Нужны ли нам памятники?

Максим Странник Петров
Интересный разговор зашёл за круглым столом на одном из интернет-каналов. Видимо, последние скандальные события с увековечиванием памяти некоторых исторических персонажей привёл, наконец, к мысли о том, что надо как-то определиться, когда, что или кого и как увековечивать.

Круглый стол был достаточно представительным: от чиновников, от профессионального сообщества скульпторов, от общественных организаций, экспертного сообщества.

Конечно, блистал больше всех Рустам Рахматуллин. Он - метафизик, смотрит вглубь, в суть явлений. Не занимается отстаиванием клановых интересов, то есть искренен и глубок в своих рассуждениях. Поэтому убедителен и умеет выслушать других. Фактически, резюме его выступлений сводилось к тому, что памятник - это не просто увековечивание памяти исторических персонажей. Это дань памяти личностям, которые прошли путь духовного восхождения в своей жизни и деятельности. Например, личность Ивана Грозного неоднозначна в этом отношении. Понятно, что и Маннергейма тоже. Ещё он говорил по поводу общественного обсуждения. Оно необходимо, потому что общество тоже должно быть готово к принятию памятника. Если в обществе нет согласия, то преждевременно навязывать большинству мнение меньшинства, даже экспертного. Я бы дополнил это примером. Надо ли выносить из мавзолея тело Ленина? Надо. Это языческий символ. Но нельзя делать это, если в обществе различные заинтересованные группы не пришли к единому мнению. Иначе создаётся линия напряжённости. Вместо консолидации, намечается раскол в обществе.

Теперь дополню Рахматуллина своим размышлением на эту тему. Памятники и, вообще, близкие по смыслу объекты, увековечивающие каких-то личностей в истории или исторические события имеют немного другой смысл, нежели фиксация нашего уважения к персоналиям и фактам истории. Любая личность наделена, помимо своей материальной оболочки, характера, мировоззрения, является носителем некой идеи. Также и нематериальный объект. Он несёт в себе идею авторов. Например, в СССР огромное количество памятников Ленина устанавливалось на всей территории страны. Ну и главный оплот - мавзолей на Красной площади, главной площади страны. Что это? Дело не в прекрасных качествах Ленина как политика, государственного деятеля. Нет. Если говорить об оценках качеств, то они будут противоречивыми. И вообще, самыми праведными качествами можно наделять только святых. Но даже они не были идеальными личностями. Мы знаем по их жизнеописаниям, что многие святые имели нелёгкий характер, тяжело болели и рано умирали. Так что безгрешными они не были. Такова уж природа человека. Но как говорят, важно не место, где мы находимся, а направление, в котором мы двигаемся. А идея, заложенная в человеке, в результатах его труда, и есть тот вектор, который определяет направление и импульс его усилий. Один вектор направляется на развитие, оздоровление общества, другой закладывает деградационные процессы. И именно так надо оценивать то или иное событие, того или иного участника исторических баталий: носителем какой идеи он является? Последнее, кстати, определяет ещё и тот факт, что должно пройти некоторое время, прежде чем поднимать вопрос о памятниках. Большое видится на расстоянии. Люди, которые жили в одном историческом периоде с персонажем истории, часто эмоционально реагируют на события. Страсти должны утихнуть, чтобы можно было трезво оценить, что это было. Когда возникает пожар, его сначала тушат, а только потом ищут виновных.

Итак, если мы ставим памятник Гоголю, то нас интересует не сам Гоголь, не его семейное положение, ни его биография. Он олицетворяет некую идею, выраженную через его творчество. А творчество его - это попытка выявить то лучшее в человеке, что может вести общество к гармонии, к развитию. Причём, не в конкретный исторический период, а в стратегическом смысле, когда идея, заложенная в обществе, даёт положительные результаты и при смене многих поколений. Такой дальний прицел возможен, только если мы говорим о душе человека. И настоящий художник (творец) всегда ищет те струны души, которые способствуют выживанию человека, общества, всей цивилизации. Это невозможно без религиозного мышления, без обращения к божественной сущности нашей души. Тело бренно. Любой материальный объект не вечен. Сознание наше ограниченно и тоже угасает вместе с нашей земной жизнью. Остаётся только душа. Только о ней и надо больше всего заботиться. Душа связана с Творцом. Если мы уподобляемся Творцу, пытаемся познать его законы, то можем строить свою жизнь на Земле, закладывая фундамент для следующих поколений. И памятник служит тем же целям. Мы поставили памятник Пушкину, и это даёт нам возможность ещё и ещё раз обращаться к его творениям. Но его творения - это и творения Божьи. Потому что человек-творец черпает своё вдохновение из высших информационных сфер, в которые ему позволяют войти. И вся эта информация направлена на то, чтобы человеку помочь преодолевать своё земное притяжение. Преодолевать силу животных инстинктов, своего животного начала, и обращаться к приоритету души. Пушкин, таким образом, один из тех, через кого Господь общается с человечеством. Многообразие проявлений законов Вселенной помогает затронуть души тех или иных групп людей. Одни воспримут текст Библии. Другие посмотрят талантливый фильм. Для третьих откровением станет храм или какой-то природный уголок нашей планеты, что перевернёт что-то в его душе.

