Статья в газете

Альберт Шаров 2
               

                “ А было это так “

      Так была озаглавлена статья в газете "Советская Эстония",освещавшая событие по спасению американского лётчика в океане. Все привыкли считать,что  так оно и было , как написано.Да и верно,так и есть.В газетах,конечно,как правило,всегда- репортаж,со своими правилами и всем остальным.Пишет профессионал с литературным образованием и всей практикой сопутствующих моментов во всем этом деле.Но одно дело написать по словам других людей на уровне своего возможного понятия и со своей точки зрения и по своим установленным правилам,  а другое дело,когда сам был в гуще событий и действовал там.

      Так это было или не совсем так, конечно, вопрос. Если говорить вообще,то любой рассказ представляет собой одну из многочисленных проекций ,которые зависят от точки зрения,системы координат,уровня рассказчика и других факторов.Да это и не важно.Факт события был ,который оставил тогда маленький след в списке отличных действий  на море . Кроме того эмоциональный фон и нюанс ситуации, в котором всё это происходило ,никому другому понять невозможно и выразить тоже, и только слегка помнить об этом, тем, кто там был и действовал.

     Само событие достаточно полно освещено в газетах того времени с фотографиями ,в отчётах и приказах руководства и т.п.Особенно в иностранной прессе.
     В Испанском порту Лас Пальмас и ещё Дакар,агенты,шипчандлеры и другие люди,приносили на судно иностранные журналы с красочными и лестными заметками по этому поводу.

     Это событие или,если более профессионально, спасательная операция, происходила в открытом океане,в сплошном тумане и полном отсутствии видимости.Кроме того,в присутствии акул и при почти полном отсутствии какой-либо информации и времени на подготовку,принятие решений и саму работу.В таких условиях,автор подозревает,что вероятность успеха была около нуля или ниже.Это подтверждается тем,что один или два других спасателей тоже попытались что- то сделать,но у них ничего не вышло.А остальные даже и не пытались.

      В данном рассказе автор попытался   показать некоторые моменты, которых не было в прямых фактах события,потому что они были почти в виртуальных плоскостях и проекциях. Их не видел никто,а,если бы увидел,то ,конечно,мало чего бы понял.Это ,как в кинофильме, которое видели многие.В основном,все вроде бы так,но не совсем.Так и здесь, главные и решающие факты действительности или моменты,в основном виртуальные, были за кадром.Но они были.

     В общем,самые главные нюансы,находились за пределами видимых событий и их не видел никто.О них можно было бы и не говорить или сказать,что их не было вообще.Но командир шлюпки,именно в первую очередь,находился с ними в прямом контакте.Вот в этом то и все дело.А то,что написано или отмечено,так это уже следствие  того момента,который наблюдали со стороны.А вот изнутри или из центра события кое что видится по другому.

      В общем событие отражено в газетах достаточно подробно и весьма неплохо.Но вот,почему произошло именно так,а не иначе.Что здесь было главным и решающим,что определило успех в такой круговерти при полном отсутствии надежды на этот успех,ибо не было времени,видимости и никакой информации.

      Даже сам автор, который принял жуткую ответственность и только он отвечал за шлюпку в океане, своих людей ,погибающего американца и вообще всё дело, не может точно выразить, что здесь было главным. Можно было , да так и есть,только туманно почувствовать то, чего нет. Это, конечно, его, так называемое седьмое чувство или интуиция. Сделано точно так, как оно и подсказало. А результат у всех на виду. Это полный успех.   

     Вот это последнее можно увидеть только в нюансах, которых, возможно, совсем не видно в репортажах. Это одно дело, а самый интересный и загадочный нюанс,
момент или штрих заключается в том, что спасённый лётчик США,Otto Blooming,находящийся в центре события, видел всё, но он не понял, не знал и не знает, кто был его главный спасатель. Там тогда было далеко не до этого. После падения самолёта лётчик находился в волнах бескрайнего океана, в густом тумане при полной отсутствии видимости, присутствии акул и безо всякой надежды на спасение. Он барахтался в губительной стихии морской воды уже на грани или линии, за которой кончался этот прекрасный мир или белый свет. Его поглощало небытиё.Главное было спастись и остаться на белом свете. Остальное неважно.
В той круговерти мелькали люди, резко менялась ситуация и понять или разобраться, было сложно или невозможно.Откуда он мог знать, что всё это какой-то Ширков.
    А после проведения этой успешной спасательной операции командир всего этого дела - автор, ушёл в тень И, будто его и не было.
    На первую позицию ,почти автоматически, выдвинулся капитан судна.Пока Ширков вёл поиск и всё спасение, капитан просто сидел на судне. А, когда лётчик был найден и доставлен на БМРТ в судовой госпиталь, то первым, главным и основным спасателем естественно становился капитан. Он капитан судна, БМРТ- 227. Капитан сразу дал сообщение Американским властям, вёл с ними переговоры, имел взаимную свяь и фигурировал, как главный спасатель. Все РДО и прочее пописывает капитан и его имя всегда известно. Имя судна также отмечалось в документах и сообщениях.А ещё в прессе ,новостях было сказано, что погибающего в волнах океана америкаского лётчика, спасли русские. Вот это был также маленький штрих во славу и престиж русского морского дела. Все знали, что это далеко не просто.

     И ещё. Последний нюанс касательно этой истории. Несколько позже, уже после прихода судна в порт Таллинн, капитан и Ширков случайно встретились почти в центре города. Капитан был в хорошем настроении и приветливо подал руку.
По его словам, Американская сторона перечислила для премии спасателям красивую сумму денег - 11 тысяч Американских долларов. На удивлённый взгляд командира шлюпки, капитан переспросил, что получил ли Ширков свои деньги? Но Ширков ничего
не слышал об этой премии, ничего не знал тогда и тем более не знает, и сейчас.


     Этот репортаж является вступлением к основному рассказу- "Только вперёд".
     Рассказ о спасении лётчика США в Атлантическом океане.

Иллюстрация.

Ширков (в центре) со спасательной командой
в порту Таллинн,сентябрь 1977 год.
Фото Ф.Ключика.
Газета Советская Эстония № 225 (10 319)
Воскресенье,
25 сентября 1977 года.

Прим. Рассказы о спасении Американского лётчика в Атлантическом океане.

      Только вперёд.
      Тарантула.
      Вертолёт.
      Богиня удачи.