10. 1. Гробовщик. Преодоление телесности

Елена Шувалова
10. Пять повестей Белкина. Предварительный разбор.



10.1. "Гробовщик". Преодоление телесности.

    "Выход в открытый Космос", - так мы интерпретировали задачу-максимум 11 инициалов, придуманных А.С. Пушкиным для "Повестей Белкина".

     Но в пяти повестях отражены дела земные, земная жизнь, базирующаяся на нашем родовом, - исконном, - русском сознании, - как бы сбрасывающем с себя лёгкие "западные" сюжетные одёжки, в которые только играют герои повестей. То есть, пять повестей, - по нашему мнению, - соответствуют первым пяти инициалам - А.Г.Н.И.Л., - где первая буква - "А" - соответствует как инициалу имени Пушкина, так и личному местоимению "Я" - "Аз", а последняя - "Л" - "Людiе"*, - говорит об общности людей, мирно мыслящих и соприкасающихся объёмами (душами). То есть, устанавливается связь между Пушкиным и людьми русскими, между душой поэта и душами людскими, - народа русского. В середине этих пяти инициалов находится буква "Н", - которая по глаголице прочитывается как "Наш" и интерпретируется как "то, что было известно нашим Предкам; то ,что существует при нас (наше)". Срединная буква - по нашему мнению - есть главная буква каждой "пятёрки", - она отражает коренной смысл всей фразы. В этом "Наш" - то исконное, древнее, от предков наших идущее, - на чём базируется душа народа, и на чём должна базироваться литература русская. Пушкин обнаружил и открыл этот древний исток.

    Так же и срединная,  - из пяти повестей - повесть - "Гробовщик", - является, - по нашему мнению, - главной в этом цикле. Повторим в связи с этим для себя, что значит само число "5".

    "Пятерка ,  как   символ   владычества   Духа   над   природными   силами ,  всегда   выражала   идею   борьбы   человека   со  своей низшей,  смертной ,  природой   для   достижения   состояния   бессмертия . Пятый элемент -  Дух  или Высшая Воля - подобно мечу поражает низшую материю души, потому в алхимии, по свидетельству Густова Мэринка, подобная практика называлась "переплавлением трупа в меч". Об этом пишет и Мэнли Холл: "Для философов было привычно скрывать элемент земли под  символом  дракона, и многим героям поручалось идти и сразить дракона. Тогда они вытаскивали свой меч (монаду) и вонзали его в тело дракона (тетраду). Этим завершалось формирование пентады,  символа  победы духовной  природы  над материальной". /Сергей Ключников "Священная наука чисел". Интернет.

   Итак, - хотя повести и представляют вполне земную жизнь вполне земных и "обычных" людей ("простых смертных"), - но из их числа - "5" - мы можем вывести тезис о том, что они призваны выразить идею бессмертия, утверждающуюся в победе духом (высшим, что есть в человеке) смертной природы (низшего человеческого "я"). И уж куда ближе к этой низшей, смертной, телесной природе, чем находится по отношению к ней гробовщик! Он ведь и имеет дело с телами.

  Гробовщика зовут Адриян Прохоров. Имя "Адриан" значит "сильный", "зрелый", а "Прохор" - "стоящий перед хором". Возьмём на себя смелость интерпретировать эту фамилию в данном случае как "стоящий перед погребением", то есть, между покойником и его последней обителью - "домовиной" - гробом. То есть, - между телом и местом его "упокоения", - "покоем".
   Вот как! Право же, мы этого не хотели, но логика работы вывела нас к шестому инициалу - "П",  -который на глаголице интерпретируется как "Покой"; "Бездействие, подвешенное состояние; покой; гармония". Инициал "П" находится посередине между двумя пятёрками инициалов, разделяя и связывая их. "П" - так же и первый инициал фамилии "Пушкин"... И на пушкинском рисунке к "Гробовщику" из одного гроба высовывается нос Пушкина, и от него идёт черта -указание - "я". То есть, можно сказать, что в повести "Гробовщик" покоится сам Пушкин?..

   Интересно то, что "Гробовщик" - это первая из написанных Пушкиным пяти Повестей Белкина.  Видимо, именно эта повесть была для поэта самой насущной, главной, написав которую он смог писать другие. То есть, в ней скрыт ключ ко всему циклу. На это же указывает, - как мы сказали выше, - и её срединное положение. Почему это так и что в этой повести заложено? Будем разбираться.

   Итак, Адриян Прохоров переехал в новый дом. С Басманной он переехал на Никитскую.
   Слово "басман" имеет различные значения, но самое близкое - это "хлеб, испекаемый для царского двора". В Басманной слободе, - выходит,  - пекли хлеб для царя.
    Имя "Никита" происходит от слова «никетес» и означает «победитель», «победоносный». Улица Никитская в Москве образована от Никитского монастыря, заложенного Никитой Захарьевым-Юрьевым, дедушкой первого царя из рода Романовых - Михаила.
   
