Через пустыни и в буран пробьётся к дому караван

Александр Жгутов
Фото из Интернета. Буранная степь.


Глава девятая сборника "Через пустыни и в буран пробьётся к дому караван"

«Через пустыни и в буран пробьётся к дому караван»



"Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
Замерзал ямщик..."

Русская народная песня

День седьмой. 8 ноября 1977 года.

  ...На улице начало замерзать. В радиаторах залита вода. Это сейчас в радиаторах незамерзающий тосол или антифриз. Если воду сольешь, где потом среди степи её достанешь? Так к нам подступил ещё один край другой беды. Я перегнал свою машину так,чтобы хоть немного закрыть от ветра машины казахов, так как они на могли их обогревать из-за отсутствия бензина. Казахи поняли,что у меня нет еды и дали мне кусочек хлеба и полстакана воды. Это была вся моя еда за последние два дня.
 Где-то около полудня у меня тоже закончился бензин. Очень тяжелые думы стали одолевать меня.
    Думаю, если ребята скоро не приедут,то хана моему радиатору,а вместе с ним и мне. Ребята приехали в начале второго часа дня,дали мне четыре ведра бензина,но на ветру часть бензина в бак не попала.  Дали мне пачку печенья и банку консервов(кильки) и велели поторапливаться,чтобы успел заправиться. В это время и к казахам подошли их машины. Казахи купили у кого-то две бочки бензина.
    Я  распрощался казахами и поехал своим путем.  85 километров пути я ехал больше 3 часов. Когда до поселка оставалось 400 -500 метров,у меня снова закончился бензин. У водителя встречной машины спросил как далеко заправка? Он сказал,что где-то около километра. Я прибежал на АЗС,спрашиваю у оператора,а он мне, короткий, как выстрел,ответ: Бензина нет.  Оказывается  бензин в Иргиз привозили один раз в сутки  на бензовозе с железнодорожной станции Челкар за 145 км.  Не задерживаясь на заправке, я побежал к своей машине прямо по полю. В это время началась такая песчаная буря,сильнее чем наша метель. Барханы на моем пути появлялись моментально. Заскочил в машину и почувствовал,что она шатается от ветра. Начало быстро холодать. У меня оставалась надежда только на то,что скоро вернутся ребята с бензином.

   Но первыми подъехали не наши парни,а казахи,с которыми я коротал ночь в степи.  Я им объяснил свою бедственную ситуацию. Они мне предложил взять ведро бензина. Я отвернул пробку внизу бензобака на машине казаха и начал заливать бензин в ведро. На ветру бензин раздувало и в мой бензобак попало,наверное, не больше пяти литров. Пока я наполнял бензином ведро,на ветру мои пальцы так окоченели,что я сам не смог завернуть пробку бака. Спасибо казаху,который сам  завернул пробку у бензобака.
Попрощавшись со мной,казахи поехали на заправку,хотя я предупредил их,что там бензина нет.
Я же, по договоренности с ребятами, поехал искать гостиницу.
 Когда нашел гостиницу,на улице уже смеркалось. Свет в гостинице отсутствовал из-за аварии на электролинии.
  Администратор меня обрадовал, сказав,что свободных мест много,так как все постояльцы разъехались в связи с празднованием юбилея Октября.
Из-за длительного отсутствия моих спутников,я начал напрягаться,думая,не приключилось ли опять с ними что-нибудь. Приехали они только часа через два.
 Свои машины мы поставили на неохраняемую стоянку возле гостиницы. В целях предотвращения попыток проникновения воров во внутрь машин,мы их поставили так, чтобы дверные замки почти касались  друг к другу Кроме того,мы сняли стекла задних фонарей и лампочки,щетки и держатели стеклоочистителей.
Кто не снял,тот утром пожалел об этом.
     Между собой договорились,что будем охранять машины по два часа,наблюдая через окно в коридоре гостиницы.
      Вскоре в гостинице дали свет. Мы поселились в двух номерах; в четырех и двухместном. Мне с Анатолием достался двухместный номер.
При гостинице работал ресторан. Туда мы и пошли устраивать запоздалый праздничный ужин.
Заказали по 200 граммов водки,закуску и вторые блюда.  С голодухи нам всё  показалось очень вкусным.
После ужина все пошли спать,а я до  полуночи остался дежурить. Потом меня сменил Толя,а кто должен был дежурить следующим, я не знаю,но кто-то своё дежурство подарил «царству Морфея» и благополучно проспал. Вот у тех,кто не снял со своих машин держатели стеклоочистителей,их открутили или выломали,украли лампочки и стекла с подфарников и задних фонарей.
 Утром о хищении мы сообщали в милицию дважды,но никто по нашим заявлениям так и не приехал...

 День восьмой. 9 ноября 1977 года.


   …. Две машины уехали на заправку занимать очередь,а я пошёл по магазинам в поисках куртки или фуфайки. В одном из магазинов мне удалось купить неказистую фуфаечку,но и ей я был радешенек,так как на улице стоял мороз около 10 градусов.
    Примерно в 13 часов одна из наших машин привезла бензин. Мы заправились, залили воду в радиаторы и поехали дозаправляться. Заправили полностью свои машины только к 17 часам. Возвратившись в гостиницу,пошли в ресторан,где пообедали и поужинали одновременно. Около 19 часов забрали свои вещи из номера и тронулись дальше на Карабутак. Дорогу по степи нам показали местные жители и предупредили,чтобы мы не проскочили отворотку вправо на гравийной дороге.
Я ехал третьим,впереди ехали Толя и Леня. Смотрю,они проскочили насыпь и погнали дальше. Я им мигаю фарами,но они,не видя моих сигналов,продолжили удаляться от меня. Я и все,кто был за мной,остановились. Минут через пятнадцать наши «спринтеры»,поняв оплошность,вернулись.
Так как дорога была очень плохая,от тряски в кабине все устали и на полпути  до Карабутака решили заночевать….

http://www.proza.ru/2016/11/04/1904