11. 125 лет со дня рождения Фалька

Михаил Самуилович Качан
125-летие со дня рождения Роберта Фалька «заметил» только Казанский художественный музей. Он отметил эту дату проведением выставки из своих фондов.
 
Именно тогда я по просьбе искусствоведа этого музея Светланы Новиковой переслал ей по электронной почте отсканированные листы каталога Фалька к его выставке в 1967 году в Академгородке.

А на следующий год прошла беспрецедентная по масштабу и качеству работ выставка в «Галеев-галерее» в Москве, и я обрадовался: Фальк не забыт!

Выставка прошла с огромным успехом.

По её итогам журналист Лиза Плавинская написала  «Посмотрите на работы Фалька близко, не зная истории или в плохих фотографиях, — вы не поймёте ничегошеньки. Какой-то русский сезаннист, если иметь в виду, что цифровую сущность Сезанна тоже всегда забывают.

Фальк требует, и пространство галереи это позволяет, совершенно особой точки созерцания и, конечно, созерцания подлинников. Вы водите носом по поздним работам и думаете: ну да, вот жёлтая, вот красная (все оттенки розового Фальк любил особо), натюрморт какой-то простенький или пейзаж не особо резкий…

И только издалека взгляд ваш наконец-то проясняется, и вы видите! Сама сетчатка, хрусталик, глазное дно — они чувствуют неизъяснимую, божественную нежность в дыхании перламутровых цветов, которыми всё это на самом деле нарисовано.

Невесомым становится массивный красочный слой, неизъяснимой делается физика пигментов и их связующих. Кто там — краб или омар, тыква или крыши Парижа-Москвы-Самарканда, неважно.

Это чудо сияния цветовых субстанций, из приличия принимающих более или менее узнаваемые формы. Но вы узнаете воздух Парижа из прозы Аполлинера, шуршание московских крыш из Пастернака и Самарканд из дневников Петрова-Водкина. Это всё современники Фалька, но я называю их наобум — здесь главное – не литературные матрицы, а тактильность визуального восприятия невидимого».

Этими словами я и хочу заключить мой рассказ о художнике Роберте Фальке.

Продолжение следует - "Мой Академгородок, 1967", Часть 2: http://www.proza.ru/2016/11/09/269