Дедушка пень3

Валентина Быкова
«ДЕДУШКА ПЕНЬ».

      (Познавательная сказочная история для детей от 5-6лет)

       История третья о том, какой адрес у грибов и как Дедушка Пень стал счастливым.

         Ранним утром я проснулась от шумного птичьего гомона и сердитого

стрекотания. Выглянув из окна, увидела, что моя знакомая Сорока уже сидит на

рябине и спорит о чём- то с местными воробьями. Поджидая меня, она

нетерпеливо крутила чёрной головой во все стороны, не смолкая ни на минуту.

            Когда я вышла на крыльцо, воробышки испуганно вспорхнули и

улетели, а гостья из леса сразу же замолчала.

         - Здравствуй! Рада тебя видеть. Очень хочу узнать, что же было

дальше? – спросила я у неё.

          Белобокая Сорока как будто ждала моего вопроса. Она внимательно

посмотрела на меня и начала громко, с выражением, рассказывать продолжение

 истории…   

       … Осенний лес и его обитатели жили-поживали обычной жизнью: кто - то

охотился, кто - то убегал, кое - кто прятался в своей норе, чтобы поспать, а

 некоторые, отдохнув за ночь, выбирались из своих укрытий. С самого утра

светило яркое и тёплое солнце, но ближе к обеду небо затянули хмурые тучи.

 Похолодало. Забеспокоился Дедушка Пень: «Если пойдёт дождик, то мои друзья

не смогут меня навестить».

        И он все - таки пошёл, этот моросящий осенний дождь. В лесу стало

непривычно тихо. Попрятались все жучки-паучки, бабочки сложив крылья,

укрылись от дождя под листьями травы, неслышно стало жужжания пчёл. Не

нравилась такая погода и птицам. Нахохлившись, они сидели на ветках в листве

 деревьев. Звери лесные затаились, и они не хотели мокнуть под холодным

дождём.

          Только грустный Дедушка Пень одиноко стоял под дождём. Нет, нет,

он не мёрз - он надёжно был укутан тёплым мхом. Просто он скучал без дорогих

ему зверят.

         - Ничего, ничего, я подожду их.– Успокаивая себя, вздыхал старый

пень. – Дождь закончится, и Белочка с Зайцем обязательно навестят меня.

         Дождь прекратился ближе к утру. Когда выглянуло солнце, лес заиграл

свежими, яркими красками. Зелёные хвоинки у ёлок были покрыты блестевшими на

солнце маленькими бусинками воды. С мокрых листьев клёнов, рябин и берёз всё

 ещё капали крупные дождевые капли. Они, даже при небольшом ветерке

наперегонки торопились упасть на землю.

         Повеселел Дедушка Пень, когда услышал задорное цоканье Белочки.

        - Здравствуйте! – весело сказала она. – Вот и я! Очень не люблю,

 когда намокает мой пушистый хвост поэтому, пока шёл дождь, я даже не

 выглядывала из своего домика. Там у меня и сухо и тепло и орехов полное

дупло. Дедушка, а Заяц не прибегал к Вам?

         - Нет, сегодня я его не видел.

        - Он, наверное, всю ночь, где то бегал под дождём. Побегу, поищу

его. – Забеспокоилась она и, ловко перепрыгивая с дерева на дерево, скрылась

из вида.

          Дедушка Пень стал уже волноваться, но услышав знакомые голоса, вздохнул с облегчением.

         - Где же вы были так долго? – спросил он.

         - Встретила я нашего длинноухого друга на краю леса. – Сказала

Белочка. – Он прыгал мне навстречу.

         - Я был в чужом лесу. – Ответил продрогший Заяц.

         - Зачем же ты убежал так далеко? – удивился Дедушка Пень.

         - Вначале я прятался от волка, потом долго запутывал следы и не

заметил, как оказался на опушке другого леса. От волка то я скрылся, но меня

заметил филин. Со всех ног я бросился в этот незнакомый мне лес. Он оказался

 густым и мрачным, заваленным упавшими деревьями. Спрятался я в буреломе и

просидел до рассвета. Филин улетел, тогда и я выбрался из - под кучи сухих

веток. Хотел было подкрепиться грибами, но не нашёл ни одного и поспешил

домой.

