ИЛЬЯ В РАЗДУМЬЯХ
НАШ ПРАВНУК ИЛЬЯ
ЧАСТЬ 9 ПОСТИГАЕМ СИСТЕМУ ЖОХОВА
Вот и наступили первые каникулы.
Наконец, привезла баба Стэлла внучка Илью на дачу.
Он приехал радостный и говорит:
- Целых 8 дней не нужно теперь в школу ходить.
Бабушка не удержалась и подлила в бочку Илюшиных радостей ложку дёгтя:
- И не мечтай! Всё забудешь, что мы успели с тобой выучить. Будем каждый день повтореньем заниматься.
Первый день Илье дали передохнуть.
А на второй день бабушка заглянула в комнату Ильи и говорит ему –
- Я тебя жду. Пойдём заниматься.
- БА! Я приду через 80 минут.
- А почему не сейчас?
- Щас! Ума ещё чуть-чуть наберусь и приду заниматься.
Ладно. 80 минут не засекали, так как у Ильи эта цифра случайно слетела с языка… Вероятно, она ассоциируется у него с понятием – МНОГО…
Ба ушла на кухню продолжать готовить обед, а Илья опять уткнулся в её телефон Смартфон с интернетом.
Телефон он выпрашивает за неимением планшеток. Уже – 4 планшетки – «имели право быть в прошлом»: наш подарок, плюс подаренная родителями отца, да ещё – Стэллой с Сашей… Правда – четвёртую Стэлла сама разбила, уронив…
В общем, Стэлла, наконец, заполучила Илью для занятий.
Открыли тетрадь.
Стэлла пишет ему столбиком три слова:
СТУЛ
СТОЛ
СТО
Сначала он должен прочитать слова. Читает, причём, называя сначала отдельные буквы, а потом - всё слово. Это уже не по системе Жохова, а по нашей старой, общепринятой системе.
Затем, Стэлла задаёт ему вопрос:
- Слово – СТОЛ. Если мы уберём половину слова СТОЛ, что останется?
- Полстола – отвечает Илья, не задумываясь…
А теперь настала пора обратиться к системе Жохова.
Если помните – как учат детей читать в обычных классах и дома?
Сначала – буквы - М и А, потом из букв складывают – слога, типа – МА...МА, а потом слога – в слова – МАМА…
По системе Жохова дети сразу начинают не складывать слога, а запоминать их механически.
Учительница Ильи, раздаёт в классе всем ученикам листочки, на которых написан СЛОГ из двух, позже – из трёх букв. Они должны обвести буквы, а потом написать целую строчку этого СЛОГА. Дома – закрепить, написав то же самое.
По идее – ученики должны запомнить механически – не буквы, а – СЛОГА.
На уроках чтения им предлагается сразу же, из уже заученных слогов читать слова.
Пример:
ЖИ-ЛИ БЫ – ЛИ СТА- РИК И СТА-РУ-ХА.
Сначала писали слога: ЖИ, БЫ, ЛИ, СТА и т.д.
Дети, которые пришли в первый класс, уже умеющие читать и писать, это всё понятно – будущие отличники.
Но нашего-то Илью мы с детства приучали запоминать буквы. И каких только игр он не осваивал с этой целью, начиная с кубиков и электронных музыкальных азбук с картинками…
Он знал, например, что буква М – это МАМА, буква П – папа, И - ИЛЬЯ.
Поэтому сейчас, видя перед собой – СЛОГА, он сначала называет буквы, а потом уже складывает их в слога.
В результате он мучительно долго осваивает процесс прочтения, например, слово – СТАРУХА.
