Храни нас, Господи, покуда не грянет гром. Часть 4

Елеон Горчинский
                Часть 3 здесь: http://www.proza.ru/2016/11/02/1086 

                Тема смерти вплотную подводит слушателя к теме христианства. Слушая Александра Башлачёва, не перестаёшь удивляться, откуда у молодого советского человека, такое христианское чутьё? Ведь в его песнях не умильно – елейная христианская фразеология и, напротив, не антицерковный словесный кураж. Нет, это осмысленное понимание и принятие сердцем христианской жизни и осознание пути человека, как креста, который, в том числе, в реализации Богом данных творческих сил.
 
           «Да я всё знаю. Дай мне голос.
            И я любой удар приму, как Твой великий дар».
           («Сядем рядом».)

           Путь к торжеству Добра и Любви, это – путь крестный. Но, несмотря на тяготы, вера в Бога, вера в конечную победу Добра всюду в его песнях:

           «Но серпы в ребре, да серебро в ведре
           Я узрел, не зря. Я – боль яблока, Господи,
           Смотри! Видишь? На заре
           Дочь Твоя ведёт к роднику быка.
           Молнию замолви, благослови!
           Кто бы нас не пас Худом ли, Добром,
           Вечный пост, умойся в моей любви!
           Небо с общину. Всё небо с общину.
           Мы празднуем первый Гром!»
                («Вечный пост».)

                Песня отталкивается от известной поговорки: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». В прямом смысле. Вот, наконец, очнулись мужики. «Мы празднуем первый Гром!». «Небо с общину» - это полнота рая, обожение материи, превращение мира сего в «Царство не от мира сего». Песни СашБаша «Тесто» и «Имя Имён» представляют собой своеобразное богословие Боговоплощения. «Тесто» - это то, что должно стать Хлебом Жизни, Богом, сошедшим с Небес. Христос воплотился, когда люди истосковались по богообщению, когда уже отчаялись найти в себе силы для Любви. Здесь и настала весна человечества:

            «Зима жмёт земное. Все вести – весною…
             Тут дело не ново – словить это Слово
             Ты снова, и снова, и снова лови.
             Тут дело простое – нет тех, кто не стоит,
             Нет тех, кто не стоит любви.
             Да как же любить их – таких неумытых,
             Да бытом пробитых, да потом пропитых?
             Ну ладно, там – друга, начальство, коллегу,
             Ну ладно, случайно утешить калеку,
             Дать всем, кто рискнул попросить.
             А как всю округу – чужих, неизвестных,
             Да так – как подругу, как дочь, как невесту?
             Да как же, позвольте спросить»?

             И сам же отвечает, что Господь как раз и сошёл с Небес для того, чтобы решить эту творческий ребус. Вот его изложение. Прежде всего, Рождество Христово от Девы Марии:

            «Пречистой рукою сорвать с неба звёзды
            Смолоть их мукою, и тесто для всех замесить».

            Ну а апофеоз – Воскресение из мёртвых:

            «На самом краю овражины – оврага
             У самого гроба казённой утробы
             Как пара парного, горячего слова
             Гляди, не гляди – не заметите оба –
             Подхватит Любовь и успеет во благо
             Во благо облечь облака».

             В конечном счёте, каждый человек должен стать подобным хлебом, готовым раздать себя другим людям и жить в них. Ну, а как быть, пока идёт процесс закваски, пока мы представляем собой лишь сырое тесто:
   
              «Но всё впереди, а пока ещё рано,
              И сердце в груди не нашло свою рану,
              Чтоб в исповеди быть с любовью на равных
              И дар русской речи сберечь.
              Так значит жить и ловить это Слово упрямо,
              Душой не кривить перед каждою ямой.
                ……………………………………………
              Да не спрячешь души беспокойное шило.
              Так живи – не тужи, да тяни свою жилу,
              Туда, где пирог только с жару и с пылу.
              Где каждому, каждому станет светло»…
 
              В этих словах Альфа и Омега нашей жизни.
 
