Кратко о сути Доклада Экон. Совету при Президенте

Валентин Левин
АННОТАЦИЯ

Рассмотрены актуальные ошибки экономической политики России.   

Указаны решающие факторы и резервы роста экономики.               

Рассчитаны варианты развития с приростом ВВП 15-20 % ежегодно.            

Представлены экономическая модель и меры, гарантирующие экономическое
превосходство России над развитыми странами Запада.               

Доклад одобрен Народным Экономическим Советом в июле 2016 г. в г. Новосибирске для представления Экономическому Совету при Президенте России

АКТУАЛЬНЫЕ ОШИБКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Актуальны следующие ошибки экономической политики:

        1) принятие либералистской экономической модели – вычеркивает Россию из числа «развитых» стран, давно живущих  не по либеральной модели, и относит ее к странам «развивающимся», движущимся в колониальном фарватере Запада; 

2) политика валютных накоплений, проводимая ЦБ и Минфином РФ:

 - переводит кинетическую энергию хозяйственных оборотов в потенциальную энергию отложенного спроса, что приводит к  прекращению роста экономики и к утрате отложенной энергии из-за инфляции;

- создает раковую опухоль чистого экспорта, опустошающего внутренний рынок рублевым спросом его участников, - главную причину инфляции, маскируемую политикой ЦБ и Минфина РФ и углубляемую высокими банковскими ставками;

        3) зажим социальных и оборонных расходов, жесткая монетарная политика и высокие банковские ставки -  выталкивают из страны ресурсы, не находящие внутреннего спроса, и превращают Россию в дойную колонию кейнсианской метрополии Запада;

       4) грубое нарушение конституционной субординации властных отношений, производимое Налоговым, Жилищным и иными кодексами РФ:

- отчуждает государственные отрасли от народа и  резко занижает их общественно-полезный потенциал;

 – подавляет хозяйственную деятельность народа;

       5) законодательное возведение монетарной прибыли - частного мотива - в ранг конечной цели предпринимательства и в базу для налогов:

 - вопиюще нарушает субординацию ценностей в экономике и обществе;

- низводит предпринимательство в ранг третьего сословия, одержимого «презренной прибылью» и подлежащего рэкету со стороны чиновничества;

- вносит расколы и отчуждения во все сферы хозяйственной деятельности.

Эти выводы однозначно следуют из приведенного ниже анализа официальной статистики и рассмотрения действующего законодательства РФ.

О ФАКТОРАХ И РЕСУРСАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

        Опыт управления реальными производственными системами показывает, что темпы роста, указанные в Докладе, следует рассматривать как скромные.

Учитывая накопившиеся диспропорции экономики, прирост ВВП России, при исправлении указанных ошибок экономической политики, превысит 25-30 % в год.

Решающими факторами этого роста явятся:

1) совершенствование внутрипроизводственного механизма предприятий среднего и крупного бизнеса переходом на принципиально новую - нетоварную - форму хозяйствования, указанную ниже;

2) превращение государства в организатора синергетического эффекта взаимодействия всех отраслей и сфер человеческой деятельности на основе механизмов страховой общественно-экономической формации;

        3) развитие социально-экономической среды информационного общества как основы реализации отношений непосредственно-общественной собственности на средства производства;

       4) превращение человека и его культуры в главную цель экономики.

О ПОТЕНЦИАЛЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Большинство средних и крупных предприятий России организованы в капиталистической логике хозяйствования и имеют внутренние резервы, скованные противостоянием интересов собственников, наемных управленцев и наемного персонала.

 В 2005-2008 гг. в Новосибирске, в группе компаний ЗАО «СибелТелеком», охватывавшей 10 отраслей деятельности - от проектирования и капитального строительства до  производства и оказания услуг связи,  был реализован  уникальный хозяйственный механизм, давший 3-5 кратное превосходство по производительности труда в сравнении с капиталистически организованными конкурентами.

В основе изобретенного механизма лежал отказ  от товарной формы продукции и услуг предприятия и от прибыли, как критерия деятельности, и вытекающий отсюда  отказ от капиталистических форм управления персоналом.

Вознаграждение подразделений было поставлено в автоматическую зависимость не от финансовых результатов деятельности предприятия, как формы частной собственности, а от эффективного удовлетворения потребностей потребителей, с применением ИТ-технологий учета заказов, заявок и претензий  заказчиков и потребителей, а также процессов их выполнения.

