Кирпотин - достоевистика

Светлана Герасимова Голова
КИРПОТИН Валерий Яковлевич [29.10(10.11).1898, г. Ковно (Каунас) – 29.05.1997, г. Москва], рус. сов. лит-вед, критик, публицист. Д-р филол. наук (за кн. «Наследие Пушкина и коммунизм» без защиты дис.), заслуженный деятель науки РСФСР (1969).
Отец К., Израиль Бейнасович Рабинович, учитель и заведующий русскоязычным еврейским народным училищем в Оникштах, затем младший учитель в Минске, мечтал дать детям высшее образование. К. учился в гимназии в Минске и Орле. В 1917 – 1918 К. состоял в РСДРП меньшевиков. Член РКП(б) с 1918. Участник гражданской войны. В 1919 главный ред. атеистической «Херсонской правды». В 1921 – 1925 учился в Ин-те красной профессуры (ИКП) в Москве. В 1925 сотрудник Коминтерна. В 1925 – 1932 в г. Ленинграде проходил службу в качестве преподавателя и зав. каф. ленинизма Военно-политической акад. им. Толмачева. Одновременно зав. отд-нием ист. материализма в Ленинградском научно-исследовательском Ин-те марксизма-ленинизма (ИМЛ). В 1931 ИМЛ переформирован в ЛИЯ ЛОКА, а К. назначен зам. дир-ра (директором?) Ин-та Лит-ры, Искусства и Яз. Ленинградского отд-ния Комакадемии (ЛИЯ ЛОКА) при ЦИК СССР; В 1931-1934 член ред. ж-ла «Проблемы марксизма» - печ. органа ЛОКА, закрытого лично Сталиным, так как у марксизма проблем нет. В 1932—1934 (1936?) в г. Москве заведовал сектором художественной лит-ры в агитпропе ЦК ВКП(б). По заданию Сталина в 1932 написал «Декларацию» о самороспуске РАПП и всех пр. лит. организаций с целью создания общего «Оргкомитета» для созыва учредительного съезда советских писателей. В 1932 К., в паре с И.М. Гронским, отв. секретарь «Организационного комитета союза советских писателей РСФСР», его почетный председатель - М. Горький. Считается, что именно К. принадлежит идея создания СП. Учитывая ум, мягкость и тактичность К., Сталин приставил его к М. Горькому в качестве секретаря. В 1933 К. – бригадир писательской бригады для поездки в Армению с целью подготовки съезда. В результате в 1938 была закончена рукопись исторического очерка «Поэзия армянского народа». В 1934 К. выступил на I съезде СП с докладом по драматургии, в к-ром отметил примат советских пьес на современной сцене; насыщенность советской драматургии действием, что диктуется самой советской жизнью; необходимость создать неравнодушное искусство, участвующее в создании новых социалистических отношений и др. После ареста брата в 1937 К., брат врага народа, перешел на работу в ИМЛИ им. Горького на должность старшего научного сотрудника. В 1938 К. утвердили членом группы Отд-ния общественных наук Акад. наук СССР. В 1939 – 1940, в период борьбы с вульгарным социологизмом, на стороне благодаристов участвует в дискуссии против вопрекистов. В февр. 1940 как секретарь СП К., совместно с генеральным секретарем СП А.А. Фадеевым, сформулировал в докладной записке в Секретариат ЦК ВКП(б) претензии к ряду критиков и органов лит. печати. Во время войны был секретарём Фадеева, оставлен возглавлять Союз писателей в дни эвакуации. После снятия осады Москвы обвинён Фадеевым «в паникёрстве» за то, что хотел по инструкции сжечь секретные документы Союза писателей. К. уехал в Казань и там отсиделся в период борьбы «с паникёрством». С 1946 г. член каф. теории и истории лит-ры АОН при ЦК ВКП(б). После войны работал в ИМЛИ: будучи зам. директора (с 1946), 6 дек. 1946 К. выступил на расширенном заседании президиума СП и заклеймил вместе со всеми кн. М. М. Зощенко «Перед восходом солнца» как произведение «антихудожественное, чуждое интересам народа». Увлёкся полузапрещённым Ф. М. Достоевским. В 1947 о Достоевском появились новые монографий К. и А.С. Долинина. Кн. К. одобрена Фадеевым и К.И. Чуковским, но вызвала гнев критиков-сталинистов Д.И. Заславского и В.В. Ермилова. К. уволили с поста зам. директора ИМЛИ, оформив перевод в старшие научные сотрудники ин-та по сектору рус. лит-ры. В 1948 кандидатура К. утверждена в составе делегации для поездки в Ереван на юбилей Хачатура Абовяна.