        - Такого не бывает, чтобы в лесу грибы не росли! – возмутилась

Белочка. – Посмотри, сколько их в нашем лесу!

       - Грибам, как и всем растениям, нужен солнечный свет, тепло и дождь,

 – пояснил Дедушка Пень, – поэтому в тёмном лесу грибов почти нет.

- Хорошо, что в наш лес заглядывает солнышко! – сказал Заяц, подставляя

намокшую шёрстку его тёплым лучам.

        - Дедушка Пень, а почему грибы растут, где захотят? – спросила

Белочка. – Вот если бы ВСЕ они росли в одном месте, можно было бы подходить

и выбирать кому, какие нравятся! Не нужно было бы бегать по всему лесу.

         - Каждый грибочек любит своё дерево и своё место, – стал объяснять

Дедушка Пень. – У каждого из них есть свой грибной адрес. И появляются они в

 разное время года: одни ранней весной, другие жарким летом, а некоторые из

них совсем не любят жару – им нравится осенняя дождливая погода.

        Потом подумав немного, Дедушка Пень и спросил: «А вы знаете, что

есть на свете леса, которые совсем не похожи на наш?

       Удивились зверята: «Нет, не знаем»

- В одном из них растут только сосны или ёлки - это Хвойный лес, а по -

 другому Бор. А в Лиственном лесу растут деревья с листочками.

       Огляделась Белочка, посмотрела по сторонам и спросила: «А как же наш

лес называется? Ведь в нашем лесу и тоненькие осинки растут, и рябины с

гроздьями ярко-красных ягод, и зелёные колючие ели и высокие сосны»?

- Наш родной лес - Смешанный. В нём дружно живут и Хвойные и Лиственные

деревья, поэтому и разные грибы растут у нас в лесу.

        - Я очень люблю грибы, а как они называются, и какой у них адрес не

знаю. – Тяжело вздохнул Заяц.

        Улыбнулся мудрый Дедушка Пень и сказал Зайцу: «Грибы – большие

привереды. Они ни за что не будут расти там, где им не нравится. Сейчас я

расскажу про грибы, которые любят расти под осинами. Они с красновато-

оранжевыми шляпками на серых лохматых ножках. Их сразу и не увидишь, потому

что они прячутся среди опавшей листвы похожего цвета. Как ты думаешь, они

 называются»?

        - Я догадался! Раз они растут под осинами, то их так и называют

ПОДОСИНОВИКИ, – обрадовался Зайчик.

         - Вот какой ты молодец! – Похвалил его Дедушка. – А говоришь, что

 не знаешь! А ещё в нашем лесу большими семейками растут ЛИСИЧКИ – дружные

 сестрички.

          - Где они растут? Я боюсь лисичек! – испугался Заяц и приготовился

убегать.

           Белочка стала успокаивать зайчишку-трусишку: «Не бойся! Это грибы

 так зовут - ЛИСИЧКИ. Это они растут в нашем лесу».

          - Дедушка Пень, почему их назвали ЛИСИЧКИ? – Всё ещё дрожа от

страха, спросил Заяц.

           - Потому что и шляпка, и ножка у них рыжего цвета, такого же, как

и окрас хитрой Лисы.

          - Эх, зря я напугался ЛИСИЧЕК! Дедушка, когда сегодня мы

торопились к Вам и пробегали мимо сосен, растущих на узкой и длинной

возвышенности, то там я увидел грибы. Их масленые шляпки выглядывали из под

опавшей хвои, – стал рассказывать Заяц.

         - На увале ты видел МАСЛЯТА. Они любят расти в таких местах. И,

 правда, их блестящие шапочки как будто смазаны маслом, – сказал мудрый

 Дедушка Пень.