За 3 года действия нового механизма, на внутренних факторах роста, состоялся более чем 8-ми кратный рывок по объемам производства, - среднемесячные приросты объемов выпуска продукции и услуг составили 6-10%, - более 100 % ежегодно.

Компания успешно вытесняла конкурентов из всех районов, в которые  приходила.

Капитализация компании стремительно выросла. Если изначально она имела отрицательную капитализацию – сумма долгов превышала сумму активов, а текущая деятельность была на грани паралича из-за кассового разрыва и платежного кризиса, - то через 3 года она приобрела существенную капитализацию и стала объектом внимания покупателей федерального масштаба.

Акционеры решили срочно зафиксировать капитальную «прибыль» и  стали готовить компанию к продаже. Для этого сменили руководителя  и произвели внутреннюю реформу, восстановили капиталистическую систему хозяйствования: штатное расписание, премиальную систему, внутреннее бюджетирование, пирамиду начальников и прочие инструменты управления персоналом, служащие росту прибыли.

В результате получили типичную капиталистическую фирму, понятную инвесторам из Москвы, но темпы ежемесячных приростов объемов продукции и услуг упали в шесть раз – до 1 – 1,5 % в месяц (12-15 % в год)!

Тем самым было доказано, что не только в сравнении с конкурентами, но и в сравнении предприятия с самим собой, при той же технике и  персонале, новый механизм дает высшую эффективность, чем товарно-капиталистический.

То есть, на практике успешно апробирована принципиально новая форма организации общественного производства: вместо товарного капиталистического, основанного на отношениях купли-продажи, прибыли и наемного труда,  испытано нетоварное хозяйство, основанное:

- на гарантийных обязательствах поставщика в отношении потребителей,

- на замене платежей - за товары и услуги - страховыми платежами за риски неудовлетворения потребностей потребителя,

- на отказе от вычленения прибыли из выручки предприятия,

- на замене наемного труда отношениями совместной деятельности,

- на ИТ-технологиях, интегрирующих совместную деятельность участников производства не финансовыми результатами предприятия, как формы частной собственности, а сквозными бизнес-процессами удовлетворения заказов, заявок и претензий потребителей.

Этот опыт показывает колоссальные резервы для  экономического рывка России за счет массовой замены экономической модели предприятий. Он описан в книге «Зеленая книга России. Путь к истинной модернизации». (См. 1) .

Темпы прироста ВВП России за счет этого фактора, при условии снятия интегральных ограничений социально-экономической среды, согласно экспертной оценке, вполне могут составлять 20-40 % ежегодно.

О ПОТЕНЦИАЛЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Кратный рост производительности труда на средних и крупных предприятиях в результате масштабного тиражирования указанной экономической модели, при сохранении объемов сбыта  продукции, может вызвать колоссальную проблему трудоустройства высвобождающихся работников.

Чтобы этого не произошло, необходимо опережающее формирование новой  социально-экономической среды предпринимательства и хозяйственной деятельности, включая новые формы взаимоотношений государства и бизнеса.

В частности, станут актуальны формы непосредственно общественной собственности на средства производства на основе институтов информационного общества, дающие любому гражданину России  эффективный доступ к условиям реализации и развития его способностей.

Механизмы такого доступа можно развивать и распространять уже сейчас с учетом реального опыта и заделов ИТ-технологий, в том числе имеющихся заделов в г. Новосибирске.

Новая социально-экономическая среда даст опережающее создание фронтов работ и занятости населения на основе самодеятельной инициативы народа, защищаемой, направляемой и гарантируемой государством.

О СУТИ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Механизмы гарантий и страхования прав и гражданской ответственности людей надо сделать  ключевыми отношениями общества, с превращением государства в гаранта и страхователя высшей инстанции.

Сегодня гражданское общество разъединено отношениями товарного производства, банковского ростовщичества и государственного налогообложения.

Бизнес и государство можно и надо объединить единым правовым механизмом гарантийного служения народу в многообразии его культур на основе страхования рисков неудовлетворения его потребностей.

Предлагается простой и прозрачный механизм синтеза нового общества, описанный в (1) и в  (3), в котором:

- отношения  купли-продажи заменяются отношениями гарантийных поставок продуктов и услуг и страхования рисков нарушения прав, хозяйственных рисков и гражданской ответственности;

- кредиты заменяются эмиссионными проектами граждан, под гарантии государства,

- налоги заменяются страховыми платежами за гарантийные и страховые услуги государственных отраслей.