В 1949 году, в период т. н. «борьбы с космополитизмом», зародившемся в недрах либерально-буржуазного лит-ведения, К. освободили от должности проф. АОН при ЦК ВКП(б) и уволили с должности старшего научного сотрудника с основного места работы – ИМЛИ (как «безродного космополита», т.е. еврея), исключили из компартии. Обвинение выдвигалось на сновании того, что в статье о «Падении Парижа» Эренбурга («Новый мир», 1942, №8) К. говорит о европейской культуре вообще, не учитывая, что существует две Европы: умирающая и новая – Европа I Интернационала, что в работе «Наследие Пушкина и коммунизм» (1936) К. утверждал, «что Пушкин есть дитя европейского просвещения, выросшее на русской почве»; в работе «Политические мотивы в творчестве Лермонтова» (1939) поэт рассматривается как ученик Байрона. В 1948 году К. обвинили в том, что в дискуссии о Веселовском он занимал либерально-примиренческую позицию и по существу популяризировал идеи космополитизма. Этот упрек не соответствует фактам. Среди других обвинений в адресованной Д.Т. Шепилову записке руководства АОН при ЦК ВКП(б) от 11 марта 1949 г были такие: «стремился сблизить Достоевского с Белинским и доказать, что будто бы реакционные идеи позднего Достоевского перекликались с утопическим социализмом»; «при рассмотрении основных черт советской лит-ры подменил принцип большевистской партийности абстрактно-либеральным принципом социального воспитания»; считал, что «богоискательские и махистские ошибки Горького идентичны ошибочным утверждениям Чернышевского», что является «клеветой на великого русского демократа-революционера»; своими оценками личности и творчества Л.Н. Толстого «извращает смысл работ Ленина о Толстом». К. признавал свои ошибки; ссылался на мнения писателей Ф.В. Гладкова, Б.Н. Полевого, Ф.И. Панферова (главный ред. ж-ла «Октябрь», к-рый К. называл своим вторым лит. домом после СП) и поэта Г.А. Санникова, оспоривших причисление К. к космополитам; долго и унизительно каялся, но безрезультатно. В годы «безвременья» К. преимущественно занимается творчеством Салтыкова-Щедрина. Сотрудничал с ж-лом «Октябрь», участвовал в деятельности СП.
Только в период хрущёвской оттепели К. смог вернуться к научно-преподавательской деятельности. С 1956 — проф. Лит. ин-та им. М. Горького. Он стал зав. кафедры истории рус. ли-ры Лит. ин-та Союза писателей СССР; занимался преимущественно творчеством Достоевского. После вынужденного ухода К. на пенсию, его спецкурс по Достоевскому продолжил его ученик Константин Кедров.
