Глава четырнадцатая, в которой белая мышка многое

Надежда Семеновская
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ, В КОТОРОЙ БЕЛАЯ МЫШКА МНОГОЕ УЗНАЕТ О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ
Когда две юные мыши становятся женихом и невестой, прежде всего они решают, где будут жить после свадьбы.
 
Обычно место для своего первого Дома ищет и выбирает жених – и приводит туда любимую, чтобы она одобрила его или отвергла. Случается, что и невеста находит ту самую полянку, где она хочет провести всю жизнь – и будто случайно заманивает туда своего суженого. А построить дом молодым обычно помогают родители, друзья и все мышиное племя.
Несколько дней спустя радостный Длинноух разыскал в Чистом Поле Беляну.
- Это замечательное место! – мышонок захлебывался словами от восторга, - И ручей рядом, и высокая ель, ветви которой зимой укроют от непогоды, а летом – от жары, и большие заросли малины. А чуть дальше, вниз по ручью – Дремучий Лес и его земляничные поляны!
В тот же вечер белая мышка осмотрела это место – и поняла, что давно мечтала жить именно здесь. А затем они с Длинноухом долго лежали на теплой траве и молчали, глядя в бездонную синюю высь.

***   ***   ***

Утром их ждало много забот, много тяжелого, непрерывного труда, - словом, ничего веселого. Выбранное место необходимо расчистить от сорняков, выбрав корни из земли до последнего отростка, чтобы они не проросли и не обрушили потолок. Надо было копать сырую глину, лепить из нее кирпичи для печки, сушить и обжигать их. Надо было все продумать, и распланировать, и найти самые безопасные и удобные места для запасных выходов, самые сухие и безопасные уголки для будущих кладовых.
 
А затем, когда путем многочисленных споров, все детали продумали до последней мелочи, мыши приступили к самой важной части стройки – закладки фундамента для печи.
Печь – это душа Дома, источник жизни, тепла и пищи. Заложить ее правильно очень помогли Отец Мышь и его братья, опытные женатые отцы семейств, которые показали, где самое надежное место для фундамента, как нужно закладывать камни, как мешать раствор, где и какие нужны отдушины, чтобы случайно не угореть.
Весть о том, что Длинноух и Беляна решили пожениться и строят себе дом, давно облетела все Чистое Поле и Дремучий Лес. Все соседи стремились помочь установить деревянные стропила, нужные для укрепления крыши, выгребая строительный мусор и поправляя оконные рамы и косяки дверей.
 
Но построить настоящий дом – это только половина дела. Нужно заполнить голые стены любимыми вещами, надо обиходить и украсить комнаты, подумать о кухне и о прихожей, украсить окошки и подоконники… И только в этом случае, если все ты сделал своими руками – новое жилье станет РОДНЫМ ДОМОМ молодой мышиной семьи.

***   ***   ***

Иной раз у мышек уходило слишком много времени на подготовку к свадьбе, как много, что жених и невеста успевали надоесть друг другу, поссориться и разбежаться в разные стороны. Случалось, что им так долго приходилось собирать для нового дома имущество, что молодые в день свадьбы оказывались уже не слишком молодыми.
И именно поэтому Отец Белка сам сделал шкаф, буфет, удобную широкую кровать, кухонный стол и несколько табуреток.
- Думаю, вам это нужно, - спокойно заявил Отец Белка, оставив мебель у входа, и быстро запрыгнул на высокую ветку.
Лесные зайцы принесли теплые, мягкие перины, в которые проваливаешься, как в сладкое сновидение, оставляя за окном непогоду и все дневные заботы.
- Вы, молодые, не думаете о здоровье, - заявили они, - А надо заботиться о себе смолоду.
 