Возникнет целостная система сверхэффективной общественно-экономической формации во главе с мощным государством, как гарантом и страхователем последней инстанции.

В этой формации сложатся следующие уровни страховых отношений:

1) базовый уровень предпринимательства и занятости:
здесь договоры купли-продажи и поставок товаров или услуг заменяются договорами гарантийного комплектования соответствующих потребностей;

2)  уровень государственного страхования гражданской ответственности бизнеса и бизнес-планов предприятий:
все профильные отрасли государства и органы госнадзора должны перейти на полную страховую систему финансирования – в меру выполнения договоров страхования гражданской ответственности и бизнес-планов предприятий, действующих в поднадзорной сфере;

3) уровень государственного страхования межотраслевой сбалансированности народного хозяйства:
на этом уровне осуществляется государственное страхование и перестрахование рисков специализированных страховщиков бизнеса и гражданской ответственности, и формируются сводные межотраслевые балансы функционирования и развития общества.

Предлагаем заменить все налоги платежами за услуги государственного страхования, а бюджетное финансирование – финансированием из страховых фондов, с выплатой вознаграждений чиновникам из этих фондов по остаточному принципу, за вычетом расходов на выплату страховок, устранение последствий страховых событий и на профилактические мероприятия.

Государственную налоговую инспекцию надо преобразовать в Государственное агентство страхования:

-  рисков нарушения прав граждан,

- рисков невыполнения бизнес-планов предприятий,

-  гражданской ответственности бизнеса.

Платежами по договорам страхования должны быть заменены все налоги.

Государство в лице всех уровней чиновничества и бюджетников будет заинтересовано составлять и оптимизировать сводные планы социально-экономического развития бизнесов и территорий и направлять творческую инициативу и предприимчивость людей на мероприятия, снижающее риски страховых событий, а также максимально содействовать им в делах повышения качества продукции и услуг и роста эффективности бизнесов.
2.6. О правильной субординации прав в экономике

В многоуровневой системе страховой формации предусматривается презумпция правоты застрахованного: обязательства страхователя должны иметь силу вексельных обязательств, исполняемых без суда и следствия, по факту заявления застрахованного в независимую инспекцию судебных приставов, с автоматической выплатой ему компенсаций, предусмотренных договорами.

В услугах суда должны нуждаться только поставщики и страховщики, но не застрахованные, и не потребители, чьи права должны иметь высший приоритет.
Высший уровень прав должен доставаться гражданам, как частицам народа.

Например, в сфере ЖКХ эта формация реализуется так.

Сегодня в сфере ЖКХ России отношения между собственниками и управляющими
организациями перевернуты «вверх ногами» и парадоксальны своей нелепостью.

Вместо служения жителям, управляющие организации служат бизнесу поставок коммунальных ресурсов и жилищных услуг.

Вместо прямого командования своими управляющими, собственники обязаны проводить нелепые митинги – так называемые собрания, без которых недействительно ни одно их решение, или обивать пороги надзорных органов с жалобами и просьбами.

Государство раздувает штаты надзорных органов, делая их отводной канализацией потока жалоб жителей. Эти органы подменяют собой прямые связи собственника и управленца или переадресовывают жалобщиков в суд. 

Законодатель искусственно создал проблему необходимости контроля за управляющими организациями и раздул миф о не квалифицированном собственнике, маскируя свою несостоятельность, как законодателя.

Предлагаемый механизм в сфере ЖКХ  снимет эти проблемы и будет действовать так.

Управляющие организации, чтобы быть именно управляющими, должны иметь прямые договоры доверенного представительства прав жителя перед поставщиками жилищных услуг и коммунальных ресурсов.

Каждый житель многоквартирного дома, независимо от соседа и минуя необходимость митингов или собраний, вправе выбирать доверенного управляющего, либо напрямую сам заключать договоры с поставщиками услуг и ресурсов, а также ограничивать доверенного управляющего в выборе поставщиков или иметь нескольких управляющих, специализированных по профилю поставляемых услуг или ресурсов.

Все платежи по всем договорам поставки услуг или ресурсов в сфере ЖКХ должны рассматриваться как страховые взносы по гарантийным обязательствам поставщика.