Первая восторженная лит.-критическая статья «Творчество Владимира Кириллова», посвященная пролеткультовскому поэту, автору стихотворения «Мы» («сожжем Рафаэля»), опубл. в «Херсонской правде» (1919, № 18,26,27). Первая кн. – «Радикальный разночинец Д. И. Писарев» (1929). К. одним из первых в сов. лит-ведении обращается к творчеству писателей рус. революционной демократии, особенно Писарева, к-рого К. рассматривает как идеолога гор. мелкой буржуазии, ищущей смычки с революционной крестьянской демократией, в отличие от непосредственного авангарда последней — группы «Современника» (Чернышевского, Добролюбова). Этой классовой базой Писарева К. объясняет его колебания по вопр. о неизбежности революции, его программу гармонизации капитализма и т. д. Эстетические взгляды Писарева К. рассматривает в неразрывной связи с политическими его воззрениями. Попутно К. убедительно разоблачает искажение ист. значения Писарева в работах В. Ф. Переверзева и Б. П. Козьмина.. К., автор труда «Идейные предшественники марксизма-ленинизма в России» (1930); кн. «Наследие Пушкина и коммунизм» (1936), написанной к юбилею А. Пушкина и ставшей ценным вкладом в советское марксистско-ленинское пушкиноведение, в к-рой К. заявлял, что Пушкин, критиковавший буржуазный индивидуализм, начинает собой процесс, к-рый нашел свое завершение в Толстом, и воплотил элементы культуры, к-рые входят в коммунизм; юбилейных трудов «М. Е. Салтыков-Щедрин» (1939, 2 изд., 1955), и «Политические мотивы в творчестве Лермонтова» (1939). Со временем осн. Темой работ К. становится творчество Ф.М. Достоевского: «Молодой Достоевский» (1947), «Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1821—1859)» (1947, 2 изд., 1960), «Достоевский и Белинский» (1960) и др. Из работ о сов. писателях выделяются кн. и статьи о М. Горьком, М. А. Шолохове, И. Г. Эренбурге, Л. М. Леонове и др. В публицистич. и критич. статьях К. рассматривает как творчество отд. писателей, так и общие вопр. лит-ры и иск-ва (сб-ки «Проза, драматургия и театр», 1935, «Пафос будущего», 1963, и др.). В период хрущевской оттепели, вернулся к преподавательской деятельности. К. выпустил 6 монографий по творчеству Достоевского, в к-рых во многом пересмотрел свои марксистские взгляды. В «Записках из подполья» увидел кн. не о природе человека, а о природе мещанства, в страхе перед к-рым Достоевский искал спасение в религии, потому что не знал, как иначе спастись от увиденного ужаса. Уделяя много внимания Евангелию, писал, что без Христа невозможно понять ни автора «Преступления и наказания», ни мировую историю. Оставаясь марксистом, К. видел иные пути спасения и уверял, что продолжает верить только в диалектику. К. видел актуальность прошлого: например, критиковал культ личности и левачество в процессе разоблачения взглядов представителя мыслящего пролетариата - Раскольникова, в частности, его мифа о Наполеоне, сложившегося в результате утраты идеалов после поражения движения шестидесятых годов XIX в. К. посещает Китай, Англию, продолжает участвовать в дискуссиях: например, выступает против цензурных сокращений повести Ч. Атматова «Белый пароход»; в письме к В. Кожинову К. опровергает навет на себя, что он якобы мешал М. Бахтину защитить в ИМЛИ дис., что не мешало К. не разделять «упаднических» научных взглядов Бахтина.  К. показывает, как духовные искания и психология героев Достоевского растут из условий социально-политической борьбы и культурной почвы, важнейшей составляющей к-рой является Евангелие. К. прожил почти 100 лет. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Издания. Радикальный разночинец Д. И. Писарев. Л., 1929; Идейные предшественники марксизма-ленинизма в России. М., 1930; Публицисты и критики. М., 1932; Горький. Великий художник пролетариата: к 40-летию его литературной деятельности. М. – Л., 1932; Литература на новом этапе. М. – Л., 1933; Проза, драматургия, театр. М., 1935; Наследие Пушкина и коммунизм. М., 1936; Александр Сергеевич Пушкин. М., 1936; Творчество А.Н. Некрасова. М., 1937; Поэзия армянского народа. М., 1938; Классики. М., 1938; Политические мотивы в творчестве Лермонтова. М., 1939; М.Е. Салтыков-Щедрин. М., 1939; Тема культуры и войны в творчестве Эренбурга. Ташкент, 1943; Марксизм-ленинизм о литературе. М., 1946; Молодой Достоевский. М., 1947; А.П. Чехов. М., 1947; Д.И. Писарев. Выдающийся русский критик и публицист. М., 1948; Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина. М., 1957; Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1821—1859). М., 1960; Достоевский и Белинский. М., 1960; Пафос будущего. М., 1963; Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966; Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970; Вершины. Пушкин. Лермонтов. Некрасов. М., 1970; Достоевский и русские писатели: сборник статей. М., 1971; Достоевский-художник. М., 1972; Радикальный разночинец Писарев. Л., 1974; Мир Достоевского. М., 1980

Редактирование, составление и подготовка к печати. Щедрин Н. Полное собрание сочинений. М., 1933 – 1941; Поэты «Искры». Л., 1939; Пушкин. Родоначальник новой советской литературы. М., 1941; М.Ю. Лермонтов. Избранные сочинения. М., 1941; Салтыков-Щедрин М.Е. О литературе. М., 1952.
