Z-мир. 2. Цивилизация и стремление к совершенству2

Виктор Сорокин
Видео, 26 мин.: https://youtu.be/hMRDJIlXg_c

Кстати, помимо термоядерной войны, над человечеством висит и множество других угроз, среди которых такие явления, как: радиоактивность при техногенных катастрофах, мировой терроризм, использующий средства массового уничтожения, повышение температуры атмосферы Земли, озоновые дыры, уничтожение лесов и существенное сокращение мирового генофонда, полное истощение невосполнимых ресурсов, наркотики, СПИД, генетическое преобразование продуктов питания и как следствие активное наступление рака, загрязнение мирового океана и как следствие почти полное уничтожение рыбных запасов, подделка пищевых продуктов и медикаментов, перенаселенность планеты и другие. (Замечу, Z-мышление легко находит решение каждой из этих «неразрешимых» проблем.)

Беспомощность А-цивилизации в попытке вырваться из черной дыры объясняется, прежде всего, не подлежащей пересмотру самоуверенностью А-человека в совершенстве своего мыслительного аппарата.

Фундаментальное положение кибернетики утверждает, что управляющая система информационно и по числу возможных состояний должна быть богаче управляемой. Без этого условия последняя гнет свою линию. Это условие кажется парадоксальным при попытке человека управлять самим собой. Действительно, так как Я А-человека неразделимо, то и управлять самим собой он не способен – у него нет "царя" в голове. Вместо "царя", управляющего, у него в голове диктатор – в виде заложенных психофизиологических потребностей (ПФП).

Но ситуация кардинально меняется с обособлением в сознании человека над-Я, которое не занимается мелочными потребностями, ибо лишено чувств. Над-Я (или сверх-Я) формирует общие директивы поведения человека. Чтобы над-Я было способно к выполнению управленческих функций, оно, помимо специфических целей, должно иметь еще соответствующее "образование": уметь исчислять степень доброты и зла, красоты и уродства, ума и глупости, интеллекта и тупости, истинности и ложности, порядка и беспорядка, смысла и бессмысленности, степень важности и бесполезности и еще очень многих характеристик любых поступков и вещей. Например, невозможно повысить свой интеллект, не умея определять его уровень и сравнивать его с интеллектом других людей.

Кроме того, развитие отдельно взятого элемента любой системы (в частности, человека) существенно зависит от развития остальных ее элементов. И только системное, гармоничное саморазвитие открывает перед личностью путь (пока всего лишь путь) и к абсолютному совершенству во всем, и к вечности. Установка на гармоничное, полносистемное саморазвитие выводит человека из А-общества. И не важно, докуда он дойдет по этому пути; важно, что он шагнул в иной мир.

***
Все современные научные знания, похожи на концентрации логической упорядоченности в бесконечном хаосе непознанных вещей и явлений. И непознанное всегда бесконечно шире познанного. Поэтому на своей периферии любое знание настолько засорено непонятностями, расплывчатостью и неполнотой информации, что теряет свою точность и эффективность. А если еще учесть узкопрофессиональный характер знания А-человека, то можно только удивляться тому, что вообще между людьми существует хоть какое-то взаимопонимание. К счастью, в А-мире существует огромное множество отшлифованных временем и проверенных практикой алгоритмов поведения и устоявшихся традиций, которые существенно облегчают решение этой задачи.

Беда же состоит, однако, в том, что система алгоритмов крайне консервативна, а обстоятельства меняются чрезвычайно быстро (особенно с середины ХХ века). Сегодня множество факторов угрожают жизни миллионов людей, а то и всему человечеству, но лишь редчайшие люди видят их опасность и говорят об этом. И никогда теперь А-сознание не сможет прийти в равновесное соответствие с обстоятельствами, ибо оно больше неспособно ими управлять. (И это вызывает у меня большое беспокойство.)

Хочу еще раз остановиться на отсутствии в А-цивилизаци квалифицированного управления. Из-за незнания сути управления народы выбирают себе правителей-властителей, а не управляющих, в результате чего государство всегда превращается в аппарат диктатуры, где не государство для общества, а общество для государства. А это означает, что А-цивилизация обречена оставаться цивилизацией рабов и тиранов. При этом огромная часть принимаемых государством решений противоречат цели развития общества, а оставшаяся являются далеко не оптимальной. Темпы экономического развития в десятки, а научно-технического – в тысячи раз ниже возможных. А темпы роста социальных противоречий несоизмеримо (на порядок) опережают темпы выделения средств для их разрешения. Тем не менее выход из этой, казалось бы тупиковой, ситуации, на мой взгляд, все-таки возможен.