Причем уплаченные деньги должны накапливаться в целевых страховых фондах и оставаться в собственности жителя до той поры, пока житель не подтвердит свою удовлетворенность полученными услугами или ресурсами.

Любые нарушения поставок услуг или ресурсов дают право жителю на получение страхового возмещения из указанных фондов, причем это возмещение осуществляется автоматически, по факту подачи жителем заявления в независимую инспекцию, имеющую права судебных приставов.

Поставщики автоматически несут материальную ответственность за качество услуг или ресурсов, но вправе обжаловать решение жителя через суд.

Ответственность поставщиков подлежит государственному страхованию в надзорном органе по профилю деятельности поставщика. Страховые платежи по этому страхованию заменяют поставщику налоги. При надзорных органах формируются страховые фонды, призванные решать общие проблемы ответственности поставщиков перед населением.

Эти фонды служат источниками финансирования надзорных органов, а также профилактических мероприятий недопущения нарушений прав граждан поставщиками и выплаты поставщикам компенсаций тех убытков, которые возникают из-за претензий жителей в случаях, когда поставщики не виновны.

Последнее квалифицируется как общая проблема, подлежащая решению государственными органами, и потому страхуется ими, благодаря чему чиновники оказываются материально ответственными за создание и обеспечение общих условий функционирования сферы ЖКХ.

Из страховых фондов, формируемых взносами жителей по действующим тарифам поставки услуг и ресурсов ЖКХ, поставщики, в течение года,  получают авансы на текущую деятельность.

По завершении отчетного года, пропорционально  остатку указанных фондов, поставщикам, за вычетом авансов, выплачивается установленное договором вознаграждение. Неистраченная часть страховых фондов возвращается жителям.

Представленный механизм переворачивает субординацию отношений населения, бизнеса и власти.

Житель становится истинным хозяином положения: ему не надо никуда жаловаться, он напрямую командует доходами поставщиков, - это они вынуждены будут обивать пороги надзорных органов или суда, доказывая, что в конкретной ситуации житель оказался неправ.

При этом обеспечивается:

- максимальное удовлетворение возрастающих и развивающихся потребностей народа;

- максимальное раскрепощение творческого потенциала людей;

- эффективная сбалансированность развития народного хозяйства;

- максимальные гарантии прав и гражданских свобод.

ПЕРЕЧЕНЬ АКТУАЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Актуальны рекомендации следующего перечня, обоснованные в Докладе и направленные на расширение внутреннего рынка и подъем экономики:
1) организовать государст
венное страхование рисков нарушения прав граждан, бизнес-планов предприятий и гражданской ответственности бизнеса;

2) заменить налоги платежами за услуги государственного страхования граждан и предприятий;

3) заменить институт кредитования институтом эмиссионных проектов граждан и бизнеса, балансируемых и страхуемых государством; лишить банки права на эмиссию денег и на процент за кредиты;

4) заменить Налоговый кодекс Законом о служении Государства Народу; перевернуть субординацию властных отношений, внедрить институт государственных услуг народу;

5) убрать из всех законов России упоминание прибыли и доходов как оснований вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

6) заменить определение предпринимательской деятельности в ГК РФ, установив, что предпринимательство есть инициативная общественно-полезная деятельность граждан, направленная на создание новых производств и сфер деятельности, служащих развитию культуры и удовлетворению потребностей людей;

7) вытеснять бюджетное финансирование государственных отраслей нормативным финансированием из страховых фондов;

8) развивать институт народно-хозяйственного планирования на основе информационной базы страхования:

- бизнес-планов предприятий,

- гражданской ответственности бизнеса,

- конституционных прав и эмиссионных проектов граждан;

      9) ориентировать экономику на воспроизводство главного богатства нации – населения и его государства путем:
- снижения пенсионного возраста мужчин, - до 55 лет;
-  ввода доплаты за выслугу лет всем работающим пенсионерам;
- приравнивания материнства к государственной службе с начислением ежемесячного вознаграждения и пенсионного стажа;
- увеличения расходов на оборону, образование, науку и на реализацию проектов развития социально-экономической инфраструктуры;

10) стимулировать сокращение чистого экспорта предоставлением целевых субсидий компаниям-экспортерам;

11) допускать приватизацию или национализацию предприятий только в целях роста их социально-экономической эффективности: запретить приватизацию, цель которой сводится к продаже актива в частные руки.


Полный текст Доклада: http://www.proza.ru/2016/10/29/389