СТА + РУ + ХА…
С + Т + А = СТА
Р + У = РУ
Х + А = ХА
Складывая три слога, он называет последние два = РУХА, а про слог СТА он уже забыл…
Я не против системы Жохова. Но получается, что детей, которых дома начинали учить по старой традиции и не доучив до момента освоения ЧТЕНИЯ СЛОВ - нужно переучивать…
Да, мы согласны, что забрав у родителей ребёнка (Илью) к себе, все взрослые избаловали его - донельзя, не подготовив к школе. И оправданий этому нет. У прадедов одних – болезни да дачные заботы, у дедов – «фирма банкротится, нужно деньги зарабатывать» и т. п. заботы.
В детский сад из-за болезней – три дня ходит – две недели болеет...
И – ребёнка упустили…
В школе за два месяца дети по выученным слогам «прочитали» сказки такие, как – «Курочка Ряба» и «Репка».
А теперь вспомним начало учебного года. Илья сразу заявил, что учиться не хочет. Учительница (по корректным соображениям имя её и номер школы мы называть не будем), не велела родителям готовить с ребёнком домашние задания.(Это рекомендуется системой Жохова) Но, ведь, и в школе она игнорировала демонстративное поведение Ильи – не желание учиться и играющего на уроках пальчиками в военные игры.
А время-то шло. Илья, не умеющий читать, с первых же дней стал отставать от учеников класса.
Но не он один пришел в школу неподготовленным. Одна из мам, чей мальчик никак не мог понять «систему Жохова» обратилась за разъяснениями сначала к учительнице, а потом - к заучу с вопросом. Как же быть – дома заниматься с ребёнком не рекомендуют, а в школе у него уроки не усваиваются?
И получила довольно ясный ответ.
По системе Жохова в классе должно быть – 22 человека.
В классе, куда приняли Илью – 34 ученика. Значит - 11 человек – лишние. В течение года отсеивать никого не будут, чтобы не травмировать психику ребёнка. Но в следующий класс переведут не всех, а оставят только – 22.
Затем маме этого мальчика был сделан выговор за то, что ребёнка к школе не подготовили – не научили читать и писать…
Отсеянные дети будут переведены в обычные классы, где обучают по привычной, стандартной, знакомой всем родителям – системе обучения…
Бабушка Стэлла, получив от этой мамы такую тревожную информации, с рвением взялась за выполнение домашних заданий вместе с Ильёй. И вместе с ним постигать секреты системы Жохова.
В результате - дома Илья занимался вечерами с БАСТЭЛЛОЙ по старой системе. А в классе - мучительно не понимал - что от него хотят, обучая по системе Жохова.
Столкнулись лбами две системы. Какая победит и когда?
Нам прадедам трудно судить о деталях проведения конкретных уроков по системе Жохова. Мы на уроках не присутствовали. Мы можем что-нибудь и напутать.
Но попробуем рассуждать дальше, беря за основу отголоски подробностей, доходящие до нас.
Перейдём от чтения к математике.
Первое, с чего по системе Жохова начинаются уроки математики...
Дети должны, не вдаваясь в подробности выучить, как таблицу умножения – вычитание и сложение чисел в пределах 10. Не считать, понимая, а именно - заучить механически таблицу...
И опять по причине того, что учительница игнорировала нежелание Ильи заниматься на уроках со всеми вместе, он отстал. И пришлось бабушке вместе с ним изучать эту таблицу дома, догоняя пропущенное Ильёй на уроках. В результате Илья стал уставать, нервничать. Стэлле пришлось перекочевать жить на школьную неделю - в Москву. Илью стала забирать раньше с продлёнки.
Он довольно быстро освоил прямой счёт: 1 + 1, 1 + 2 и т.д.
Но ему трудно дается сложение и вычитание с перестановкой чисел.
Например, 2 + 7 = 9. Легко… А следом сосчитать – 7 + 2 = ? уже – проблема.
Считает на пальцах… То же самое и при вычитании.
Может быть, действительно нужно просто зазубрить эту таблицу?
Но и запоминать такую таблицу на память в разнобой тоже ему трудно.
А класс начинает уже оперировать числами в пределах тысячи.