   Интересно то, что в этой главной и срединной повести, - в единственной из всех, - дело происходит не в провинции, а в Москве, - родном городе А.С. Пушкина. Адреса указаны в ней так же пушкинские: на Старой Басманной был (и есть) дом дяди поэта Василия Львовича (Старая Басманная,д.36), сам Александр Сергеевич родился неподалёку - в районе Немецкой (Бауманской) улицы, крестили его в Елоховском соборе (Храме Богоявления), который так же неподалёку от Старой Басманной (теперь - Спартаковская площадь, до 1919 - Елоховская). А невеста поэта - Н.Н. Гончарова - жила на Большой Никитской улице (дом №50, ныне на этом месте  - Посольство Испании.) Пушкин как бы примеривается переместить самого себя из места своего рождения и раннего детства, из своего "родового гнезда", - каковым с некоторой натяжкой можно назвать дом Василия Львовича**, - в новое место, в место, где он будет женатым человеком, отцом семейства, - его главой. И ещё - из слободы, где пекли хлеб для царского стола, герой попадает как бы на "царскую" дорогу, в то место, где некогда патриарх Филарет встречал своего сына, приехавшего в Москву венчаться на царство (у Никитских ворот). То есть, буквально Прохоров становится как бы на место нового царя. Но думает при этом Адриан, что всё здесь будет так же, как и там, - только дом другой... На самом же деле новоселье заставит его измениться кардинально.

   Всё началось с трёх франмасонских ударов немца-сапожника Готлиба Шульца. Вернее, нет! Всё началось с того, что "над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного Амура".

  У многих литературоведов этот Амур вызывал недоумение: бог любви на воротах похоронной конторы! Но мы теперь подзабыли, что у древних (и – соответственно, - в Возрождение) - было два Амура (Купидона), - как и две Венеры (Афродиты) - земной и небесный. Так вот, мы утверждаем, что на воротах нового дома Адрияна Прохорова опустил потухший факел "телесный", земной Амур.

   И вот в эти ворота с "земным" Амуром постучал тоже вполне земной немец-сапожник Готлиб Шульц (Любящий Бога Сельский староста). Он воспроизвёл три "франмасонских" удара, - скорее всего, не подозревая, что они "франмасонские". Но гробовщик так же не думал, вероятно, что слова  в его объявлении о том, что гробы отдаются "напрокат" и "починяются старые" имеют прямое отношение к масонским ритуалам. Просто Адриян Прохоров  был современником одного события, которое позволило ему думать, что такие вещи вполне в порядке вещей... В декабре 1796 года царь Павел I  приказал выкопать из могилы в Ропше и перезахоронить в Петропавловской крепости своего родителя - Петра III. Он обновил родителю гроб и короновал разложившийся труп. Говорят, этот ритуал был подсказан Павлу одним масоном. Сам же ритуал опирался на масонскую легенду о строителе храма Соломона Адонираме, убитом тремя рабочими, которые добивались от него раскрытия тайны мастерского слова. Убийцы тайком похоронили тело Адонирама за городом. Соломон хватился своего главного мастера и приказал найти его. Тело было обнаружено, но оно пребывало некоторое время в земле; вследствие этого при вскрытии захоронения у присутствовавших вырвались слова: «Плоть от костей отделяется». Эти слова и решили считать "утерянным словом" погибшего мастера. Адонираму устроили пышные похороны, а убийцы понесли заслуженное наказание. Легенду эту считают демонстрацией торжества истины; это - основополагающая легенда масонства. В изложении масонов она воспевает Адонирама как человека, бросившего вызов Богу, желающего превзойти Бога, - а происходил он, Адонирам, будто бы, от самого Люцифера.  Но при этом, - бросивши вызов Богу, - Адонирам не сохранился по смерти своей; труп его начал разлагаться... Отсюда идёт, якобы, скептицизм и материалистический взгляд на человека.  Три франмасонских удара символизировали три удара трёх убийц-подмастерьев по Адонираму для того, чтобы добиться от него заветного божественного слова. Но добились они - тленного трупа, - который и стал им ответом, и который они - за неимением другого, - приняли за Божье Слово, - и которым подменили Его.

  Немец-сапожник Готлиб Шульц приглашает Адрияна на 25-летие его свадьбы (Серебряную свадьбу) с «доброй Луизой».
  Что значила для Пушкина это число - "25 лет"? Он прожил тогда только тридцать один год; двадцать пять лет назад он был шестилетним ребёнком. 1830 – 25 = 1805. Что было в этом году, заслужившее пристальное пушкинское внимание?