                Название песни «Имя Имён» производится из определения апостола Павла: «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисусовым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». (Флп. 2, 9-10).То есть, «Имя Имён» - значит самое высшее и лучшее Имя. Это словосочетание составлено по тому же принципу, что и «Песнь Песней», «Книга Книг», «Царь Царей» и так далее. Вот основные мысли, звучащие в этой песни. Прежде всего, это посвящение Рождеству Христову:
 
               «Имя Имён
                В первом вопле признаешь ли ты, повитуха?
                Имя Имён… Так чего ж мы, смешав языки, мутим воду в речах?
                Врём испокон –
                Вродь за мелким ершом отродясь не ловилось ни брюха, ни духа!
                Век да не вечер, хотя Лихом в омут глядит битый век на мечах.
                Битый век на мечах».

                Следующие строчки можно истолковать, как победоносное шествие христианства в мире, его восприимчивость теми, у кого «болела живая душа»:
 
                «Имя Имён
                Не кроить по полам, не тащить по котлам, не стемнить по углам.
                Имя Имён
                Не урвёшь, не заманишь, не съешь, не ухватишь в охапку.
                Имя Имён взято ветром и предано колоколам.
                И куполам не накинуть на Имя Имён золотую горящую шапку».

                Подвигу Божией Матери изумилась, прославив «Высшую Небес», даже Небесная иерархия:
 
                «Небо в поклон до земли обратим тебе, юная девица Маша!»
                «Перекрести нас из проруби да в кипяток».

                За обращением «перекрестить из проруби, да в кипяток», нетрудно угадать Крещение, то есть, обновление, возвращение к новой жизни, даже воскресение. Таким способом в акушерской практике приводили в чувство новорожденных мёртвых младенцев.
 
                Какими бы ни были исторические времена,  всегда стремиться гордо поднять голову мудрость человеческая, житейская, которая, по определению, не может не противиться Премудрости Божией, ибо отбрасывает последнюю, как фактор. Человечество «паки и паки» проходит соблазн «человекобожия»:

                «Бой с головой затевает ещё один витязь,
                В упор не признавший своей головы.
                Выше шаги! Велика ты, Россия, да наступать некуда.
                Имя Имён ищут сбитые с толку волхвы».
 
                Обращает на себя внимание такое красивое и точное пророчество: «Вместо икон станут Страшным судом – по себе - нас судить зеркала». Это перефразированные строки басни Ивана Крылова, ставшие эпиграфом «Ревизора»: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
 
                За всеми невзгодами и испытаниями совершается дело спасения, нужно уметь разглядеть «великое в малом»:
 
                «Имя Имён
                Вырвет с корнем всё то, что до срока зарыто.
                В сито времён
                Бросит боль да былинку, чтоб истиной к сроку взошла».

                Поэт ждёт, когда придёт день Откровения Божия. Не со страхом, а с вожделением, как ищущий, «жаждущий правды»:
 
                «Потекло по усам! Шире рот! Да вдруг не хватит на бедный мой век!
                Имя Имён прозвенит золотыми ключами…
                Шабаш! Всей гурьбою на башню!
                Пала роса. Пала роса. Да сходил бы ты по воду, мил человек»!
 
                Приведу слова Владыки Иоанна (Шаховского) из упоминавшейся уже статьи «О поэзии». В ней он замечает: «Поэт «милостью Божьей» имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова. Таково высшее назначение поэзии, её смысл евхаристический. Поэзия есть возвращение человека к началу вещей». И далее: «Поэзия есть гимнологическое преодоление всех стершихся силлогизмов и словесных обозначений, переставших открывать мир. Поэзия по – новому открывает слова, вскрывает их, встречает их уже в новом мире. Она есть открытие вещей и их сокрытие. Она не может иметь служебных задач, что-то доказывать или провозглашать. В ней является само бытие, которое более ценно, чем всё то, что может быть им выражено».
 
                Иными словами, поэзия, проходя через все предметы мира, выявляет их истинную сущность. Мысль архиерея – литератора, на мой взгляд, блестяще воплощена в творчестве Александра Башлачёва.