Сначала они осваивают сложение сотен и десяток, например:
2000 + 60 = 2600, дальше – сложнее... Подробности я не знаю, врать – не буду.
И в результате, перед каникулами учительница дает следующее домашнее задание на сообразительность.
Я не могу нарисовать здесь треугольник, но попробую, использовав придуманный мной вариант изображения фигур.
.............................о
.........................../...\
..........................о.....о
........................./........\
........................о....о....о
В нижнем левом кружке ставим цифру – 1, в правом – 2 и вверху – 3.
В кружках, поставленных в середине сторон треугольника нужно проставить цифры – 4, 5, и 6, но так, чтобы суммы цифр в каждой стороне треугольника были равны…
И можете себе представить – что тут началось. Родители перезванивались между собой по поводу вариантов этой задачи.
Мало того, на дом была задана и вторая задача - в каждой стороне треугольника рисуется не один, а – два кружка. Во вторых кружках расставляются цифры – 7, 8, и 9.
Кроме определения равных сумм, добавлена задача на логику.
Нужно отыскать логику при проставлении цифр в кружках, позволяющую автоматически определять – какую цифру в какой кружок следует поставить, чтобы получить нужную сумму.
Я не знаю – как решили эту задачу родители учеников, но у нас происходило это приблизительно следующим образом.
Стэлла нам обозначила на листке бумаги задачу и убежала в свой дом.
Учёный наш прадед – Виктор, вооружившись ручкой, расставлял цифры на листке бумаги. Я делала то же самое.
Очень скоро он сказал, что сумма каждой стороны треугольника равна 9.
А цифры должны быть расставлены в следующем порядке:
1 + 6 + 2 =9.......... 2 + 4 + 3 = 9..........3 + 5 + 1 = 9
Треугольник замкнулся.
А потом проставляем цифры - 7, 8, и 9
И на второй задаче Виктор Анатольевич застрял надолго…
Я, просидев за компьютером, как обычно - до трёх ночи, и ложась в постель, вспомнила о задаче, после чего я так и не смогла в эту ночь уснуть вообще.
Я стала расставлять цифры в уме. Но после трёх инсультов, уж, если я забываю многие существительные слова, то с цифрами у меня дело обстоит ещё хуже.
Я расставляла в уме цифры по углам треугольника – 1, 2, 3…
Затем вписываю в каждый кружок – 4, 5, 6.
Складываю цифры по одно стороне треугольника, но в это время я уже забываю – какие цифры проставлены дальше…
Наконец, для начала разбудив Виктора в 6-15 утра – он в это время капает себе в глаза, я всё-токи осилила первую задачу. А о второй я уже и не помышляла.
Занялась отыскиванием логики…
Виктор опять уснул. А я подумала – не даром же я на работе считалась отличным системщиком.
Не могут же шести и семилетним детям дать не посильной сложности задачу.
Вспомним – что они прошли на уроках за первые два месяца обучений?
Они выучили таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 10.
Условия задачи ограничены 9-ю цифрами. Значит, задача – перед каникулами преследует проверку знаний по пройденному материалу: сложение и вычитание чисел, входящих в десятку.
Начнем с 9-ки…
Суммы трёх чисел, находящихся по каждой стороне треугольника равны 9.
X + Y + L = Z..........1 + Y + 2 = 9..........9 – 1 + 2 = 6
Следовательно, по первой стороне треугольника между 1-й и 2-й ставим 6.
То же самое по двум другим сторонам треугольника…
В результате получаем следующую цепочку
1 + 6 + 2 = 9..........2 + 4 + 3 = 9..........3 + 5 + 1 = 9.
После того, как мы расставили ещё три цифры – 7, 8, и 9, нам становится ясно, что если мы имеем три одинаковых числа - 9 (сумма чисел каждой стороны), и прибавляем к 9 разные три числа, мы никогда не получим трёх новых одинаковых сумм, как бы мы не переставляли цифры…
Рассуждаем дальше. А кто сказал, что нужно варьировать с четырьмя слагаемыми?