    А  в 1805 году   –  26 мая (в День Рождения Пушкина) Наполеон надел корону короля Италии. (За полгода до этого  -  в декабре 1804  - он стал императором  Франции.) Короновался Наполеон Железной короной лангобардских королей.

   (Вторую жену Наполеона, - подарившую ему наследника, - звали, как известно, -   Мария-Луиза. Луиза - и жена Шульца. Но второй брак Наполеона состоялся в 1810 году.)

   Железная корона — название короны Лангобардского королевства (существовало в 568—774 годах), состоящей из золотого обруча в 3 дюйма шириной, покрытого драгоценными камнями, внутри которого помещается узкий железный обруч.

  Этот железный обруч по преданию, восходящему не далее времен Карла Великого, представлял собой первоначально гвоздь от креста Спасителя, подаренный папой Григорием Великим лангобардской принцессе Теоделинде, которая велела изготовить из него корону для коронования своего супруга Агилульфа.

   С той поры корона была отдана на хранение в храм Иоанна Крестителя (кафедральный собор) в Монце, возле Милана, где находится и по настоящее время. После самостоятельных лангобардских королей, ею короновались большая часть германских императоров, от Карла Великого до Карла V.

     Карл Великий покорил Лангобардское королевство. Его короновали Железной короной короля Агилульфа. Сподвижником Карла Великого  был папа Адриан I, в честь которого – несомненно, - назван пушкинский герой.

  В 1805 году в статус Карла Великого ввёл себя собственноручно (выхватив из рук папы Железную корону и надев её на свою голову), Наполеон Бонапарт.

  Пушкинский гробовщик, - он - "продукт" наполеоновской эпохи, эпохи непомерного возвеличения Человека, по сути своей - эпохи материалистической. Не сознавая того, он служит идеалам эпохи, он вовлечён в это служение "телесности", и не видит различия между трупом и живым человеком. Так же не видит его и палач (об этом очень хорошо пишет в своей работе о "Мастере и Маргарите" Ольга Поволоцкая; в кн. "Щит Персея"). Но смех "басурман" возмущает Адрияна Прохорова, и он впервые, видимо, задаётся вопросом: "разве гробовщик брат палачу?". Разница между палачом и гробовщиком, как мы понимаем, в том, что для палача все люди - потенциальные покойники, для гробовщика покойники - те же люди, как бы продолжающие жить. Потому он и зовёт их к себе на новоселье.

  (Но вообще-то, за здоровье одного мертвеца произносили тост! Этим мертвецом был Павел Первый, которому палачами стали заговорщики, в число которых - невольно или вольно, - входил его старший сын, - будущий император России.
Известно, что искренне любивший Павла Алексей Аракчеев постоянно начинал общение с  Александром  с тоста «За здоровье покойного императора!».За это, - будто бы, - Александр любил Аракчеева, - он один не обвинял его в смерти отца...)

   Самой интересной и значимой среди фигур явившихся Прохорову покойников является скелет первого заказчика Адрияна – Петра Петровича Курилкина. Год его смерти – это год рождения самого А.С. Пушкина – 1799. Имя «Пётр» значит – «камень». Пётр Петрович – это «Камень на Камне». И от него, – как вы помните, - камня на камне, вернее, кости на кости – не осталось! Он рассыпался в прах. Прохоров, - собрав все силы, -  в ужасе оттолкнул раскинувшего ему объятия скелета. Фамилию «маленького скелета» - Курилкин, - мы бы интерпретировали как «курящий фимиам». Фимиам курят богу в храме. То есть, в конце повести рассыпается какой-то храм, - подобно Иерусалимскому храму, про который Христос пророчествовал, что от него не останется «камня на камне»…
    Кроме рождения Пушкина, в 1799 году было знаменитое 18 Брюмера, - когда во главе правительства Франции встал Наполеон Бонапарт. Этим событием закончилась Великая Французская Революция.
    Скелет Курилкина одет в ботфорты. Ботфорты - любимые сапоги Наполеона (и в этой детали объединяются гробовщик Прохоров с сапожником Шульцем).

   


   Что же получается? Представители эпохи Возрождения поставили человека на один уровень с Богом; Просветители вообще грешили и бравировали своим безбожием (как Вольтер). В результате произошла Великая Французская революция, «продуктом» и «могильщиком» которой явился Наполеон. Наполеон произвёл впечатление великого человека на всё то, пушкинское, - и «декабристское» - поколение.  Он вдохновил собой декабристов.

    Одним из символов Свободы был для деятелей Великой Французской революции мифологический фригийский юноша Аттис. После смерти – по легенде – он превратился в сосну. Пётр Петрович Курилкин был похоронен в сосновом гробу, выданном за дубовый. Исконное русское дерево – дерево предков славян – это дуб, - поэтому и хоронили в дубовых гробах.

