Акафист пионерскому лагерю

Геннадий Копытов
(Фрагмент из романа.) 
                Детство – это то, что мы потеряли во               
                времени, но сохранили в себе.
                Эльчин Сафарли "Я вернусь".


"На дальней станции сойду,
Трава по пояс,
И хорошо с былым наедине
Бродить в полях ничем,
Ничем не беспокоясь
По васильковой синей тишине"...
        Михаил Танич

"Тихо река мне тогда повторила,
Чистое поле в дали повторило,
Веткой береза, качнув, повторила:
-Не остуди свое сердце, сынок!"
       Виталий Лазарев.

***

Торжественный, духовный Гимн советскому пионерскому лагерю!


По привычке, когда пишу о себе и событиях, в которых принимал участие, то все откровенно, до мелочей.
Это-осознание сверхответственности, как будто, заполняешь чистый лист своими деяниями и мыслями, самому Богу в Душу.

Да и разве можно быть безразличным и неправедным к месту, где ты любил, и тебя любили и ненавидели!?
Для меня это навсегда - «место силы» (как у Карлоса Кастанеды) и если хотите, сакральное место! Такие же, как спортзал и школа и, конечно же, беззаветный пионерлагерь «Березка».

***

Раннее субботнее утро в лагере. Солнце встает из-за сонной сырой стены осин и лип.
Влажно и остро, обволакивает запахом, свежескошенной травы...

Когда мы были поменьше, в такое утро, открыв глаза, обнаруживали на спинках наших кроваток, чистые рубашки, носочки и штанишки. Это значит, что сегодня приедет мама!
Я всегда удивлялся, когда же воспитатель и нянечка успевали,найти в чемоданчиках и разложить все наши вещички...

   Баба Маня (тогда ее еще звали тетя Маша)- Хозяйка этих мест и наша Берегиня!
Ее небольшой дом был за территорией лагеря, прямо, напротив въездных ворот,
на границе леса и поля. Как у Бабы-Яги, на границе Нави и Яви.
Числилась она вторым сторожем и получала за это, от завода, микроскопическую зарплату.

   С самых яслей, каждый вечер, она поила нас парным молоком, по 10 копеек за огромную кружку. Присматривала за нами, по просьбе наших родителей, на ясельных дачах.

   Баба Маня вывела свою корову ЗОрю на прокошенный луг, на опушке бесконечного совхозного сада. Над ЗОрей, сразу  же, завертелись оводы, зажалили ее. Зоря скучно жует траву, лениво отмахивается хвостом. Баба Маня, засунув, сухие ручки под фартук, смотрит укоризненно на Зорю...

  Я выбегаю из ворот, равняюсь с бабой Маней и машу ей рукой. Она кивает мне и подзывает к себе.
Подбегаю к ней, глажу Зорю по голове и по нежному уху. Она дергает головой и беспокойно, переступает ногами.

-Геня, (баба Маша, так зовет меня с яслей) бегаешь?
 Я киваю. Помоги с ребятками - сено поворошить и стог наметать под навес. ВО сколько, мотокосилкой, совхозные наваляли! Дочь из  Москвы, с зятем, не скоро приедут. Погниет все... И дрова, наколоть на поленицу, надо бы... Мальчишек наших: Мишку, Валерку, Женьку позови. Вам, все одно, разминка и спорт!.. А вечером молоко пить приходите, так, без денег...Хотите, девочек своих приводите! Пусть тоже, парного молочка, попьют! Это ж, не помои магазинные! 
Я хмыкаю:-Нет у нас девочек! Всех "деревенские" увели! Одни придем!
Не хотелось обирать Бабу Маню, даже по мелочам. Жила она бедно.
-Как же, нету!-качает головой баба Маня:-Вчерась вечером, на танцы пошла с внучкой, посмотреть! Как глянула, что там деется ?! Все по кустам разбрелися! Бознатьшто! Страм!
-Теть Маш, это не мы!
-Да уж, буде говорить-то!...
-Ладно, теть Маш, придем после обеда, поможем, с удовольствием!

   Я бегу дальше и сворачиваю на тропинку, диагонально втекающую в березовую рощу.
 Слышу музыку из лагерного репродуктора:
- Выступает - "Большой Детских Хор Центрального Телевидения и Всесоюзного Радио"!:

-Спроси у жизни строгой:
-Какой идти дорогой?
-Куда по Свету Белому отправиться с утра?
-Иди за Солнцем следом, хоть этот путь неведом,
-Иди мой друг, всегда иди, Дорогою Добра!

Я бегу по плотной, широко натоптаной тропе, увеличивая скорость. Под горку бежать легко и приятно. Белые стволы слились в мерцающий стробоскопный поток-тонель. Прыжок через небольшой овражец. Отсюда, легко-покатый путь прогнулся вниз на тридцать градусов. С максимальной скоростью слетаю с березового бугра в лощину между березняком и еловым перелеском.

