Пьеро ди Козимо. Персей и Андромеда

Алина Алексеева-Маркезин
 Персей и Андромеда.ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.

 В музее УФФИЦИ во Флоренции я увидела одну очень необычную картину.Она была совсем небольшого размера.Особенно поразило очень мистическое существо в центре.

    В представленной картине, написанной в поздний период творчества, мастер использовал древнегреческий миф о Персее, спасающем Андромеду.

        Возвращаясь после победы над горгоной Медузой, герой увидел девушку, привязанную к скале. Это была Андромеда, которую жители ее родной страны принесли в жертву морскому чудовищу, пожиравшему людей, ради избавления от него.
Персей в своих крылатых сандалиях и волшебном шлеме, делавшем его невидимым, изображен на картине дважды - летящим над морем и стоящим на спине чудовища, замахивающимся мечом.
      Слева мучается Андромеда и прячутся, закрываясь плащами, испуганные люди, а справа народ веселится и машет лавровыми ветвями, славя героя.

  Вдали видны птицы и собаки на берегу, за которым простирается умиротворяющая водная гладь. Где-то встаёт невидимое на картине солнце, начинается новый день.

    Кроме природных объектов, Пьеро ди Козимо постоянно находил образы своих будущих полотен в облаках на небе или в причудливых узорах теней. Говорят, что страшное чудище на картине «Персей и Андромеда» он увидел в преломлениях света на стене своего дома.

         Вазари так писал об этой картине:"...Для Филиппо Строцци-старшего Пьеро написал мелкофигурную картину, на которой Персей освобождает от чудовища Андромеду и в которой отдельные части отменно хороши, ныне же она находится в доме первого камергера герцога Козимо синьора Сфорца Альмени, которому она была подарена мессером Джованни Батистой, сыном Лоренцо Строцци, поскольку этот синьор большой любитель живописи и скульптуры. И действительно, ценит он их очень высоко, ибо более красивой и более законченной живописи Пьеро не выполнял больше никогда.

           В самом деле, более странного и более причудливого морского чудища, чем то, которое придумал написать Пьеро, увидеть невозможно. Персей, который, паря в воздухе, смелым движением поражает его своим мечом, прикованная к скале Андромеда, лицом прекраснейшая, которая колеблется между страхом и надеждой, и множество людей на первом плане, которые в различных странных одеждах поют и играют и среди них многие смеются и радуются освобождению Андромеды, поистине божественны.

        Отменно прекрасен пейзаж, мягок и прелестен колорит, и насколько только возможно объединив цвета при помощи дымчатых переходов между ними, Пьеро выполнил эту вещь с предельной тщательностью." (Вазари)