержали нервы и он выпил флакон с деколораном - обесцвечивающей жидкостью, содержащей хлор.
Марина обнаружила его без сознания, захлебнувшегося собственной кровью, с сожжённой гортанью и пищеводом, повреждённым желудком и остановившимся сердцем.
11 июля состоялись его похороны. Паблито было всего 24 года.
Брата  похоронили в той же могиле, где покоится прах его бабушки Ольги Хохловой. Чтобы заплатить за похороны надо  ещё было найти деньги. У Марины не было ни гроша. Неожиданно помогла бывшая любовь Пикассо - Мария-Тереза Вальтер, и кое-что собрали студенты из города Канны. После смерти Пикассо Мария-Тереза сама оказалась без средств к существованию и тем не менее она рассталась с двумя картинами Пикассо, чтобы помочь внуку Пабло, когда он лежал в больнице и позже для похорон.

Однажды Пикассо сказал:" Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду  уходит океанский лайнер, в  воронку затягивает все оказавшиеся поблизости судёнышки."
Так собственно и случилось.
Отец Паблито - Пауло Пикассо ушёл из жизни 5 июня 1975 года, тогда ему было 54 года.
20 октября 1977 года в гараже своего дома повесилась Мария-Тереза Вальтер.
15 октября 1986 года застрелилась его последняя жена - Жаклин Рок.

После смерти Пикассо, его сына и внука Марина стала богатой наследницей. Кроме милионного состояния ей достались более 400 картин и около 7 тысяч набросков, рисунков, скульптур её деда. Кроме того Марине отошла вилла "Калифорния", расположенная рядом с городом Канны. Она её в конце концов отреставрировала и до последнего времени жила там со своими 5-тью детьми (двумя родными и тремя приёмными, привезёнными из Вьетнама).
В 1990 году Марина создала благотворительный фонд, на средства которого в окрестностях Хо-Ши-Мина был открыт центр для 350 детей-сирот.

Но что-то опять неладится в этой семье. В 2015 году Марина решила продать виллу "Калифорния" и несколько картин своего деда, в том числе портрет её любимой бабушки Ольги Хохловой.

на фото Марина на фоне виллы "Калифорния"