Галина Дейницына. Сияющий крест. 1952

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Галина Дейницына

СИЯЮЩИЙ КРЕСТ

Памятник Владимира над Днепром. Помнишь?
Широкие чугунные ступени, казавшиеся нам непреодолимо-огромными! Взбираться на них — тяжкий труд для ребячьих ладошек и коленок. А четыре угловые тумбы — вообще недосягаемой высоты.
С годами ступени будто суживались — или это мы выросли? На тумбах стало удобно сидеть, побалтывая ногами, глядеть на синий-синий Днепр, жёлтый песок пляжа в зарослях душистого лозняка, ласково поблескивающее окошками белые домики Слободки, и слушать слабо доносящиеся звуки колокола с маленькой голубовато-серой церковки на берегу. И иногда переглядываться с Владимиром. Видишь? Ты тоже видишь, как это всё красиво? Ты видел больше, много больше за долгие годы на этой вершине! Менялось многое, но неизменно прекрасны переливы солнечных лучей в речных волнах, шелест клейких листочков лозняка и легкий пух облаков, летящих причудливыми узорами по небу.
Что прекраснее — день или ночь? Ночь, когда в тёмно-зеркальной воде дрожат гирлянды ярких огоньков, все берега обрамлены сверкающими ожерельями, а на самой середине реки Большая Медведица купает семь круглых звёзд...
Памятник стоит таинственный и строгий. Кажется, будто шевелятся от ночного ветра мягкие складки плаща, развеваются над высоким лбом длинные волосы, и только тёмный крест в руках — недвижим.
Тёмный... А когда-то, в то, называемое таким прекрасным именем — «мирное» время («мирное» — что может быть желаннее, но и недосягаемее для нас теперь?), крест этот был сияющим благословением в ночном небе. И тысячи путников, увидя его, падали на колени, благодаря Бога за исполнение давней мечты, за конец дальнего пути ко святому граду Владимирову — матери городов русских - Киеву.
... Погас в небе Владимиров крест. Снесены с лица земли краса и гордость Киева - древние храмы и монастыри, величественные памятники славы, щедрости и доброты русского народа. Как листья по ветру разлетелись по миру многие и многие сыновья и дочери древнего города. Синие воды Днепра заслонились тяжёлыми океанскими волнами, и ступени Владимирового памятника стали для нас недосягаемее, чем когда-то для белоголовых малышей, жадно глядевших снизу вверх на их гладкую поверхность.
Как найти к ним дорогу? Что будет указывать нам путь? Ведь тёмен, невидим в страшном мраке крест Его. Сколько веры и любви надо найти в закованных панцирем злобы, ненависти, страха и смертельной тоски сердцах, чтобы снова озарилась ночь сиянием зовущего к миру и радости Креста!
Но если найдётся сила на это - как ясна и радостна будет дорога, и каким восторгом и облегчением вырвется вздох: «Сбылось! Господи, слава Тебе!».
И от горящих счастьем многих тысяч устремлённых на него глаз, — ещё ярче вспыхнет в небе Владимиров Сияющий крест.

Июль 1952 г. Н.И.

("Православная Русь", № 14 от 28 июля 1952 г.)