   Наполеон уподобился мифическому Адонираму. Он почти стал богочеловеком, - в люциферовском смысле, - человеком, презревшим Бога и пожелавшим возвыситься над Ним. Но - Божье слово не открылось ему... Курилкин - курящий фимиам на алтаре Наполеона-Адонирама. Первый покойник - первый камень адриянова храма...

    Вот, останки представителя  этой «наполеоновской» религии, - маленький скелет отставного гвардии сержанта Петра Петровича Курилкина… Пётр - "камень", - первый апостол, уверовавший во Христа, - Симон-Пётр. Пётр Петрович Курилкин - "солдат" в ботфортах - тот, кто уверовал в богочеловека, - такого, как Наполеон. Камень, заложенный в эту религию, начало храма Адрияна, был рассыпан рукой самого "строителя".  Собрав все силы, Адриян оттолкнул от себя приветливо улыбающегося, раскинувшего объятия, скелета. На это ушёл весь дух гробовщика, но благодаря этому действию он проснулся, - для жизни. Он отделил себя-живого от покойников, которых он хоронил. Сон дал ему почувствовать всю несуразность его мировосприятия.

  И впервые после того, как он проснулся, оттолкнув труп, - его назвали по имени-отчеству: "Как ты заспался, батюшка Адриян Прохорович", - сказала ему работница, имя которой мы так же только теперь узнаём: Аксинья. Аксинья - это народная форма имени Ксения, которое с греческого переводится как "гостеприимство". Слово же "гость" относится прежде всего к покойникам; это осталось в английском языке: "ghost" - "призрак". В общем, это и понятно, работница гробовщика принимает покойников. Но в то же время, она категорически против идеи Адрияна созвать покойников на новоселье: "... что ты городишь? Перекрестись! Созывать мёртвых на новоселие! Экая страсть!" То есть, она, принимая покойников, не смешивает их с живыми, - как это делал сам Прохоров.
  Заветным желанием Прохорова до его сна является смерть купчихи Трюхиной, которая (смерть) должна поправить его финансовые дела. (То есть, тело  - материальное - поправит материальные же дела.) Трюхина умирала на Разгуляе. Самый известный дом на Разгуляе (кроме известного трактира, давшего название площади) - это дом Мусина-Пушкина (Спартаковская улица, 1/2). В этом доме в 1812 году сгорел оригинал "Слова о полку Игореве".

   Прохорову приснилась, что Трюхина умерла, и, возвращаясь именно с её похорон, он нашёл в своём доме явившихся в гости покойников.  То есть, смерть купчихи Трюхиной закончилась для Адрияна скверно. Казалось бы, исполнились все желания Прохорова: и Трюхина умерла, и мертвецы в гости пожаловали!  А ему  - скверно...    Потому что душе человеческой противны гробы и покойники. Она их принять не может. Оттолкнув скелет, Прохоров действительно проснулся для жизни. Он обрадовался тому, что Трюхина не умерла, - несмотря на то, что ему это невыгодно.

  Проснувшись, Адриян видит Аксинью в солнечном свете, раздувающую самовар. Она предстала ему, как Жена, облечённая в Солнце.

  Для Прохорова в образе Петра Петровича Курилкина разрушен храм его старой веры, веры, заключённой в покойнике, - в телесности. Недаром кивот - ящик с иконами - был занесён им в дальнюю комнату, а в передних - кухне и гостиной - разместились гробы и прочие предметы похорон.
 
  Этой повестью - мы полагаем, - Александр Сергеевич Пушкин утверждает служение не трупу, а Богу Живому. Пушкин утверждает этой повестью истинную связь с гробами отцов.


Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу.

Любовь к родному пепелищу.

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека

Залог величия его.

Животворящая Святыня!

Земля была б без них мертва

Как …….. пустыня

И как алтарь без Божества.


   В легенде об Адонираме, изложенной Сергеем Нилусом, есть очень важная подробность: при строительстве своего великолепного храма Соломон вырвал с корнем и выкинул виноградную лозу, посаженную его праотцом Ноем. Иисус же, придя на землю, называл самого Себя - виноградной лозой: "Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь;" (От Иоанна: Гл.15;1.)

  Пушкин - на наш взгляд - восстановил виноградную лозу Русской Литературы, идущую от древних источников, - литературы не светской, - каковой стала литература Запада, а - Божественной. Литературы, занятой не делами "покойников", а строительством храма Бога Живого.
 
   
   
*В этом слове буквы, похожей на i, только с двумя точками, нет в современном алфавите; буква эта называлась"Инить": "И-полукраткая", и трактовалась она как "Община; истина (общинная)".

**Впрочем, дядя уже скончался - 20 августа 1830.

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/11/07/2343