Ежи подарили бочки, бочонки, кадушки – все, что требуется хозяевам для хранения запасов. Уж они лучше всех в Дремучем Лесу знают толк у том, чтобы открыть зимой баночку соленья или варенья – и не заметить ни плесени, ни затхлого запаха. Ничего невкусного или опасного, а только то, что вызывает аппетит и будит воспоминания о том дне, когда все это было собрано и приготовлено.
- Вам, конечно, только жуй и в рот клади, - почти ругалась Матушка Ежиха, - Не подаришь сама – никто не вспомнит об этом.
Ласточки и скворцы не обладают возможностью сделать мышам ценный подарок, но они позаботились о тысячах необходимых в хозяйстве мелочей, от вилок и ложек до статуэтках на полках и половиков у входа, а именно эти предметы делают нашу жизнь особенно приятной.
Подарков оказалось так много, что жених и невеста растерялись и стеснялись их принимать, но гости и добровольные помощники не желали слышать отказов.
- Мы же друзья, - важно сказал ежик Гришка, - И мы вас любим.

***   ***   ***
 
Наступило полнолуние – священная ночь для всего живого, несущая в себе обещание счастливой жизни. Под лунным светом на все Чистое Поле звучали молодые мышиные голоса:
Во полях, во полях,
Во полях, зеленых полях,
Выросла, выросла,
Выросла трава шелковая,
Расцвели, расцвели,
Расцвели цветы лазоревые.
С той травы, с той травы,
С той травы я выкормлю коня,
Выкормлю, выкормлю,
Выглажу его, выглажу,
Поведу, поведу,
Поведу коня к батюшке.
«Батюшка, батюшка,
Батюшка родной мой,
Ты прими, ты прими,
Ты прими слово ласковое,
Ты прими слово ласковое,
Полюби слово приветливое!
Ты отдай, ты отдай,
Ты отдай меня за ровнюшку замуж.
Ровню я, ровню я,
Ровню я всей душой люблю,
С ровней я, с ровней я,
С ровней я гулять пойду».

Так началась веселая свадьба Беляны и Длинноуха, а затем Главный Мышь соединил лапки молодых, и они произнесли клятву верности другу другу, обещая всегда быть заодно. И грянула песня:

Ой зоря ль моя, зорюшка,
Зорюшка вечерняя,
Солнышко восхожее,
Высоко восходило,
Далеко осветило,
Через лес, через поле,
Через синее море,
Через речку быструю.
Тут лежала жердочка,
Тонкая и хрупкая.
Вот по этой жердочке
Что никто не хаживал,
Перешел детинушка,
Перевел девчоночку,
Стал ее выспрашивать:
- Цветик  мой,  ты чей таков?
- Радость моя, догадайся!
И начался отличный свадебный пир на весь мир, гости славили юную влюбленную пару, желали молодым долгой жизни в согласии и многочисленное здоровое потомство.

***   ***   ***

Еще на свадьбе Матушка Белка, стараясь привлечь всеобщее внимание, подарила молодым путевку на курорт:
- Ты у нас и так городская, дочка, - заявила она, - А в городах, говорят, свадебное путешествие теперь в моде. Мы же не хуже домашних мышей!
Длинноух слегка растерялся, ведь покидать готовый дом сразу после свадьбы совсем не входило в его планы, но на сторону Матушки Белки встали перелетные птицы:
- Сейчас в цивилизованном мире все этим занимаются, -подтвердила старая опытная ласточка, - У них это называется «туризм». Прямо большими автобусами приезжают куда-то и занимают целый дом. И давай есть, пить, танцевать! А потом раз – и убираются восвояси.
- Ух ты! – заинтересовался кто-то из лесных мышей, - А что они еще там делают?
- Толком и не знаю, - смутилась ласточка, - У них там свистопляска такая, что подлететь лишний раз страшно. Но иногда их все же выпускают из-за забора. Они тогда либо по магазинам ходят, либо на шезлонгах под солнцем лежат. Каждое утро и каждый вечер! Самые смелые, бывает, купаются… но им особо не разрешают. Следят, чтобы далеко от берега не отплывали.