Ленин за Толстой. София, 1948; Пушкин – жизнен. София, 1949.
Статьи. Д. И. Писарев, изд. «Красная газета», Л., 1929; (Козьмин Б. П., Писарев и социализм, «Литература и марксизм», 1929, IV, V, VI; К. В.;) Ответ Б. П. Козьмину: Об изучении идеологии, «Литература и марксизм»,  1930; Советская драматургия. Доклад на I Всероссийском съезде советских писателей. М., 1934; Щедрин в шестидесятых годах//Н. Щедрин. Полное собрание сочинений. Т. 4., М., 1935; Жизнь и смерть А.С. Пушкина: 10 февраля. 1837 – 1937//газ. «Дзержинец». Дзержинск, 1937; Вступительная статья//Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений. Т. II, кн. 1 – 2. М., 1937; М.Е. Салтыков-Щедрин. Великий русский сатирик: стенограмма публичной лекции, прочитанной 12 сент. 1945. М., 1945; Ф.М. Достоевский: Доклад, прочитанный 11-го ноября 1946 на торжественном заседании ИМЛИ им. Горького АН СССР, посвященного 125-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. М., 1947; Речь на XI Пленуме Правления СП СССР, «Лит. газета», 1947,  8 июля; Ленин о Толстом: Стенограмма публичной лекции, прочитанной 20 янв. М., 1947; Вступительная статья//Гегам Сарьян. Стихотворения. М., 1948; Особенности художественного видения мира у Достоевского, в кн.: Писатель и жизнь («Уч. зап. Лит. ин-та им. М. Горького», М., 1963, вып. 2); «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского, «Рус. лит-ра», 1964, № 1; Предисловие// Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные. М., 1964.
Письма, дневники, мемуары. Начало. Автобиографические страницы. М., 1986; Ровесник железного века. М., 2006.
Библиография, архивы. РГАЛИ (ф. 2196); ЦГАЛИ (ф. Р-145, Р-440, Р-821).
Литература. ЛЭ. Т. 5. М. 1931; КЛЭ. Т. 3. М., 1966; БСЭ. Т. 12. М., 1973; СЭС. М., 1990; Моск. энц. Т.1. Кн.2. М., 2008; Наследие Пушкина и коммунизм (Обсуждение кн. Кирпотина), «Октябрь», 1937, № 4; Эйхенбаум Б., В. Я. Кирпотин. Политич. мотивы в творчестве Лермонтова. [Рец.], «Кр. новь», 1940, № 11—12; Бельчиков Н., Книга о великом сатирике, «Кр. новь», 1941, № 1; Полонская К., Книга о Достоевском, «Лит. газета», 1947, 30 авг.; Покусаев Е., Художник или теоретик? «Лит. газета», 1956, 2 авг.; Фрадкин И., Ремарк и споры о нем, «Вопр. лит-ры», 1963, № 1; Пустовойт П., Пафос будущего. [Рец.], «Лит. Россия», 1964, 3 июля; [Некролог] // Вечерняя Москва, 1997; Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)–ВКП(б)–ВЧК–ОГПУ–НКВД о культурной политике. 1917-1953. М., 2002; Сталин и космополитизм; Документы Агитпропа ЦК КПСС. 1945–1953. М., 2005; Михаил Золотоносов. Чугунные люди // Московские новости, 2006, № 9; Владимир Березин. Первый ученик // Книжное обозрение, 2006, № 10-11; Андрей Смирнов. Гроб для Пастернака и «фашист» Заболоцкий // НГ Ex libris, 20.04.2006; К. Кедров. Русский спор//Литературная Россия, 2007, № 38.