***
Идею иной организации сознания (следовательно и всей личной и общественной жизни) я стал развивать с конца 1960-х годов и более активно в 70-е годы – с освоением основ кибернетики. Разумеется, с использованием находок десятков мыслителей в самых разных областях знания. Суть идеи состояла в полном пересмотре (ревизии) человеком своего понятийного знания (вернее: знания-мышления), а именно: сначала полностью «отбросить», а затем воссоздать его заново, но теперь уже строго научно и придирчиво, придерживаясь принципа: очередная порция знания прибавляется к отревизованному базовому только в том случае, если она не противоречит уже воссозданному.

Изначально вопрос состоял лишь в том, какое знание и почему именно его взять первым, принять за базу. В сердцевину лично своего базового знания я положил понятия сомнение, систему, цель, истину, вещь, ценность, причем нередко с содержанием, существенно отличным от общепринятого.

И вот после создания этого базового знания неожиданно для меня самого началась "цепная реакция": воссоздаваемое знание почти однозначно указывало, какое знание брать следующим и включать его в отревизованное знание. В итоге все (в том числе и еще не известные) мне вещи и явления в мире уложились в стройную саморазвивающуюся и саморазрастающуюся систему (эта возможность была реализована благодаря введению функции построения нового знания).

Таким образом, в новой системе знания в неявном виде содержатся и все будущие научные открытия и изобретения. Например, на одной из веток моего дерева знания "висят" все придуманные мною варианты турбин, которые когда-либо будут "изобретены" на сегодняшнем множестве известных законов природы и свойств материи. И мне изобретать их уже не надо; а изобретать мне надо лишь наилучшие алгоритмы поиска наилучшей турбины для выполнения заданной функции. Впрочем, я освобожден и от этой работы, так как существует другая ветвь знания, на которой "висят" алгоритмы поиска, а на третьей – методы оптимального поиска... Это означает, что Z-знание с большей вероятностью дает наилучшие решения любых проблем (правда, пока только для меня и на базе известных мне свойств материи).

Конечно, я обрисовал Z-знание пока весьма аллегорически. Чтобы построить его и овладеть им в достаточной степени, нужно затратить (лучше всего в школьные годы) от трех до пяти лет учебного времени – ведь по ходу дела нужно вникнуть в суть нескольких десятков наук!

***
Интересен вопрос: может ли Z-знание осчастливить (в обычном смысле этого слова) человека? Скорее всего нет, ибо Z-знание делает человека, владеющего Z-знанием, одиноким в этом мире, в этой цивилизации, поскольку почти никто не разделяет его взгляд на мир и его понимание мира. Более того, мало кто способен увидеть преимущество уже готовых теоретических Z-решений перед обычными, и только практический результат (для чего нужны немалые средства) может выявить неоспоримость этого преимущества.

Зато Z-знание приносит истинное наслаждение тому, для кого Истина (и Чудо) важнее самой приятной лжи (и самообмана). Конечно, даже абсолютно полное и эффективное знание не является достаточным условием для быстрого улучшения окружающей жизни – нужен еще и труд, а самое главное – материальные ресурсы, развитие которых подчиняется объективным законам. Тем не менее, при равных ресурсах и одинаковых условиях труда результаты труда (соответственно и прибыль) двух работников с разными типами знания могут разниться в десятки раз (мои многочисленные эксперименты подтверждают этот факт).

Z-знание выталкивает человека из А-цивилизации, но выталкивает в сторону цивилизации далекого будущего – с существенно иными этическими, моральными, эстетическими, интеллектуальными, управленческими, духовными и педагогическими критериями. Z-человек живет не только здесь и сейчас, но и во всем бесконечно далеком будущем ВМЕСТЕ со всеми себе подобными в выжившей ветви человечества. И я искренне верю, что наступит время, когда Z-цивилизация придет-таки на смену А-цивилизации.

Чтобы не заканчивать эту главу на мрачной ноте относительно А-цивилизации и воздать ей должное, напомню, что все те ценности, которые положены в основание этой книги, родились в недрах этой самой А-цивилизации. Можно сказать, что умные люди рождаются из дураков. И за это последним слава!

(2016)

=========================

Найти все сообщения на Фэйсбуке можно по тэгу #z_мир_разговор

Для пользователей ФБ полная книга с оглавлением здесь:


Для остальных читателей полностью книга опубликована на сайте http://www.proza.ru/avtor/victorsorokin под названиями «Z-мир. Второе издание (40)» и «Z-мир. Организация бытия (132)» (см. в середине оглавления).