Как мы играли

Галина Калинина
   Ранней весной, как только растает снег на высоких небольших полянках, и от просыхающей земли задымится пар, собирались мы, деревенские ребятишки, около загидулинского дома  в центре деревни, договаривались, как будем играть: в лапту, в прятки, «из круга вышибало», «десятки», «девятки у стенки», или «скакалки у плетня», через привязанную с одной стороны верёвку. Но, почти всегда, наши весенние игры, после горячих споров и голосования поднятием рук, начинались с игры под названием «из круга вышибало». Без лишних споров одновременно начиналась подготовка к игре. Кто-то искал палку и начинал чертить «круг» – он только так назывался, а на самом деле это был большой прямоугольник во всю, освободившуюся от снега  и просохшую  поляну. Кто-то расчищал площадку, убирал всё, что могло помешать игре: стёкла, палки, мусор. Кто-то бежал домой за мячом. Из принесённых выбирали самый удобный для броска: не очень большой, чтобы можно было обхватить рукой; чтобы был мяч не слишком сильно надут и не бил больно при попадании в игрока; и не сильно слабый, чтобы летал не медленно, а быстро.
   Когда всё было готово, начинали создавать команды и выбирать командиров, «маток». К ним должны были обращаться игроки в случае спора, командир определял места играющих на площадке, вёл счёт очков своей команды, количество попаданий, сколько раз из 10 пробегает оставшийся игрок в последнем круге. Самые взрослые и ответственные выбирались командирами. Затем шёл расчет: при помощи считалки или деления парами. Дети, одинакового роста и силы, подхватывали друг друга под руки, отходили в разные стороны, чтобы их никто не подслушал, и тихонько договаривались, кого и как будут называть, затем подходили к командирам и выкрикивали такие слова:
- Матки-матки, чей допрос?  Капитан или матрос?
Или:
 - Матки-матки, чей допрос?  Яблоко или апельсин?
А «матки» по очереди должны были отгадать, кого бы они хотели взять в свою команду: «капитана» или «матроса», «яблоко» или «апельсин» и т.д. С радостью, с возгласами приветливо принимают каждого следующего игрока во время деления, пожимают руки, обнимают. 
    Наконец деление закончено, и сформировавшиеся команды запоминают своих игроков.
    Далее начинают деление команд «матки».   Чтобы не было раздоров, одна «матка» берёт в руки две палочки разного размера, кладёт их рядом, зажимает в кулаке и договаривается: например, короткая – в круге, длинная – за кругом. Другая «матка» вытягивает одну из двух палочек.  Таким образом, одна команда оказывается в круге, их будут выбивать, другая – за «кругом», им нужно метко кидать мяч, чтобы попасть в игроков, которые находятся в «круге».  Обе команды всегда были довольны. Кто бы ни бегал в круге, чтобы его выбивали, или за кругом, чтобы выбивать из круга членов другой команды.
    Из девочек нашего возраста мы с Фаей Загидуллиной бегали быстрее всех, из мальчишек - Овчинников Сашка. А из старших - Овчинникова Фая. Дети радовались, если в команду попадали эти участники игры. Но если в "круге " оставался один из них, старались выбить в первую очередь тех, кто бегал быстрее всех, иначе в "круге" могла оказаться опять та команда, что и была. ПробЕгает десять раз из края в край, не выбьют ведь! Увёртливая и быстрая!

   Вот такие воспоминания детства  нахлынули вдруг под старость. Вот бы и сейчас дети играли в такие игры! Интересно! Да и развитие какое! Не то, что за компьютером сидеть.