Русский авангард. Александра Экстер

Тина Гай 2
Александра Экстер (1882 г.р.), урожденная Григорович,  жила на сломе веков, когда традиционное искусство уступало место искусству новому: непонятному, яркому, феерическому. Кубизм, футуризм, импрессионизм, постимпрессионизм, беспредметность, абстракционизм, супрематизм… Главным становилось не изображение натуры, а впечатление, настроение, мысль и философия.


Но становление Экстер как художника было связано не с Россией, а с Францией, в которой она прожила с небольшими перерывами семь лет с 1907 по 1914 год, учась живописи у знаменитых художников. В 1903 году, выйдя замуж за кузена, обеспеченного адвоката Экстер, она получила возможность ездить по Европе и знакомиться с живописью известных мастеров.


В Париже Александра не только училась, но и имела свою мастерскую,и  здесь у нее было много знаменитых друзей: Пикассо, Леже, Аполлинер, Брак, супруги Делоне и другие. Кроме того, она участвовала в нескольких парижских выставках (салоне независимых, «Золотое сечение»), что давало ощущение вписанности во французский контекст.


Понятно, почему Экстер чувствовала себя в гораздо больше степени французской художницей, чем  русской. Это в том числе было одной из причин, почему она решила в 1924 году остаться во Франции навсегда, но при этом  не примкнула к русской эмиграции, хотя до конца дней сохраняла советский паспорт и советское гражданство, даже во время Второй мировой, когда это граничило со смертельной опасностью.


Александра Экстер умирала в небольшом городке под Парижем Фонтене-о-Роз в полном одиночестве, нищете и совершенно больная. В последние два года жизни она собирала и укладывала в коробки свой архив, чувствуя, что жить ей осталось недолго. В годы войны Экстер выжила только благодаря помощи друзей, в частности, Симона Лиссима, ее ученика, эмигрировавшего после октябрьской революции в США.


В благодарность за помощь она завещала ему большую часть своего архива, который Лиссим увез после смерти художницы в 1949 году в Америку. Ее работы рассеяны  по всему миру. Они есть во Франции, Америке (большая часть), в различных городах России, в Германии, Австрии, Новой Зеландии, Швеции, на Украине и в основном в частных коллекциях.


Сегодня картины Экстер продаются на аукционах за миллионы, за ними гоняются коллекционеры, их подделывают, что является признаком популярности, и многое из выставляемого под ее именем, требует тщательной экспертизы на подлинность.


Самой дорогой   картиной Экстер, проданной более чем за миллион фунтов стерлингов, является «Венеция» (1925). Картина - настоящий праздник цвета и света. Многочисленные мостики, дворцы и храмы - все наполнено звуками радости и счастья.


В России русско-французская художница жила и работала сравнительно недолго – всего десять лет: с 1914 по 1924, но в эти самые плодотворные для нее годы она приняла участие во всех знаменитых выставках русского авангарда:


Бубновый валет; 0,10, Трамвай В; 5х5=25 и других, но ни одной персональной выставки в России в те годы у нее не было. Были у Малевича, Татлина, Поповой, Удальцовой, а у нее - нет. Очень энергичная и активная, Экстер активно работала в театре, кино, стояла у истоков ар-деко, экспериментируя в декоративно-прикладном искусстве и дизайне,


работала в Москвошвее, создавая парадный мундир для Красной Армии и эскизы модной одежды. Придавая большое значение красоте быта, она делала эскизы платков, скатертей, шарфов, многому научившись у Сони Делоне еще живя в Париже. Кроме того, она активно участвовала в оформлении Одессы к празднику Первое мая.


Молодая художница играла роль своего рода связующего звена между русской и европейской культурой, а позднее, входя в круг художников русского авангарда, часто становилась примиряющей фигурой, находя компромиссы между художниками. Без этого никакие выставки просто бы не не состоялись.


Еще живя в Париже, Экстер привозила очень много интересной информации о новых веяниях в европейской живописи, знакомя художников и знакомых с последними новинками европейского авангарда. Ее киевская квартира превратилась тогда в своеобразный  культурный салон, а позднее – в центр авангардного искусства. В квартире бывали Ахматова, Мандельштам, Малевич, братья Бурлюки и другие.


В 1915 году Экстер примкнула к группе Казимира Малевича и в следующие два года у нее появляются супрематические композиции. Вместе Малевич и Экстер работали в артеле знаменитой украинской деревни Ветровка, изучая народное искусство украинской вышивки.


Малевич безгранично  доверял своей ученице  и единственную впускал в святая святых - собственную мастерскую, остерегаясь преждевременного раскрытия своего открытия - супрематизма. Но прославилась Экстер, прежде всего, своими театральными работами.


В 1916 году ее пригласил на работу в Камерный театр Таиров, первым заметив ярко выраженную театральность ее работ. Сотрудничество было очень плодотворным, хотя длилось недолго, всего пять лет, и закончилось полным разрывом.


Вместе они поставили три спектакля: по пьесе Иннокентия Анненского «Фамира Кифаред» (1916), «Саломея» по книге Уальда, и Ромео и Джульетту по Шекспиру (1921). Оформление фойе театра, занавеса, костюмы и декорации были равноправными участниками спектаклей, а о последнем из них, «Ромео и Джульетта», критики писали, что Экстер затмила Таирова.


Это стало концом их сотрудничества. Спектакль критика назвала  для Таирова провальным и вскоре он был снят. Но идеи и достижения Экстер как театрального художника оказали огромное влияние и сама она многое из найденного использовала в своих последующих спектаклях, как на русской сцене, так и на французской.


Экстер  впервые отошла от горизонтальных декораций, предложив вертикальные. Все действия  «Ромео и Джульетты» разворачивались на семи мостиках, расположенных на разных уровнях, и одновременно соединяющих дома Монтекки и Капулетти.


К настоящему времени сохранилось достаточно много эскизов костюмов, но ни одного живого, а все попытки сшить их заново оканчились неудачей. Материал, мастерство и многое другое утрачены навсегда.


Визитной карточкой Экстер является цветовая насыщенность ее работ, ритм и форма. Не исключение и театральные работы. Начинала художница, как и многие другие русские авангардисты, с импрессионизма, где цветовая насыщенность еще только нащупывалась.


Но переходя к кубизму и особенно к кубофутуризму, все сильнее и насыщеннее становились цвета, словно выплескивающиеся за пределы форм. Кубофутуристические костюмы были характерны не только для спектаклей Таирова, но и для кинофильма Протазанова «Аэлита», для которого она создала сверхнеобычные для того времени костюмы.


Во всем, что она делала и чем занималась, а занималась Экстер не только живописью и театром, но и создавала рукотворные книги, увлекалась гончарным искусством, преподавала, она всегда придавала главное внимание качеству исполнения. И закончить хочу этот небольшой рассказ о замечательной, но малоизвестной художнице русского авангарда стихотворением Анны Ахматовой, посвященным  Александре Экстер.


Старый портрет
                А.А. Экстер


Сжала тебя золотистым овалом
Узкая, старая рама.
Негр за тобой с голубым опахалом,
Стройная белая дама.


Тонки по-девичьи нежные плечи,
Смотришь надменно-упрямо;
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.


Возле на бронзовом столике цитра,
Роза в граненом бокале...
В чьих это пальцах дрожала палитра,
В этом торжественном зале?


И для кого эти жуткие губы
Стали смертельной отравой?
Негр за тобою, нарядный и грубый,
Смотрит лукаво.
(А.Ахматова. Осень 1910. Киев)


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/ekster/