Лощина - это гнуто вытянутая, с севера на юг, с покатом в ту же сторону, поляна пятьдесят на четыреста метров, между берёзовым и еловым массивами..
На той стороне, затененная тяжелыми  еловыми ветвями, ползет, зарастающая, двухколейная грунтовка.
 
Памятная долинка-лощинка "Костровая".
Почти в центре её незаживающее черное родимое пятно от сотен "прощальных костров". В полусотне участвовал, а  пару десятков из них, собирал собственными руками.

Перебегаю поляну поперек, уходя влево от Костра. В еловом сумраке, в 10 метрах от дороги бурты, которые в детстве мы считали: то партизанскими землянками,то укрытиями для советских танков.

Выбегаю мимо елей, к колхозному полю через редкий осинник.
Пшеница рУсо и широко выстилается во все стороны, как мне чудится, до самого фиолетового тумана на горизонте.

Постепенно сбавляю темп. МашУ руками, восстанавливаю дыхание.
Сажусь на бревно, но вдруг подскакиваю и ныряю в хлеб. Знаю, что это вредно Полю, но не могу себя сдержать.

Хлебные колосья, цвета волос любимой девочки, размыкаются надо мной, а за ними глубокие синие небеса, как её глаза!
Треск кузнечиков, покалывание тела колосками, через тонкую мокрую майку, ощутимый жар Хлебного Поля!
Шорох и раскатывание в ладонях твердых хлебных зёрен...
Откуда это!? Я насквозь городской, ни бабушки в деревне,ни даже дачи, у меня нет!...
Просто я вырос здесь!

***

Сколько раз призывал себя: – прекратить, не безвредные манипуляции, с ностальгией по детству в лагере! Ну или, хотя бы, мыть руки и голову, хозяйственным мылом, после!..

Это одновременно и наркотическая эйфория счастья, и боль опустошения!
«Нелепый» лагерь, он так врос в меня, что стал частью меня. Мне казалось, что он будет всегда!
Он столько всего мне дал, что мои ничтожные попытки, как-то отплатить ему за это, оцифровать эти, обострённо просветленные воспоминания, так и останутся бледной березовой рощицей, не выпустившей ранней весной, под солнце, микроскопические зеленые листочки. А теперь, уже и вовсе, заросшей бурьяном и заглохшей, обратившейся в задичалую "крепь"...
"Комсомольское затмение августа", "Березовый апокалипсис", "Inga-verr-hiin"- лишь одиночные, неясные пиксели на непрорисованной объемной картине! Серебряные, тридцатиметровые, стволы подпирают самый верх неба и непроглядную глубину бесконечного леса.

Страна, официально, была атеистической, но березовая роща, и сам лагерь, стали нашей совестью и религией! Нашим зеленым храмом под синим, бескрайним небом детства.

Взрослея, я не расставался с ним.
Долго работал на заводе, содержавшем лагерь:
-весной убирались в лагере, ремонтировали дачи, готовили его к заезду детей,
-каждый год участвовал в «зарнице» в качестве судьи,
-зимой, все выходные выезжал на лыжную базу в лагере,
-осенью, в самом начале сентября, когда стоят еще теплые дни и вечера, с пятницы по воскресенье, с семьей там же, на заводской турбазе, которой становился наш лагерь.

   Путевки в охотхозяйство «Рудневское» брал, только чтобы бродить, в основном, вокруг лагеря. Там зверя совсем мало. Стрелял, по пням и весною на вальдшнепиных тягах.

Разве можно забыть, как в апреле, после "тяги" приперлись в лагерь к сторожу "Водяному" - дяде Володе. К тому самому, который прикрывал нас в изоляторе, своей дубиной и фуражкой! Хотя, ему больше подошло бы - "Леший", но на заводе, он работал сантехником-водопроводчиком, и потому приросла кличка "Водяной".
  На ГАЗ-66, двенадцать пьяных охотничьих рыл! Я не пил с ними, и поэтому долго собирал по кустам, наших охотников, уставших от "бутылочной тяги"! Штук шесть вальдшнепов отдали дяде Володе.

  Темень. Он усадил нас под навесом и зажег электрический фонарь над столом. Вытащил и поставил на стол два ведра сока! Одно - березового, другое кленового!!! Охотники пили с дядей Володей, водку и самогон, а я упивался кленовым нектаром, который стал для меня - лесным кресением!
 
  Дядя Володя "Водяной", как и Баба Маша, был неотделимой сущностью этих мест! Суровым хранителем лагеря  и леса, как Велес!
  От его огромного хозяйства, к 2016 году, остались только, прорастающие лещиной: расстекленный дом и ржавая "Победа"!

Через год, после той "тяги", работал в "Березке", одновременно, дворником и кочегаром. Скорее - отдыхал там, со старшим сыном.
Как-будто, опять получил путевку в детство! На двадцать шесть дней!