Если мы ставим памятник личности, и будем этой личности поклоняться, то мы вернём себя назад к язычеству, когда было принято считать, что за каждую сферу нашей жизни отвечает тот или иной божок, идол, та или иная природная сила. Это приведёт нас к ритуалам принесения жертвы, выпрашивания для себя земного счастья у идола (прикоснуться, потереть какую-то часть изваяния, бросить монетку). И мы вернёмся к эпохе мифов Древней Греции, к Олимпу богов и героев. Но это выстраивает модель иерархического общества, где распределено, кому что позволено. Да, это было нормально для определённой стадии развития цивилизации. Но сейчас возможности и энергетика человечества многократно возросли. Рождаются люди со способностями реально влиять на окружающий мир, на подсознание обывателя. Обида на другого человека уже в наши дни может привести к тому же эффекту, что и оружие: к смертельной ране своего врага. Важно поэтому понять, что Единобожие, к которому люди пришли ещё, видимо, 5000 лет назад, не случайно. Это новый уровень мировоззрения. Это понимание того, что всё разнообразие сил не только на Земле, но и во Вселенной имеет один источник происхождения. И каждое событие не случайно. Как говорится, случай это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем. То, что мы считаем случайностью, на самом деле, это невыявленная пока нами закономерность в силу нашего ограниченного восприятия мира. Именно поэтому рано или поздно появляются пророки, через которых Бог даёт новую уточнённую информацию о структуре мира и его законах. Эта информация соответствует новым возможностям человечества. Если вы ездите на велосипеде, вы используете те навыки и опыт, который накопили. Но если вы сели на автомобиль, этих навыков недостаточно. А возможности у вас от использования автомобиля возросли многократно по сравнению с велосипедом. И мощность автомобиля во много раз выше. Здесь нужны другие знания, другой опыт.

Единобожие дало знание о Вселенной для нового уровня возможностей человека. А 2000 лет назад пришёл Иисус Христос, чтобы снова уточнить картину мира, чтобы подготовить человечество к новой эре его развития. Но старое мировоззрение не так просто преодолеть, не так просто избавиться от догм, накопленных обществом на протяжении веков. От догм и заблуждений. Поэтому миру людей и даётся многообразие ситуаций, чтобы постепенно привести человечество к осознанию новых истин, к принятию новых знаний. Исторический процесс - это путь к Богу. Исторические события и личности  - учителя на этом пути. Придти к первоисточнику нашего мира невозможно без осознания единства всего живого на Земле. В этом и смысл Единобожия. Мы - листья и ветви одного дерева. Значит, процесс нашего объединения в мирском понимании связан с осознанием того, что на уровне душ мы и так едины. Глобализация - не процесс, заложенный какими-то надгосударственными кланами, а процесс естественный исторический. И те исторические личности, которых мы чтим, служили этим неизбежным процессам. Но важен вопрос другого характера. На каких принципах этот объединительный процесс происходит? Если все люди представляют собой на информационных уровнях единое пространство и это пространство стремится сжаться в точку, то выдающиеся личности способствуют этому процессу, потому что могут концентрировать в себе необходимые волю, энергию, идеи. Но такая личность никогда не может обещать комфортные условия существования народов в объединительных процессах. Эти процессы могут быть весьма жёсткими, и даже жестокими. Но через тернии к звёздам...