Дети выучили в пределах десяти сложение и вычитание - двух чисел.
Вот, теперь понятна логика действий.
Например, задаемся суммой – 6. А в углах треугольника стоят цифры –
1, 2, 3. Чтобы получить сумму 6, мы должны определять недостающую цифру – до суммы 6.
Соответственно: 6 – 1 = 5..........6 – 2 = 4..........6 – 3 = 3.
Получили цепочку:
1 + 5 = 6.........2 + 4 = 6..........3 + 3 = 6
И так далее в том же духе.
Мне уже стало интересно посмотреть - в каком порядке проставлять цифры в пустые кружки треугольника - идя влево, или - вправо? И есть ли в этом логическая зависимость?
В это время часы пробили 10 утра. Нужно вставать, пить таблетки, завтракать.
Потом время за компьютером принадлежит Виктору Анатольевичу, а я, по возможности – досыпаю…
Затем Стэлла приносит нам обед. За мной мытьё посуды. Потом – послеобеденный отдых. И т. д.
Наконец, ближе к вечеру я дорываюсь до компьютера – настала моя очередь…
И так каждый день.
Когда я Стэлле рассказала о том, как я решала ночью эту задачу, она сказала, что решение есть и другое… Но обсуждать с нами подробности её варианта ей было некогда.
Чем кончилось это домашнее задание у других учеников класса, и кто из учеников докопался до логики, может быть, узнаем после каникул.
Чтобы закончить этот наш рассказ о том, как мы постигаем вместе с Ильёй систему Жохова, мы должны упомянуть ещё - о двух открытых уроках, которые были проведены в классе перед каникулами.
На одном из них присутствовал папа Ильи – Артём, на втором – мама Людмила.
Первый урок был по математике. Учительница раздала листочки с контрольным заданием. Надо полагать, что там были примеры на вычитание и сложение в пределах 10.
Все сидели, решали, поднимали руки, зазывая учительницу к себе, кричали, переговаривались… О результатах этой контрольной пока ничего не известно.
Второй открытый урок – диктант.
Учительница диктовала слова. Также шумели, тянули руки и кричали дети.
Учительница подходила к ним по очереди, проверяла, подсказывала, объясняла.
Илья, поскольку он самый высокий в классе, сидит за последней партой.
В начале урока, он аккуратно так - не тянул руку, а поставил её на локоток, как и полагается это делать в классе.
Учительница за весь прошедший урок так к нему и не подошла – просто – не успела.
Илья сначала ждал её, потом рука затекла, он отодвинул листок от себя, и расстроенный и насупившийся так и просидел до конца урока.
Видимо, то же самое происходит и на обычных уроках ежедневно.
Может быть, таким образом, учительница уже определяет тех 11 человек, которые должны быть - потом отсеяны? И в таком случае - зачем же с ними возиться. Пусть барахтаются и "выплывают" кто как сможет...
Но ведь остаётся не решенным один из главных вопросов системы Жохова.
А как же быть с выявлением способных учеников и их способностей?
Читать, писать и считать тем или иным способом (или системой) дети научаться.
А плохой "будущий писатель", возможно, станет изобретателем или художником.
Но откроют ли его способности по системе Жохова, если он сразу же попадёт в число "обречённых" 11-и учеников?
Впрочем, уже не 11-и, а - 9-и.
Мама того мальчика перевела сына в другую школу.
И ещё две мамы забрали своих девочек из системы Жохова...
Теперь осталось 9 претендентов на вылет...
Вопросов пока возникает больше, чем имеющихся на них ответов.
А пока БАСТЭЛЛА решила, после окончания каникул, попросить учительницу пересадить Илью ближе к ней. Если он будет сидеть в ряду парт - крайним слева или справа в классе, он не должен мешать остальным детям видеть учительницу...
Ну что ж! Будем ждать продолжение этой истории...