         - А я с высокого дерева увидела бугорок на земле среди травы, и из

 него выглядывал краешек, какого - то гриба. Спрыгнув, я лапкой отодвинула

землю, а там спрятался гриб. А рядом был ещё бугорок, и ещё, и ещё, – с

восхищением говорила Белочка.

         - Так растут ГРУЗДИ. Назвали их так, потому что они растут рядом,

 как груда. Это значит близко друг к другу. Их всегда много в грибной

груздёвой семье.

 – ахнула от удивления Белочка.

         - И я так думал. А оказывается, и правда, что у них есть свой

грибной адрес, – развёл лапы в разные стороны Заяц.

        - Вы знаете, какая самая главная часть у гриба? – загадочно спросил

Дедушка Пень.

        - Я думаю, что шляпка! У грибов они такие красивые, особенно у

МУХОМОРА. Она ярко-красного цвета с белыми точками. Жаль, что у меня нет

такой же шляпки, – с сожалением сказала выбражуля Белочка.

        - Нет, ножка - важнее! - твёрдо произнёс Заяц. - Я не смог бы так

быстро бегать, если бы у меня не было таких длинных и сильных ног.

        - Вот и неправильно! – стал он объяснять своим друзьям. - Самая

важная часть у всех грибов – это грибница, которая состоит из беленьких

тоненьких ниточек. Из них образуются малюсенькие клубеньки. Эти клубеньки

растут и выбираются из земли, превращаясь в грибы. Грибница может жить долго

и давать урожай грибов много лет, если её не повредить. А ещё она нужна для

 жизни лесных деревьев, кустарников, травы и цветов. Они самые лучшие друзья

и помогают друг другу жить.

        - Дедушка Пень! Расскажите, как помогают грибы и растения друг

другу?

        - Тоненькие корешки грибов и деревьев переплетаются, а потом

срастаются друг с другом и передают друг другу полезные питательные

вещества. Вот поэтому они растут быстрее и лучше. Когда я был красивым

деревом - Берёзой, я тоже дружил с грибницей. Вокруг меня росли самые лучшие

грибы, которые похожи на меня - ПОДБЕРЁЗОВИКИ. У них высокая белая ножка с

тёмным узором, а шляпка цветом похожа на мои опавшие листья. Часто прибегали

ко мне и лакомились этими грибами и звери, и птицы, и жучки. – Загрустил

Пень. – Но прошло время: состарился и я - и моя грибница. И вокруг меня уже

ничего не растёт.

        - Дедушка! Мы Вас не бросим. Мы всё время будем навещать Вас, чтобы

Вы не скучали. – Белочка с Зайцем подошли поближе, чтобы крепко обнять его и

 вдруг наступили на что – то мягкое.

        – Ой! Что это?

        - Что случилось? – Заволновался старый Пень.

        - Дедушка Пень! Возле Вас выросли маленькие грибочки! Да так много!

        - Спасибо вам за добрую весть. Я уже и не надеялся, но случилось

настоящее чудо. – Обрадовался он. – А выросли они, потому что я стал очень

 счастливый. Теперь я не одинокий, теперь у меня появились вы – мои друзья.

 Эти грибы зовут - ОПЯТА, потому что они растут около пня. Растут они очень

 быстро. Завтра я вас угощу ими.

        - Мы обязательно попробуем Ваши грибы. – Пообещали Белочка с Зайцем

и, помахав на прощание, убежали...

        … А грибов ОПЯТ наросло столько много, что гостеприимный Дедушка

Пень всю осень угощал не только своих друзей, но и других лесных жителей.

       ... Белобокая птица закончила свой необыкновенный рассказ.

 Порадовалась я за Дедушку Пня и попросила Сороку, чтобы она показала мне

его. Когда мы зашли в лес, я издалека увидела, что и правда, на солнечном

пригорке стоял пень. Он был весь усыпан грибами. Я не стала близко подходить

 к нему, чтобы не распугать лесную дружную компанию. Поблагодарив свою

гостью за эту замечательную историю, я довольная пошла домой.