Итак, памятники, бесспорно нужны. Даже памятные даты и праздники служат некими памятниками истории. Но и памятники, и мемориальные доски, и праздники, и памятные даты, - всё это символы. 4 ноября - День народного единства. Он связан с событиями 1612 года, когда Москва была освобождена от польских интервентов. И это символ. Символ того, что народ в лице различных социальных слоёв вдруг осознаёт себя единым народом, а не иерархией кланов. И именно осознание и нависшая над Россией угроза небытия даёт импульс для сжимания всех сил и всей воли в один мощный единодушный кулак. И это не математика, в которой сумма является простым сложением отдельных слагаемых. Здесь соединение душ даёт качественно новую силу, которая способна дать стране и народу, её населяющему, душевное выздоровление. Враг, стремящийся поработить, уничтожить - это просто болезнь, инфекция, воспалительный процесс. И только душевно здоровый организм способен справится с вирусом. 1612 год - это символ, когда под влиянием смертельной опасности почувствовали своё родство простой люд, аристократия и духовенство. В этом один из смыслов праздника 4 ноября. Сейчас мы задаём вектор, направление, в котором должны объединить свои усилия. Не столько физические, сколько душевные. А для этого необходимо в каждом человеке возродить чувство любви и ощущение родства с ближним. Все наши проблемы, враги, недоброжелатели, санкции, внутренние неурядицы, неустроенность жизни необходимы как воздух для того, чтобы мы сами стали другими. Нас ведут, нам помогают, в том числе и через информацию высшего порядка, через символы, через знаки, через невозможность решить ситуацию только силовым путём. И мы должны помнить о критических событиях нашей истории, о личностях, через которые в наш мир посылаются эти информационные сигналы. И памятники должны служить не идолами отжившего языческого мышления, а маяками, несущими новое мировоззрение, чтобы мы ориентировались на них в своём плавании по волнам наших исканий. Если мы подходим к такому памятнику, у нас должны включаться самые глубинные, самые сокровенные струны души, которые звучат в унисон с музыкой Вселенной. Если я праздную День Народного Единства, то у меня должно возникать это чувство единства, внутреннего единства со всеми, кто живёт в моём Отечестве. Но единство не рождается на пустом месте. Оно рождается от чувства сопричастности к тем процессам, которые совершаются в истории. Я не должен чувствовать свою отделённость и от простого рабочего, и от человека умственного труда, от чиновника, от олигарха, от военного и полицейского, от представителя любой конфессии и любой национальности, населяющей нашу многонациональную страну. А это возможно только при внутренней нацеленности всего общества на единый вектор целей. Я имею в виду стратегические цели существования нашего общества, того, что называется Русским миром. Но это не техническое задание, не алгоритм. Можно научиться хорошо ездить на машине и стать асом. Но если вы не уважаете всех других участников движения, не чувствуете, как сама дорога объединяет вас с ними, даже с теми, кто ещё неуверенно чувствует себя за рулём, и с теми, кто лихачит, хамовато ведёт себя, если у вас не возникает по отношению к ним тёплых чувств, ощущения единства в многообразии проявлений, то вам ещё предстоит большая работа над собой. Но если вы выходите на Красную площадь, смотрите на Кремль, и вокруг вас стоят такие же люди, и у вас с ними возникают схожие чувства, чувства гордости за свою историю, за свой народ, за своих правителей, писателей, учёных, защитников Отечества, то у вас возникает и чувство сопричастности. В вашем воображении проносятся все события славной истории России, все выдающиеся персонажи - деятели этой истории. А самое главное, мы все должны чувствовать себя творцами своей истории. Не кто-то там великий, а каждый из нас, какое бы место в жизни он не занимал. Ведь Всевышний мудро всё устроил: для каждого нашёл место. Любой правитель сегодня не обойдётся без водителя. Любой учёный не сможет выйти из дома, если снег не будет убирать дворник. Любой писатель не издаст книгу без типографского рабочего, без бизнесмена, который вложит деньги в издание книги. Мы все завязаны друг на друга. Но без нашей любви друг к другу, без ощущения единства ничего не получится. В языческом мире общество делится на кланы и каждый клан защищает свои корыстные интересы. Но это пока мир информационно не объединён. Сейчас даже экологические проблемы нельзя решить в отдельно взятом государстве. Где-нибудь в Китае происходит утечка ядовитых веществ в реку, и всё это течёт на территорию России. Можно ли сказать, что это проблемы Китая? Но если Китай защищает только свою экономику, свой национальный интерес, то будет ли он стараться действовать сообща в вопросах экологии, сохранения живой природы? Значит, уважение к другим народам, к другим государствам - непременный атрибут современной цивилизованной политики. Если я выхожу из метро и вижу площадь, названную в честь деятеля культуры какого-то другого народа, памятник политическому деятелю другого государства, то, прежде всего, в моём воображении должен рождаться образ единения с тем лучшим, что есть в истории других народов, других государств.

Памятники, таким образом, это не только изображение фигуры какого-то деятеля истории. Это и место, и здание, и праздник, и памятная дата, и литературный источник древности, и мемориальная доска. И всё это вместе создаёт образ нашего мира, нашего мировоззрения. И нужно очень бережно обходиться с этими образами: сохранять данное нам в наследие, создавать новое, понимая как это будет отображаться в сознании людей, общества, какие идеи мы закладываем в сам памятник, что будут видеть в нём будущие поколения. Если автор продвигает свой вариант памятника из желания прославиться, заработать какие-то дивиденты, то на подсознательном уровне любой зритель будет считывать с этого произведения такую же информацию. И у него будут усиливаться жадность, корысть, эгоизм. Если в момент создания художник сумел отстраниться от своего эго, проникся идеей исторического момента, сумел заглянуть в будущее, то чистая информация будет вдохновлять и зрителя, влиять на энергетику окружающего пространства. Отсюда и выражение "гений места" (genius loci).