Карл-Густав Юнг и Катаев о Пикассо

Маргарита Школьниксон-Смишко
Впервые К.Г. Юнг затронул тему Пикассо в 1932 году.

Он пишет:

"Как психиатор я чувствую себя почти виноватым в том, что оказался вовлечённым в шумиху вокруг Пикассо...
Я ничего не буду писать об "искусстве" Пикассо, а только о его психике...
Почти 20 лет я занимался вопросами психологии графического представления психических процессов. Основываясь на своём опыте, я могу уверить читателя, что психические проблемы Пикассо, в той мере, в какой они проявляются в его работах, в точности аналогичны проблемам моих пациентов...

Среди больных можно выделить две группы: невротиков и шизофреников. Первая группа рисует картины синтетического характера, с глубоким и отчётливым чувственным настроением. Когда же они абстрактны и вследствие этого лишены чувствнного элемента, они как минимум симметричны. Вторая группа, напротив, создаёт произведения, ментально выдающие их отстранённость от чувств... Они скорее представляют диссонанс чувств или же их полное отсутствие. С чисто формальной точки зрения, одной из характеристик является их фрагментарность...Произведения оставляют зрителя безучастным или волнуют его парадоксальностью, безчувственностью и гротескной неуверенностью. К этой группе принадлежит Пикассо.
Несмотря на явное различие между этими двумя группами, их продукция имеет одно общее: символическое содержание... Но невротик ищет смысл и чувства, ему соответствующие. Шизофреник же очень редко проявляет подобные склонности; скорее он выглядит жертвой этого скрытого смысла. Как если бы он сам был захвачен и поглощён им и распался на все элементы, которые невротик как минимумм пытается склеить вместе."

В конце К.Г. Юнг осторожно заключает:

"Характеристика "шизофреник" в данном случае не диагностицирует психическое заболевание, а отсылает к определённой предрасположенности, на основе которой психические расстройства могут привести к развитию шизофрении."

Как иллюстрацию к этому заключению, я выбрала портрет Доры Маар, созданный Пикассо в 1937 году.
Познакомился он с ней в августе 1936 года в Париже в кафе Le Deux Magots, где собирались сюрреалисты, абстракционисты и прочие представители художественного бомонжа.
По воспоминаниям, взгляды Пикассо и этой 29-летней женщины случайно встретились, её красота не смогла остаться незамеченной. В восхищении он пробормотал несколько слов на испанском. Оказалось, что прекрасная незнакомка хорошо знакома с языком Сервантаса. Пикассо пересел за её столик, они разговорились.
Дора Маар была фотографом, натурой импульсивной и удивительно яркой.
Вместе они прожили до 1944 года, но вы напрасно будите искать среди работ художника портрет, где она была бы изображена без искажения.
Дору Маар вытеснила Франсуаза Жило*. Опять же знакомство мэтра со своей будущей пассией произошло в ресторанчике "Лё Каталан". Франсуаза была молодой художницей, пришла в ресторанчик со своей подругой и актёром Аленом Кюни. Пикассо сидел с друзьями за соседнем столиком, рядом с ним находилась Дора Маар. Вот как её увидела Франсуаза:

"У неё было красивое овальное лицо.. Чёрные волосы были гладко зачёсаны назад. Я обратила внимание на её бронзово-зелёные глаза и тонкие руки с длинными, сужающимися к концу пальцами."

А какие пальцы видим мы?...

* На тот момент Франсуазе шёл 21 год, Пикассо - 62-ой.

А теперь, что о картинах Пикассо думал В. Катаев :

Пикассо пришел в живопись, как аналитик. Перед ним стоял прекрасный гармонический мир: люди, деревья, облака, дома, солнце. Но он не захотел копировать этот мир, как делали до него. Он захотел его сначала исследовать, разъять, разложить на части, разрезать на кубики, посмотреть, что в середине, внутри этой «божественной гармонической красоты». Он стал кубистом. И запутался среди своих кубиков. Разложить-то он мир разложил, но собрать не сумел.