Заметки о дружбе

Лариса Пишун
                «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…»
                (из песни давних лет)
 

                Заметки о дружбе

     Мы подружились  в колхозе, «на картошке»,  куда нас отправили  в сентябре 1958 года после зачисления на 1-й курс мединститута.  Раечка впервые увидела и запомнила меня в день сдачи вступительного экзамена по английскому языку, когда из аудитории (где проводился экзамен) вышла я, тогда ещё довольно симпатичная стройная девушка с прямым пробором чёрных волос на голове и длинными косами ниже пояса. На вопросы столпившихся  у двери абитуриентов (что и как?) я гордо подняла правую руку с раздвинутыми веером пальцами и вымолвила -  «5»! Все 6 лет обучения в институте мы с Раечкой учились в разных группах, но на лекциях всегда сидели рядом. Казалось бы, что могло быть у нас общего? Раечка вместе с младшей сестрой росла в благополучной семье советской элиты. Отец её был партийным работником очень высокого ранга в крупном дальневосточном городе, а мама не работала. У них была большая трёхкомнатная квартира в центре города (которую постоянно охранял милиционер), казённая дача на берегу моря и даже отдельный пляж. Я же  выросла в многодетной семье, в маленьком городке на юге Приморья. Отец и мать мои были малограмотными и оба работали на угольной шахте В нашей семье родилось всего 8 детей, но выжили лишь 5 девочек. Нам  со старшей сестрой пришлось вдоволь нахлебаться лиха в своём детстве, впрочем, как и всем «детям войны»… 
Школу я окончила с серебряной медалью и поступила в ВУЗ. Места в общежитии мне не выделили по причине того, что у меня был жив отец...  Пришлось скитаться по углам съёмных квартир и немыслимых трущоб (достойных пера Ф.М. Достоевского) и даже спать в подвальном помещении на одной узкой койке с абсолютно незнакомой пожилой женщиной-маляром...                Несмотря на вопиющую разницу  положений в социальной шкале ценностей, мы   сблизились и подружились на всю жизнь. Раечка была очень красивой и стройной девушкой, хорошо одетой, с копной  густых, светлых волос на голове. Она занималась спортом - гимнастикой, волейболом, плаваньем.  После окончания мединститута и ординатуры - она получила профессию офтальмолога.       Личная жизнь у неё не сложилась. Ей пришлось довольно рано похоронить отца, двух мужей и сына. К сожалению, её единственная дочь разделила судьбу маргиналов в хаосе "перестройки". Воспитывать внуков Раечке пришлось  одной...  Ну, а я... в ранней юности (на 1-ом курсе) перенесла любовную драму, отложившую отпечаток на всю мою последующую жизнь. В 19 лет, на 2-ом курсе вышла замуж, в 23 года родила сына. Так сложилась судьба, что после окончания института я была вынуждена согласиться (против своей воли) стать  педиатром (мечтала же стать - микробиологом), хотя окончила лечебный факультет, а не педиатрический. Личная жизнь у меня тоже не была счастливой, хотя я и прожила долгую жизнь с единственным мужем. И муж, и сын страдали алкогольной зависимостью...                В декабре 1982 года я оставила своих мужчин и уехала из родного города работать на Камчатку. А через 3 месяца, так и не сумев приспособиться к жизни без меня, на Камчатку приехали и мои мужчины.                25 лет, прожитые мною на Камчатке, я до сих пор считаю лучшими в своей жизни. Небольшое село, расположенное в узкой долине между двух гористых хребтов (Срединного и Козыревского), где протекают две незамерзающие горные речки, где бьют из-под земли термальные ключи, отапливающие дома и наполняющие бассейн с горячей водой – пленило меня...                А в мутные и бедовые годы перестройки, когда с «северов» уезжали  на материк (бросая на произвол судьбы квартиры и целые поселения) даже самые стойкие «северяне», - на Камчатку, ко мне приехала на постоянное жительство и Раечка с маленьким внуком и со своей 82-летней и почти слепой, мамочкой.      Вскоре мама умерла, и мы похоронили её на сельском кладбище.., отгородив место и для себя...
Вечерами мы с Раечкой часто прогуливались со своими собаками по лесной дороге в долине быстрой горной реки, особенно на закате солнца. Утомившись от ходьбы, мы всегда и подолгу сидели у родника под старой лиственницей, любуясь красотой пламенеющих закатов, следя за полётом птиц и поглаживая своих любимых собак - тёмно-серого, благородных кровей, мощного Грея и беспородного рыжего Чипа. Собаки наши любили друг друга до самой смерти и были также дружны, как любили друг друга и дружили их хозяйки...

P.S.

В 2007 году мне пришлось покинуть любимую Камчатку и (не менее любимую) подругу Раечку и переехать на жительство в Рязанскую область ради спасения сына и любимого внука. Нам с ней по 75 лет... Мобильная связь и интернет, конечно же, дарят нам некую иллюзию общения, но не могут заменить главного - возможности быть рядом...