   По вечерам, вел секцию рукопашного боя, для отдыхающих школьников. Параллельно успевал флиртовать: с воспитательницей 3 отряда, с ее вожатой и врачом медпункта. Осталась-таки тяга к врачихам и педагогам!!! Ей было тогда тоже 26 лет!

  Познакомился с тетей врачем при забавных обстоятельствах!
 Я шел с сыном в библиотеку. Проходил мимо медпункта, когда Татьяна Михайловна - врач лагеря, побелевшая, как ее халатик, выскочила с визгливым: "Ззмея в изолятореее!!!" Все, кто был в эту секунду рядом с медпунктом, ринулись прочь, во все стороны! Будто, одновременно, получили центробежное ускорение!
Не осталось н и к о г о. Врачиха с надеждой смотрела только на меня...
Сказал сыну: не двигаться  и не  пугаться, что бы не увидел.

Медленно вошел в изолятор. Четыре, застеленные белоснежным бельем, кровати. На контрасте с этим - необычайная грязная вонь! Отвратительная - змеиная. Еще противнее - непрестанное, опасное шипение, где-то рядом. Медленно опустился на колени. Под крайней правой кроватью, в самый угол, забился огромный черный уж! Я боялся, что это окажется гадюка,но два желтых пятна были там где нужно! Я попросил у Татьяны Михайловны тряпку и швабру. Не входя, из-за двери, она мне все это подала. Подсунул швабру под морду змеюке. Она, ощутимо, несколько раз стукнула в перекладину швабры! Набросил тряпку на острую, прыгающую головку, прижал шваброй, ухватился, ниже головы, левой рукой. Вытащил. Вонь выбивала слезу. Уж оказался огромным. Метра полтора длинной, толщиной - мои пальцы не смыкались в обхват! Показался очень тяжелым. Выхожу на улицу. Держу змейку на вытянутой руке, на уровне плеча, при этом хвост волочился по земле. Стена людей ахнув, осела назад, метра на два. Только, мой пятилетний сын, как загипнотизированный, не сдвинулся, провожая, округлившимися глазами мини-питона, в папиных руках.

 Проношу, демонстративно замедленно, мимо всех, этого монстра. Отмечаю восторженный взгляд Татьяны Михайловны. Я аккуратно, отнес ужика к пруду. После этого мы с Таней и подружились.
  Водили в старый, совхозный сад, по ягоды, себя и наших малышей. Ее дочка и мой сынок-почти ровестники. Старый сад зарос черноплодной рябиной. Кусты образовывали тоннели, под которыми был сплошной ковер ягодника.  Дети проходили свободно в этом тоннеле, а нам же с Таней, приходилось нагибаться...
  В бане, которую я топил, под потолком помывочной жила ласточка с птенцами. Она влетала через открытую форточку, втискивалась в гнездо из соломы и глины. Птенцы начинали орать...и отвлекали от занятий...
 
Пионэрам, в тот год, уже не нужно было драться с деревенскими. Да и "пионэров" к  тому времени уже давно отменили. Лагерь охраняли два бравых милиционера с оружием.

  Однажды, они подкинули нас троих, от поселка Архангельский до лагеря, на милицейском мотобайке "Урал" с люлькой! Впятером на мотоцикле! Жена с сыном в люльке, а я висел на кронштейне позади люльки. Пару раз слетал, ноги соскакивали на асфальт и бежали, догоняя "моцик". Хорошо, что хоть, руки держались!

  Я подружился с этими замечательными, простыми русскими парнями.
  Буквально через два месяца после дежурства в "Березке", эти ребята будут откомандированы в Дагестан...

Я выезжал в горы, на море, но это не заменяло "Березки", ее природы. Лагерь был самодостаточен и незаменим ничем.
Деградационные "перестройка" и "реформы" уничтожили его!

Я долго не хотел смириться с тем, что не могу приехать туда и отвезти на отдых своих детей.
Зачем мне нужна зависимость от этого места? Бесконечная и иррациональная, к несуществующему!? Как и первая, бессмысленная, психосоматическая любовь!?
Я привязался душой к нему! Как, впрочем, наверняка многие.  Знаю, что миллионы моих ровесников, болезненно, проглотили этот ком  несварения, разрушенной памяти о детстве...

Копытов Г.Л.

05.11.2016 г.

PS. Мнение писателя.

  Увы, в наше время многие вещи, которые были востребованы в СССР,
абсолютно не нужны, по мнению чиновников.
Попытки воссоздать ту инфраструктуру подростковых и школьных учреждений
в формате пионерлагерей и центров отдыха и воспитания молодежи, увы не дают эффекта,
так как это капля в море безразличия и равнодушия,
построенного на жажде наживы.
Пока мы не восстановим, а вернее не создадим заново подобную систему,
о будущем поколении останется только мечтать.
Но надеюсь, что все придёт в норму...Когда-нибудь.

Игорь Черник - автор "Прозы.ру".