***   ***   ***
 
Так и ли иначе, но утром Длинноух и Беляночка собрали дорожные сумки и впервые в жизни сели в  самую настоящую карету.
Долгое и утомительное путешествие закончилось размещением в очень интересных домиках, устроенных в разбитых и выброшенных людьми за ненадобностью чашках и чайниках. Впрочем, в них были созданы все удобства, а стены сохраняли прохладу, так что Длинноух и Беляна не остались разочарованы.
Вечером пришла пора иных развлечений: все та же карета, но уже с другим кучером, отвезла их загорать и принимать световые ванны. Под высоким  стеклянным куполом парника ночь не наступала никогда. Днем родное солнышко, чьи лучи обычно ласкают, здесь зло и жестоко обжигало кожу и не радовало, а раздражало, а ночью люди включали искусственную белую лампу, которое зверь, никогда не переживший настоящее Лето под открытым небом, мог принять за жалкое подражание источнику Жизни.
После сытного обеда все разошлись по номерам и сладко выспались, а затем отправились на необычное курортное купание. Лягушка – затейник показывала, как правильно окунаться в горячую соленую воду, которая как будто сама выталкивала тело.
Лягушка страховала и на опасных аттракционах: лесные и полевые мыши ныряли прямо в носик огромной лейки, замирая от сладкого и желанного ужаса, скатывались по темному и глухому жестяному туннелю, погружаясь на самую глубину, где уже закладывало ушки. – и отталкивались ото дна, а  кто-то и с деликатной помощью Лягушки – поднимались на поверхность.
Сразу после морской воды можно было поплавать в пресной, теплой и мягкой, совершенно без водорослей. И лишь после удивительных удовольствий  - вернуться на свой шезлонг и насладиться покоем.

Юркие ящерицы постоянно шныряли между отдыхающими, разнося ледяную вишневую воду и холодную клюкву в сахаре. Удивительно, но никто не был голоден к ужину, но никто и не хотел ночевать под крышей, и полевые мышки устроились на ночевку прямо на крыльце, у порога, любуясь нависающим прямо над ними ярким ковшом Большой Медведицы.
Утром всех ждало еще одно невиданное дело: экскурсия по самому настоящему,  цивилизованному дачному участку, где крепкий веселый гном, свояк местных домовых, долго, подробно и несколько монотонно рассказывал о том, как старый дед получил когда-то шесть соток земли бесплатно за заслуги перед родным заводом, и как весь огромный человеческий род, от мала до велика, осушал болотистую почву и корчевал пни.
И как потом удалось по случаю купить и вывезти вот эту избу, и как доставали стройматериалы, а вот то и вот это само свалилось на голову в качестве подарка, а это вывезли из колхоза, где все считали, что студенты помогают крестьянам убирать картошку, а вот купить еще землю удалось при новой власти, путем экономии.
Все несколько оживились, когда пришло время любоваться невиданными цветами, которых не встретишь ни в Чистом Поле, ни в Дремучем Лесу. Полевые мышки постояли под лаватерой, потрогали цветки бархатцев, долго удивлялись очень высокому, размером с двухэтажный гномий дом, бордовому гладиолусу. Колосок только раскрывал удивительные, резные и глубокие цветы.
Наступило время лицезреть настоящее  чудо – душирование, искусственный дождь, который проливается над грядками с капустой и патиссонами – и прекращается одним взмахом волшебной палочки. Все присутствующие пришли в восторг, но Длинноух и Беляна остались при впечатлении, что где-то кроется какая-то хитрость.
Ужинали тут же, в цветнике, наедаясь цветущими садовыми листьями настурции и чуть горьковатыми семенами.

***   ***   ***

На другое утро полевые мышки той же дорогой, в той же карете отправились в обратный путь, и как же они были рады снова заметить в утреннем тумане знакомые крыши родной деревни! Длинноух и Беляна не поверили своим глазам, когда заметили дым над трубой своей норки!
Дома их ждал неожиданный сюрприз: Матушка Мышка, Отец Мышь и Пушинка ожидали их в прибранной и проветренной горнице за горячим ужином, а на другой день одни за другими пришли в гости лесные зайцы, мыши и ежи.
Все усиленно делали вид, что просто проходили мимо и зашли случайно, затем расспрашивали о курорте – и разговор неизбежно выходил на местные новости. Все сожалели, что Длинноух и Беляна  не застали то-то и то-то, и заявляли, что позаботились о том-то и том-то, пока хозяев не было. Принесли сухие шишки на дрова или отстояли тропинку к роднику, или поправили изгородь. Просто так, случайно.
- Вот так же, наверное, Юля чистила мою клетку и делилась яблоком, - подумала белая мышка, готовясь ко сну, - Она была мне другом, и любила меня…